Введение
Глава 1. Понятие, значение и правовое регулирование минимального размера оплаты труда
1.1.Понятие и значение минимального размера оплаты труда
1.2. Законодательное регулирование минимального размера оплаты труда в Российской Федерации
Глава 2. Оплата труда государственных гражданских служащих
2.1. Общая характеристика денежного содержания государственных гражданских служащих
2.2. Проблемы применения особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих
Заключение
Список источников и литературы
Цель работы – теоретическое изучение проблемы правового регулирования минимального размера оплаты труда, определения понятия минимального размера оплаты труда в трудовом законодательстве Российской Федерации, а также выявление наиболее важных проблем, связанных с порядком оплаты труда государственных гражданских служащих.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие и сущность минимального размера оплаты труда;
- изучить особенности законодательного регулирования МРОТ;
- проанализировать общую характеристику денежного содержания государственных гражданских служащих;
- исследовать проблемы применения особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих.
Нормативно-правовую базу исследования составляют Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ, Федеральный закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.
Так же в работе рассматривается и судебная практика: Определение Верховного Суда РФ от 18 июля 2007 г. № 86-Г07-14 «Об оставлении без изменения решения Владимирского областного суда от 20.04.2007», которым отказано в удовлетворении заявления о признании не действующей в части ст. 3 Закона Владимирской области от 24.11.2005 г. № 172-ОЗ «О предельных нормативах размеров оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и муниципальных служащих в муниципальных образованиях Владимирской области»
Теоретико-методологическую базу исследования составили современные методы познания, разработанные юридической наукой и официально одобренные практикой. Среди общенаучных методов особенно отметим анализ (при изучении порядка установления минимального размера оплаты труда на территории Российской Федерации и субъектов). Выбор данного метода обусловлен его широкой распространенностью в отечественной юридической литературе. При выведении общих положений из отдельных фактов, примеров применялся метод индукции. При сопоставлении с фактами положений законодательства, мнений ученых и экспертов, высказанных в специальной литературе, применялся дедуктивный метод. Также в работе использованы частные методы исследования, среди которых наибольшее применение нашли сравнительно-правовой и исторический методы. Они были нами использованы при исследовании истории и динамики развития правового института минимального размера оплаты труда, при рассмотрении понятий и специфики указанного института в разных странах мира. Теоретической основой исследования в рассматриваемой сфере послужили работы Белицкой И.Я., Кузнецова Д.Л., Орловского Ю.П., Пашерстника А.Е. и др.
Поставленная цель и задачи предопределили структуру данной работы, она состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка источников и литературы.
Глава 1. Понятие, значение и правовое регулирование минимального размера оплаты труда
1.1. Понятие и значение минимального размера оплаты труда
В российской правовой науке существует большое число научных споров по поводу самых различных теоретических проблем трудового права как фундаментального, так и частного характера. Некоторые из них имеют длительную историю. Например, дискуссии по поводу соотношения трудового права со смежными отраслями права, многочисленного расхождения трудового законодательства и практики его применения, юридической ответственности за нарушение трудового законодательства РФ существуют довольно давно. Другие дискуссии имеют сравнительно небольшую историю. Например, спорные вопросы о принятии Трудового процессуального кодекса Российской Федерации, создании специализированных трудовых судов, обоснованности и необходимости существования трудовой процедурно-процессуальной отрасли права. Появление разнообразных дискуссий является нормальным механизмом дальнейшего развития отечественной правовой науки.
Между тем имеются некоторые проблемы, которые уже достаточно долго не обсуждались в литературе либо о которых современные публикации в целом не меняют ранее сложившегося мнения. В настоящей работе речь пойдет об одной такой проблеме - понятии минимального размера оплаты труда, его правильном применении и значении для теории и практики, а также о законодательном регулировании МРОТ в РФ.
К настоящему времени на международном уровне сформулировано несколько определений МРОТ, однако ни одно из них не закреплено непосредственно в общепризнанном международном акте. Все имеющиеся определения МРОТ представлены как коллективные мнения экспертов, изложенные в отчетах отдельных заседаний и конференций международного уровня. Приведем пример такого определения: МРОТ, "...будучи подсчитан на основе времени или производительности, составляет уровень, который не может быть урезан и применение которого гарантируется законодательством" [1]. Отметим, что это определение вряд ли целесообразно использовать при разработке национальных трактовок понятия МРОТ в силу его избыточно общего характера. Оно не иллюстрирует процедуры установления МРОТ, не упоминает так же о целях его установления. Это определение описывает юридический факт, но не предлагает направлений изменения и динамики развития. Таким образом, представленное определение лишь ограничивает область применения научно-учебными задачами.
На национальном уровне определения данного понятия, зачастую, включают в себя указание на то, что МРОТ является "минимальной суммой" и сопровождается ссылками на юридические, социальные и экономические критерии. Приведем примеры каждого из названных критериев:
- юридические критерии: предмет (выполненная работа), субъект (трудящийся), форма (денежная);
- социальные критерии: соответствие минимальным потребностям работника и членов его семьи (если работник является главой домашнего хозяйства);
- экономические критерии: покупательная способность наименее оплачиваемого работника, рост потребительских цен на товары и услуги .
Законодательство отдельных стран разительно отличается в определениях минимального размера оплаты труда и терминов, используемых для его иллюстрации. Так, например, некоторые страны рассматривают МРОТ как стандартный размер заработной платы ("базовая минимальная заработная плата" - Ботсвана, "базовая заработная плата" – Гамбия), другие подчеркивают социальные признаки МРОТ ("минимальный доход" - Чили, "минимальная социальная заработная плата" – Люксембург), иные обращают внимание на социально-экономические цели, заложенные в идею установления ("заработная плата минимального роста" - Франция). Как видим, если национальное законодательство определяет минимальный размер оплаты труда каким-либо из продемонстрированных способом, оно может также предлагать его трактовку.