Введение
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности обучающихся в учреждении среднего профессионального образования
1.1. Сущность и содержание внеурочной деятельности обучающихся
1.2. Педагогические условия организации внеурочной деятельности обучающихся
Глава 2. Организация внеурочной деятельности в «-»
2.1. Характеристика внеурочной деятельности в «-» в рамках реализации ФГОС
2.2. Оценивание внеурочной деятельности
2.3. Разработка программы внеурочной деятельности, направленная на адаптацию учащихся 1 курса
Заключение
Список использованной литературы
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить педагогические условия организации внеурочной деятельности обучающихся в учреждении среднего профессионального образования.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
- Выявить сущность и содержание внеурочной деятельности обучающихся;
- Определить педагогические условия организации внеурочной деятельности обучающихся;
- Провести анализ организации внеурочной деятельности в образовательной организации.
- Разработать предложения по повышению эффективности внеурочной деятельности в работе образовательной организации;
- Предложить программу организации внеурочной деятельности в образовательной организации.
Гипотеза исследования: я полагаю, что изучение сущности внеурочной деятельности учащихся СПО, определение организационно-методических условий проведения внеурочных занятий, определение и учет критериев удовлетворенности обучающихся проводимой воспитательной работой, способствуют повышению уровня социальной активности и индивидуальности обучающихся СПО.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод, который включает в себя теоретический анализ психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме, беседа, наблюдение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности обучающихся в учреждении среднего профессионального образования
1.1. Сущность и содержание внеурочной деятельности обучающихся
В современной методике обучения в общеобразовательной школе большое внимание уделяется внеурочной деятельности.
Следует заметить, что у исследователей отсутствует единство в определении таких часто используемых понятий как «внеклассная деятельность», «внеурочная деятельность» и «внеучебная деятельность».
В случае смещения акцентов данной деятельности в большей степени на воспитание и отсутствие учебных задач речь идет о «внеучебной деятельности».
Учитывая то обстоятельство, что в настоящее время вместо терминов «внеклассная деятельность» и «внеучебная деятельность» чаще употребляется термин «внеурочная деятельность», я в своем исследовании буду руководствоваться именно им.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы» [17].
Введение внеурочной деятельности в Федеральный государственный образовательный стандарт является инновационным для школьного образования.
Согласно ФГОС внеурочная деятельность в основной школе должна быть организована в настоящее время не столько по конкретным предметам, сколько по направлениям развития личности (общекультурное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное» [18].
При этом наблюдается заметное смещение акцентов с узкой предметной области на более широкие вопросы развития и воспитания личности в целом, иными словами, особое внимание уделяется развивающим и воспитательным задачам.
Становление понятия «внеурочная деятельность» обусловлено логикой развития российского общества, процессами, происходящими в образовательной практике, следовательно, в разное время в зависимости от идеологических и культурных потребностей общества смысл и содержание этого термина изменялись. В настоящее время оно закреплено нормативно [25].
В теории и практике отечественного образования изначально доминировали термины «внешкольная», «внеклассная», «внеучебная», «внеурочная» работа. Выделяются следующие этапы развития данных видов деятельности: дореволюционный (до 1917 г.), советский (1917–2010 гг.) и современный (с 2010 г.).
Обратимся к характеристике отдельных этапов.
Возникновение феномена «внешкольной работы» в российском образовании (до 1917 г.). Анализ педагогической литературы позволил установить, что «внешкольное образование» как явление впервые появляется в педагогической литературе в конце ХIХ в. [9]. Можно констатировать, что данный феномен был описан и в научно-педагогической литературе [1]. Внешкольное образование было тогда представлено как система просветительских учреждений, организаций и мероприятий «просветительского характера для народных масс» [13].
В этот период во многих губернских и даже уездных городах создавались первые внешкольные учреждения и организовывались досуговые мероприятия [9]. Так, в апреле 1898 г. в харьковском парке, по инициативе первого декана лесного отделения Петровской земледельческой и лесной академии В. Т. Собичевского, был реализован первый в России школьный праздник по посадке деревьев, участие в котором приняли 28 народных училищ города.
В Москве первые клубы, детские сады, имеющие название «Дневной приют для приходящих детей», были созданы усилиями С. Т. Шацкого [27] и А. У. Зеленко [9]. На базе данных заведений насчитывалось три мастерских и культурно-просветительское общество «Сетлемент», цель которого заключалась в удовлетворении культурных и социальных потребностей детей и молодежи, лишенной возможности в получении школьного образования.