Глава 1.Теоретические основы маркетинга персонала
1.1 Предпосылки формирования маркетинга персонала в организации и его основные виды
1.2 Характеристика основных составляющих маркетинга персонала организации
Глава 2. Анализ маркетинга персонала в ЗАО «Присколье»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ расходов на персонала и кадровой службы
Глава 3. Реализация основных направлений развития маркетинга персонала в ЗАО «Присколье»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций-племён, общин, кланов. По мере экономического развития и появления крупных организаций, управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. В организациях были созданы специальные подразделения, состоящие из людей, обладающих такими знаниями и навыками - отделы человеческих ресурсов. С развитием научно-технического прогресса и усложнением организаций во второй половине ХХ века расширились функции этих отделов - администрирование льгот и поддержание отношений с профсоюзами, дополнилось подбором, обучением и развитием персонала, созданием систем компенсации, развития карьеры, коммуникации, и значительно выросло их значение для организации.
По оценкам ведущих специалистов рекрутских агентств, в России профессиональный подбор персонала находится пока на начальной стадии. Но интерес к вопросам управления человеческими ресурсами в нашей стране достаточно высок. Всё большее число людей разделяют мнение о том, что способность организации эффективно управлять своими сотрудниками является главным источником её долговременного процветания.
Целью курсовой работы является анализ маркетинга персонала предприятия ЗАО «Присколье».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть предпосылки формирования маркетинга персонала в организации и его основные виды;
- дать характеристику основных составляющих маркетинга персонала организации;
- провести анализ маркетинга персонала в ЗАО «Присколье»;
- выявить основные направления развития маркетинга персонала в ЗАО «Присколье».
Объектом исследования является персонала ЗАО «Присколье», предметом – формирование маркетинга персонала ЗАО «Присколье».
Теоретическую основу курсовой работы составили данные учебной литературы в области управления персоналом.
Структуру курсовой работы раскрывают: введение, основная часть (три главы), заключение, список использованной литературы и приложений.
Глава 1.Теоретические основы маркетинга персонала
1.1 Предпосылки формирования маркетинга персонала в организации и его основные виды
Маркетинг персонала - вид управленческой деятельности, направленной на долговременное обеспечение организации человеческими ресурсами, выявления круга источников и путей обеспечения этой потребности. Маркетинг персонала является условием роста человеческого ресурса организации за счет внешних источников. Маркетинг персонала включает:
- исследование рынка рабочей силы;
- исследование качеств кандидатов, а также их требований и возможностей;
- воздействие на субъективное восприятие кандидатом преимуществ рабочего места в организации (реклама должностей)
- формирование потенциальных кандидатов в резерв внутри организации. Основными предпосылками маркетинга персонала следует считатьорганизационную структуру управления, состояние кадрового потенциала организации, наличие вакансий в штатном расписании, фирменный стиль управления [2, c. 102].
Следует выделить два основных принципа маркетинга персонала: Первый принцип предполагает рассмотрение задач маркетинга персонала в широком смысле. Под маркетингом персонала в данном случае понимается определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами. Персонал (в том числе и потенциальный) рассматривается в качестве внешних и внутрецних клиентов организации. Целью такого маркетинга является оптимальное использование кадровых ресурсов путем создания максимально благоприятных условий труда. (Фактически это «продажа» предприятия своим собственным сотрудникам).
Второй принцип предполагает толкование маркетинга персонала в более узком смысле - как особую функцию службы управления персоналом. Эта функция направлена на выявление и покрытие потребности предприятия в кадровых ресурсах.
Важным условием достижения целей организации выступает четкое определение требований к персоналу, его социальных потребностей в процессе профессиональной деятельности и обеспечение удовлетворения этих требований [5, c. 89].
Информационная функция маркетинга персонала состоит в создании информационного
- базиса, который предоставляет собой основу планирования в области сегментирования рынка и коммуникаций по целевым группам (сегментам рынка). Она может быть дифференцирована на следующие более частные функции:
1.изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам;
- исследования внешней и внутренней среды организации;
3.исследование рынка труда;
4. изучение имиджа организации как работодателя.
1.2 Характеристика основных составляющих маркетинга персонала организации
Для каждой фирмы, независимо от ее размеров, важен положительный результат деятельности. Как правило, он выражается в получении прибыли. Квалифицированные кадры, хорошие условия работы, высокая зарплата не всегда гарантируют полный успех. Он во многом зависит от руководителя (директора). Его деятельность, направленная на создание рабочей атмосферы, называется так: маркетинг персонала. Это понятие включает в себя несколько аспектов, которые необходимо знать и учитывать в работе с людьми.
Четкая формулировка цели и миссии компании
Общая цель сплачивает людей. Они знают, для чего делают свою работу. Кроме того, работа в команде позволяет добиваться больших результатов за минимальное количество времени. Стоит отметить, что цель должна быть изложена таким образом, чтобы каждый мог ее легко понять и запомнить. Она должна быть максимально простой и интересной.
Диагностика организационной культуры
Маркетинг персонала предполагает создание неких правил и законов, которые действуют только внутри фирмы и способствуют работоспособности. Очень часто бывает, что руководитель позволяет своим подчиненным некоторые свободы в поведении. В результате в коллективе возникают неформальные отношения, основанные на привычках отдельных людей. В такой ситуации руководителю очень сложно как-либо повлиять на рабочий процесс. Это отрицательно сказывается на продуктивности и, как результат, снижается доход всего предприятия или фирмы. Следовательно, задача руководителя –четко сформулировать требования, предъявляемые к персоналу (график работы, форма одежды, правила общения и поведения, обязанности и т.д.) [10, c. 52].
Определение потребностей в персонале
Для того чтобы не нести убытки и повысить доход, необходимо определить количество человек, которое нужно для достижения поставленной цели. Руководитель, изучающий маркетинг персонала как науку, справится с этим без труда. В рамках данной задачи необходимо просчитать нагрузку для каждого сотрудника и размер заработной платы. В итоге можно будет определить минимальное и максимальное количество работников, необходимое на данный момент.
Создание востребованных рабочих мест
Для привлечения квалифицированных специалистов необходимо создавать соответствующие условия труда. При этом играет роль как уровень заработной платы, так и коллектив, помещение и так далее.
Введение системы поощрения
Управление кадрами – это не только различные методы контроля и ограничений. Для самых лучших и трудолюбивых сотрудников должно быть предусмотрено премирование, повышение по служебной лестнице и т.д.
Для того чтобы цели были понятнее, рассмотрим функции, которые возлагаются на маркетинг персонала:
- Информационная. Сбор различных сведений: о рынке труда, внешней и внутренней среде организации и т.д.
- Аналитическая. Обработка полученных данных, составление различных отчетов и предложение мероприятий по улучшению работы сотрудников.
- Коммуникативная. Налаживание связей с рынком труда и сотрудниками. Это необходимо для удовлетворения потребностей организации в персонале. Такие связи осуществляются через службу занятости населения, учебные заведения, кадровые агентства, средства массовой информации [19, c. 111].
Подводя итоги, можно сказать, что маркетинг персонала – это специализированная деятельность, направленная на создание работоспособного коллектива, поддержание и улучшение его функционирования. Как правило, в крупных организациях создаются специальные отделы, которые именно этим и занимаются. Опытных и квалифицированных специалистов не так много и привлечь их нелегко. Поэтому задачей маркетологов является создание таких условий для работы, от которых будет невозможно отказаться.