Введение
Глава 1. Формирование политических представлений и молодежи и ее субкультуры в современной России
1.1. Политические ориентации российской молодежи как результат воздействия политических институтов
1.2. Причины следования молодежным субкультурам в современной России
1.3. Общая характеристика основных политических молодежных субкультур современной России
Глава 2. Политические представления современной молодежи как основания формирования национально-государственной идентичности
2.1. Проблемы формирования национально-государственной идентичности современной молодежи
2.2. Оценка формирования национально-государственной идентичности молодежи России в современный период
Заключение
Список использованных источников
Целью исследования является изучение политических представлений современной российской молодежи.
Задачи исследования определяются поставленной целью и заключаются в следующем:
- проанализировать политические ориентации российской молодежи как результат воздействия политических институтов;
- выявить причины следования молодежным субкультурам в современной России;
- изучить основные политические молодежные субкультуры современной России;
- определить проблемы формирования национально-государственной идентичности современной молодежи;
- провести оценку формирования национально-государственной идентичности молодежи России в современный период.
Методику и методологию исследования составляют фундаментальные положения теории познания социально-правовых явлений. Для решения поставленных задач использовались общие и частно-научные методы, среди которых следует выделить методы научного анализа и синтеза, сравнения, обобщения, а также статистический и ряд социологических методов: наблюдение, изучение документов, контент-анализ и др.
Применение названных методов позволило исследовать объект во взаимосвязях абстрактного и конкретного, комплексного и единичного, в результате чего были выявлены некоторые тенденции, сделаны обобщения, сформулированы рекомендации по совершенствованию политических представлений российской молодежи в современный период.
Теоретическую основу настоящего исследования составили научные труды отечественных и зарубежных специалистов в области политологии, конституционного и административного права.
Структура и объем исследования. Структура работы определена целью и задачами исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из шести параграфов, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Формирование политических представлений и молодежи
и ее субкультуры в современной России
1.1. Политические ориентации российской молодежи как результат воздействия политических институтов
Молодежь - одна из наибольших социально-демографических групп в обществе. В процентном соотношении размер ее варьируется от 25 до 35% от общего числа сообщества людей. Отличительный признак формирования молодежного правового сознания заключается в том, что данный процесс совершается в условиях общей социализации и политической, и наиболее результативно происходит в виде политического участия. Правосознание, являясь правовой категорией, означает общность идей, взглядов, ориентиров ценностей, установок, в которых выражается отношение этой группы к праву, к тому, что неправомерно или правомерно. Его во многом определяют социально-экономические условия общественной жизни, демократические и культурно-правовые традиции.
Формирование молодежного правового сознания всегда было важным для развития любого общества, потому что ее основная функция - воспроизводство политического устройства. В период правовой социализации молодежью усваиваются нормы, основные ценности, навыки в правовом поведении и, соответственно возрастным особенностям, они трансформируются в соответствии с обстоятельствами существования, с событиями их жизни.
Особо наглядной роль в формировании правового сознания в переломные периоды в жизни общества бывает, когда совершается ломка социальных структур, властной системы. Новое Российское государство является значительно ограниченным в возможностях воздействия на формирование правосознания молодежи.
Первая причина - ранее имевшиеся в советском обществе крупные институты политического воспитания и социализации - пионерия и комсомол - остались в истории, а сформировавшиеся в новых обстоятельствах организации молодежи оказывают фрагментарное воздействие на формирование правосознания, охватывая, как правило, ограниченные по числу лиц молодежные группы.
Вторая причина - национальная система образования, продолжая оставаться институтом, который свободен от идеологического и политического диктата, наряду с этим оказалась исключенной из механизма правового воспитания подрастающих поколений.
Третья причина - противоречивое свойство социальных и политических процессов и, как результат - неопределенность будущего молодежи, высокое дифференцирование социального статуса служат существенным подрывом авторитета государства и доверия к власти в среде молодежи.
В таких обстоятельствах основные субъекты политической молодежной социализации - не институты гражданского общества и государство, а средства массовых коммуникаций, формирующее влияние которых не всегда бывает в соответствии с общенациональными интересами. По этой причине воздействие их на правосознание подрастающих поколений зачастую бывает негативным. Как результат - молодежь попадает под влияние негражданского и непатриотического отношения к обществу, вовлекается в деятельность радикально настроенных политических групп, иногда националистического, неофашистского толка, или же криминализируется. Совокупность этого приводит к усложнению политических процессов, которые связаны с образованием позитивных моделей правосознания и действий со стороны гражданского общества и государства .
Итак, поиск государством результативных механизмов и путей по формированию правового молодежного сознания - актуальная политическая проблема, которой требуется комплексное и системное решение.
Формирование правосознания личности детерминируется окружающей ее социальной средой. Длительность становления правосознания определяет многочисленность факторов как общесоциального порядка, так и той микросреды, в которой непосредственно личность находится. Получаемая правовая информация молодыми людьми своим источником по большей части имеет средства массовой информации и неформальные источники, т.е. ближайшее социальное окружение индивида, включающее родственников и в еще большей степени друзей. Очевидно, что субъективное восприятие и обработка правовой информации претерпевают влияние ее персонифицированного носителя. В молодежной субкультуре таковыми оказываются товарищи, с которыми группируется юноша или девушка. Неформальный источник правовой информации далеко не всегда показывает высокий уровень правовой образованности, что приводит к неспособности молодых людей осознавать и в полной мере выполнять правовые обязанности.