Курсовая работа|Социальная работа

Курсовая Профилактика девиантного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Telesammit

Год: 2022 | Страниц: 41

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические и методологические подходы к изучению девиантного поведения подростов

1.1. Сущность девиантного поведения как психолого-педагогического феномена

1.2. Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте

Выводы по главе 1.

ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование профилактики девиантного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы

2.1. Исходные показатели девиантного поведения у подростков

2.2. Программа профилактики девиантного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы

2.3. Эффективность профилактики девиантного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы

Выводы по главе 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

Ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно-личностное общение со сверстниками, на что указывали В.В. Абраменкова, И.Ф. Шиляева и др. Взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, и во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на формирование социальных установок и его личностных особенностей. Как показывают исследования, для подростков значимыми являются различные референтные группы, которые в некоторых случаях оказывают влияние на формирование девиантного поведения. Подросток сегодня находится в непростой ситуации, в ситуации разорванных связей, когда он существует одновременно и в реальном социальном пространстве, и в виртуальном мире, формирующемся, прежде всего, такими средствами массовой информации, как телевизор и компьютер. Все это вызывает девиантное поведение у подростков.

Объект исследования – девиантное поведение у подростков.

Предмет исследования – профилактика девиантного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы.

Цель работы – разработать и выявить эффективность программы профилактики девиантного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы.

Задачи:

  • охарактеризовать теоретические и методологические подходы к изучению девиантного поведения подростов;
  • провести исследование девиантного поведения у подростков;
  • разработать и реализовать программу профилактики девиантного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы;
  • выявить эффективность программу профилактики девиантного поведения у подростков.

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: анализ, сравнение, систематизация и обобщение психолого-педагогической литературы.
  2. Эмпирические методы: психодиагностический метод.
  3. Методы математической статистики.
  4. Интерпретационные методы: качественный анализ эмпирических данных.

Эмпирической базой исследования выступило бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №81». Эмпирическую выборку составили 35 подростков. Диапазон возрастных границ испытуемых варьировался от 13 до 14 лет.

 

ГЛАВА 1. Теоретические и методологические подходы к изучению девиантного поведения подростов

1.1. Сущность девиантного поведения как психолого-педагогического феномена

Одной из тревожных тенденций в современном обществе является растущее отчуждение родителей и детей. В отсутствие позитивного взаимодействия с родителями дети не воспринимают модели поведения и модели семейного взаимодействия, предлагаемые близкими взрослыми. Отрицательный опыт общения с родителями чреват образованием детей, пренебрегающих старшим поколением, отказа от принятых культурных форм поведения в обществе, отказа от социальных традиций и трудностей в социальной адаптации ребенка.

Во многих отношениях причины этих тенденций связаны с изменением ритма жизни, когда у родителей почти нет времени для совместных досуга с детьми: семейные обеды, вечерние беседы, общие игры, чтение детских книг, просмотр детских развлечений и учебные программы и т. д. В сотрудничестве взрослый и ребенок теряют важную и традиционную линию передачи социально развитых социальных норм. В связи с этим увеличивается число подростков с девиантным поведением.

В практике психологических исследований применяется широкий спектр методик, направленных на выявление этих особенностей. Большинство из них принадлежат так называемым проективным методикам исследования личности ребёнка, которые достаточно полно описывают методические приёмы и процедуры их применения (А.Л. Венгер, Р.С. Бернс, С.А. Болдырев, Д.Я. Райгородский, Е.С. Романова, О.Ф Потёмкина и др.).

Девиантное поведение является сложным явлением и изучается в рамках нескольких научных дисциплин: социологии, криминологии, психиатрии, психологии, педагогики и других. В психологии девиантное поведение рассматривается как явление, которое характеризует человека [8]. Как правило, эти типы девиантного поведения различаются, такие как агрессивность, садизм, склонность к краже, обману и бродяжничеству, беспокойство, одиночество, депрессия, аутоагрессия (суицидальное поведение), гиперактивность, виктимизация, стресс, фобии, ревность, гипер- и гипоактивность, расстройства пищевого поведения (переедание, голодание), аномалии сексуального поведения, пристрастия, поведенческие ритуалы, навязчивые мысли и моторные привычки и т. д. 

Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от норм и стандартов, принятых обществом: правовых, моральных, возрастных, этнических и др.

Правовые нормы – это правила, закрепленные в законах государства, которые контролируют их реализацию. Они четко фиксируют права и обязанности граждан, а также определяют санкции государства в случае несоблюдения установленных требований. Правовые нормы не противоречат друг другу, ни нормы морали.

Моральные нормы – это утвержденный и принятый набор правил, регулирующих поведение человека и его взаимоотношения с людьми и обществом, которые не установлены законом. Среди моральных категорий, определяющих действия человека, прежде всего, такие вещи, как «добро», «зло», «совесть», «долг», «достоинство», «честь», «счастье», «смысл жизни». Многие авторы проводят перелом между моральными и моральными нормами, которые рассматриваются как совокупность правил поведения, разработанных обществом, принимаемых индивидуумом. Таким образом, мораль – это совокупность принципов и моделей поведения, которые действуют как система внешних требований, налагаемых на человека, а мораль определяется стандартами поведения, определяемыми личным опытом человека, и выражает его внутреннюю необходимость действовать в соответствии с его собственных принципов.

Возрастные нормы характеризуют особенности поведения и психики человека в определенном возрасте: младенческого, раннего, дошкольного, школьного, зрелого, пожилого и старческого. Мы можем говорить о возрастных нормах, существующих на повседневном уровне, которые основаны на многовековой практике взаимодействия людей друг с другом, но стандарты, используемые в профессиональной деятельности психологов и педагогов, в основном основаны на научных данных о генезе и поведении человека.

  1. Бандура, А. Теория социального научения; пер. с англ. А. Грузберга / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 320 с.
  2. Бородина, Н.В. Анализ отечественного и зарубежного опыта в профилактике делинквентного поведения подростков / Н. В. Бородина, И. А. Мушкина, О. П. Садилова // Путь науки. – 2014. – Т. 2. – № 9 (9). – С. 31-37.
  3. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2002. – 1008 с.
  4. Гилева, Н. С. Психология девиантного поведения: учебно-методическое пособие / Н.С. Гилева. – Омск: Издательство СибГУФК, 2012. – 128 с.
  5. Голубев, Ю.В. Делинквентное поведение как форма девиантного поведения / Ю. В. Голубев // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2013. – № 18. – С. 138-140.
  6. Ермолаева, М.В. Психология развития: Методическое пособие / М.В. Ермолаева. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК, 2013. – 376 с.
  7. Завражин, С. А.. Очерки по истории и теории превентивной педагогики: монография / С. А. Завражин, О. М. Овчинников, Л. К. Фортова. – Владимир, 2017. – 339 с.
  8. Запорожец, А.В. Значение ранних периодов детства для формирования личности / А.В. Запорожец // Принцип развития в психологии. Сборник статей / под ред. Л.И. Анциферовой. – М.: Наука, 1978. – С. 243–248.
  9. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров. – СПб: Союз, 2005. – 169 с.
  10. Зиннуров, Ф.К. Педагогическая коррекция начальной стадии девиантного поведения подростков / Ф.К. Зиннуров, В.И. Красильников, А.М. Гайфутдинова // Вестник Казанского юридического института МВД России. – 2014. – № 2 (16). – С. 6-13.
  11. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
  12. Каубиш, В. К. О факторах, определяющих девиантное поведение подростков / В.К. Каубиш // История Сабуровой дачи. Успехи психиатрии, неврологии, нейрохирургии и наркологии / под общ. ред. И.И. Кутько, П.Т. Петрюка. – Харьков, 1996. – Т.3. – С. 220-221.
  13. Кенсаринова, М.В. Девиантное поведение как педагогическая проблема / М.В. Кенсаринова // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 1-2. – С. 264-266.
  14. Козлов, В.В. Работа с кризисной личностью методическое пособие / В.В. Козлов. – 2-е изд., доп. – М., 2014. – 312 с.
  15. Комарова, Э.П. Интеллектуализация образования как средство профилактики девиантного поведения подростка / Э. П. Комарова // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития. cборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием. – Рязань, 2020. – С. 333-337.
  16. Крафт, О.А. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков / О.А. Крафт // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2014. – № 29. – С. 88-91.
  17. Менделевич, В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В.Д. Менделевич. – М.: МЕДпресс-информ, 2015. – 432 с.
  18. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура / Пер. с англ. А.Д. Ковалева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oplib.ru/random/view/916506
  19. Минин, А. Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи / А.Я. Минин, О.Ю. Краев – М.: Прометей, 2016. – 140 с.
  20. Можгинский, Ю.Б. Агрессия у подростков: Эмоциональный и кризисный механизм / Ю. Б. Можгинский. – СПб.: Лань, 1999. – 127 с.

Всего 30 источников литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское