ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические подходы к изучению девиантного поведения подростов
1.1. Сущность девиантного поведения как психолого-педагогического феномена
1.2. Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте
Выводы по главе 1.
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование профилактики девиантного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы
2.1. Исходные показатели девиантного поведения у подростков
2.2. Программа профилактики девиантного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы
2.3. Эффективность профилактики девиантного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы
Выводы по главе 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ
Ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно-личностное общение со сверстниками, на что указывали В.В. Абраменкова, И.Ф. Шиляева и др. Взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, и во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на формирование социальных установок и его личностных особенностей. Как показывают исследования, для подростков значимыми являются различные референтные группы, которые в некоторых случаях оказывают влияние на формирование девиантного поведения. Подросток сегодня находится в непростой ситуации, в ситуации разорванных связей, когда он существует одновременно и в реальном социальном пространстве, и в виртуальном мире, формирующемся, прежде всего, такими средствами массовой информации, как телевизор и компьютер. Все это вызывает девиантное поведение у подростков.
Объект исследования – девиантное поведение у подростков.
Предмет исследования – профилактика девиантного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы.
Цель работы – разработать и выявить эффективность программы профилактики девиантного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи:
- охарактеризовать теоретические и методологические подходы к изучению девиантного поведения подростов;
- провести исследование девиантного поведения у подростков;
- разработать и реализовать программу профилактики девиантного поведения у подростков в условиях общеобразовательной школы;
- выявить эффективность программу профилактики девиантного поведения у подростков.
Методы исследования:
- Теоретические методы: анализ, сравнение, систематизация и обобщение психолого-педагогической литературы.
- Эмпирические методы: психодиагностический метод.
- Методы математической статистики.
- Интерпретационные методы: качественный анализ эмпирических данных.
Эмпирической базой исследования выступило бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №81». Эмпирическую выборку составили 35 подростков. Диапазон возрастных границ испытуемых варьировался от 13 до 14 лет.
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические подходы к изучению девиантного поведения подростов
1.1. Сущность девиантного поведения как психолого-педагогического феномена
Одной из тревожных тенденций в современном обществе является растущее отчуждение родителей и детей. В отсутствие позитивного взаимодействия с родителями дети не воспринимают модели поведения и модели семейного взаимодействия, предлагаемые близкими взрослыми. Отрицательный опыт общения с родителями чреват образованием детей, пренебрегающих старшим поколением, отказа от принятых культурных форм поведения в обществе, отказа от социальных традиций и трудностей в социальной адаптации ребенка.
Во многих отношениях причины этих тенденций связаны с изменением ритма жизни, когда у родителей почти нет времени для совместных досуга с детьми: семейные обеды, вечерние беседы, общие игры, чтение детских книг, просмотр детских развлечений и учебные программы и т. д. В сотрудничестве взрослый и ребенок теряют важную и традиционную линию передачи социально развитых социальных норм. В связи с этим увеличивается число подростков с девиантным поведением.
В практике психологических исследований применяется широкий спектр методик, направленных на выявление этих особенностей. Большинство из них принадлежат так называемым проективным методикам исследования личности ребёнка, которые достаточно полно описывают методические приёмы и процедуры их применения (А.Л. Венгер, Р.С. Бернс, С.А. Болдырев, Д.Я. Райгородский, Е.С. Романова, О.Ф Потёмкина и др.).
Девиантное поведение является сложным явлением и изучается в рамках нескольких научных дисциплин: социологии, криминологии, психиатрии, психологии, педагогики и других. В психологии девиантное поведение рассматривается как явление, которое характеризует человека [8]. Как правило, эти типы девиантного поведения различаются, такие как агрессивность, садизм, склонность к краже, обману и бродяжничеству, беспокойство, одиночество, депрессия, аутоагрессия (суицидальное поведение), гиперактивность, виктимизация, стресс, фобии, ревность, гипер- и гипоактивность, расстройства пищевого поведения (переедание, голодание), аномалии сексуального поведения, пристрастия, поведенческие ритуалы, навязчивые мысли и моторные привычки и т. д.
Девиантное поведение – это поведение, отклоняющееся от норм и стандартов, принятых обществом: правовых, моральных, возрастных, этнических и др.
Правовые нормы – это правила, закрепленные в законах государства, которые контролируют их реализацию. Они четко фиксируют права и обязанности граждан, а также определяют санкции государства в случае несоблюдения установленных требований. Правовые нормы не противоречат друг другу, ни нормы морали.
Моральные нормы – это утвержденный и принятый набор правил, регулирующих поведение человека и его взаимоотношения с людьми и обществом, которые не установлены законом. Среди моральных категорий, определяющих действия человека, прежде всего, такие вещи, как «добро», «зло», «совесть», «долг», «достоинство», «честь», «счастье», «смысл жизни». Многие авторы проводят перелом между моральными и моральными нормами, которые рассматриваются как совокупность правил поведения, разработанных обществом, принимаемых индивидуумом. Таким образом, мораль – это совокупность принципов и моделей поведения, которые действуют как система внешних требований, налагаемых на человека, а мораль определяется стандартами поведения, определяемыми личным опытом человека, и выражает его внутреннюю необходимость действовать в соответствии с его собственных принципов.
Возрастные нормы характеризуют особенности поведения и психики человека в определенном возрасте: младенческого, раннего, дошкольного, школьного, зрелого, пожилого и старческого. Мы можем говорить о возрастных нормах, существующих на повседневном уровне, которые основаны на многовековой практике взаимодействия людей друг с другом, но стандарты, используемые в профессиональной деятельности психологов и педагогов, в основном основаны на научных данных о генезе и поведении человека.