Введение.
Глава 1. Распределительные центры: сущность, структура и назначение.
1.1. Существующие методики и концепции логистических систем.
1.2. Функции, структура и задачи распределительного центра.
1.3. Варианты организации работы распределительного центра.
Глава 2. Особенности развития распределительных центров в России: практический аспект.
2.1. Обзор и особенности использования распределительных центров в России.
2.2. Практика управления запасами через распределительные центры на примере предприятий России и СНГ.
2.3. Перспективы развития в России логистических распределительных центров
Заключение.
Список литературы
Приложение 1. Современное состояние рынка логистических услуг в РФ
Приложение 2. Виды услуг, оказываемые логистическим провайдером
Приложение 3. Основные 3PL-операторы в России
Рынок логистических услуг в РФ и странах СНГ находится на начальном уровне развития – он не сформирован, не структурирован и в большинстве случаев непрозрачен. Отсутствует достоверная статистическая информация по объемам рынка в России, структуре услуг и доходах. При отсутствии саморегулирующихся организаций в сфере логистического бизнеса отсутствуют стандарты логистических услуг. Спрос на качественные логистические услуги в странах бывшего Советского Союза значительно превышает предложение, а сколь-нибудь серьезная конкуренция отсутствует. При этом обеспеченность складскими площадями заметно отстает от общемировых тенденций, даже в наиболее развитом Московском регионе (см. Приложение 1).
Особенность логистики заключается в системном рассмотрении совокупности всех звеньев производственного процесса с позиций единой материалопроизводственной цепи, которая имеет название «логистическая система»[1]. Одними из важных звеньев этой цепи являются распределительные центры (РЦ). Они осуществляют взаимодействие отдельных звеньев этой цепи на техническом, технологическом, экономическом, финансовом, методологическом и других уровнях интеграции. Сокращение затрат на ресурсы и минимизация временных затрат достигается за счет оптимизации сквозного управления материальными и информационными потоками.
Актуальность использования распределительных центров диктуется нынешними условиями и состоянием рынка логистических услуг. Разработка оптимальных схем перевозок (оптимальных логистических цепочек) является предметом транспортной логистики. Вопрос о создании логистических центров – систем, которые осуществляли бы планирование и организацию рациональной доставки грузов, контроль выполнения согласованного графика перевозки и предоставление соответствующей информации грузовладельцам – назрел. Девять из десяти торговых компаний сегодня убеждены – «культура поставщика» оставляет желать лучшего. А потому приходится искать альтернативные способы взаимодействия с этим участником рынка. По оценкам специалистов, из 300 поставщиков современного супермаркета лишь их третья часть работает на регулярной основе. Все остальные – мелкооптовые посредники случайного характера, не способные в нужном количестве и в нужное время поставлять товары в сеть. Как же распределительный центр может оптимизировать цепочку товаро-снабжения? Когда оправданно строить собственный РЦ, а когда стоит обратиться к логистическому оператору? Каковы риски организации собственного распределительного центра и возможно ли их избежать? В данной работе будут рассмотрены эти вопросы, а так же будут даны основные определения логистики, раскрыта сущность и особенности распределительных центров, как важной основы современных логистических услуг.
Глава 1. Распределительные центры: сущность, структура и назначение
1.1. Существующие методики и концепции логистических систем
В настоящее время в мире разработано и используется множество логистических концепций. Принципиально среди них можно выделить представителей двух различных типов – «тянущие» системы и «толкающие»[2].
«Тянущие» системы (pull systems), являются такими логистическими ситемами в которых размещение заказов на пополнение запасов материальных ресурсов или готовой продукции происходит, когда количество их в определенных звеньях логистической системы достигает критического уровня. При этом запасы «вытягиваются» по распределительным каналам от поставщиков материальных ресурсов или логистических посредников в системе дистрибьюции.
Самой известной среди «тянущих» концепций является концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT). С логистических позиций эта концепция основана на довольно простой логике управления запасами без какого-либо ограничения к требованию минимума запасов: потоки материальных ресурсов (МР) тщательно синхронизированы с потребностью в них, задаваемой производственным расписанием выпуска готовой продукции. Подобная синхронизация есть не что иное, как координация двух базисных логистических функций: снабжения и производственного менеджмента. В дальнейшем эта концепция была успешно применена и в дистрибьюции, системах сбыта готовой продукции, а в настоящее время – и в макрологистических системах.
В идеальном случае МР или готовая продукция (ГП) должны быть доставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тот момент, когда в них есть потребность (не раньше, не позже), что исключает излишние запасы как в производстве, так и в дистрибьюции. Многие современные логистические системы, основанные на данном подходе, ориентированы на короткие составляющие логистических циклов, что требует быстрой реакции звеньев логистической системы на изменения спроса и соответственно производственной программы.
В концепции «точно в срок» (Just in Time, JIT) существенную роль играет спрос, определяющий дальнейшее движение сырья, материалов/компонентов, полуфабрикатов и готовой продукции. Короткие составляющие логистических циклов в системах, применяющих данный подход, способствуют концентрации основных поставщиков МР вблизи главной фирмы, осуществляющей процесс производства или сборки готовой продукции. Фирма старается выбрать небольшое число поставщиков, отличающихся высокой степенью надежности поставок, так как любой сбой в поставках может нарушить производственное расписание. В соответствии с этой концепцией поставщики становятся, по существу, партнерами производителей готовой продукции в их бизнесе. Для эффективной реализации технологии JIT должны работать с надежными телекоммуникационными системами и информационно-компьютерной поддержкой.
Одной из первых попыток практического внедрения концепции «точно в срок» явилась разработанная корпорацией Toyota Motor микрологистическая система KANBAN (что в переводе с японского означает «карта»). Сущность системы KANBAN заключается в том, что все производственные подразделения завода, включая линии конечной сборки, снабжаются материальными ресурсами, только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа, заданного подразделением-потребителем. Таким образом, в отличие от традиционного подхода к производству структурное подразделение-производитель не имеет общего жесткого графика производства, а оптимизирует свою работу в пределах заказа подразделения фирмы, осуществляющего операции на последующей стадии производственно-технологического цикла. Средством передачи информации в системе является специальная карточка «kanban» в пластиковом конверте. Кратко суть «канбан» в Японии передают одной фразой: «Избегайте «трех М» – muri (излишек), muda (потери), mura (неравномерность)». Анализ мирового опыта применения микрологистической системы KANBAN многими известными машиностроительными фирмами показывает, что она дает возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные - на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества готовой продукции.
[1] Лавров О.В. Материальные потоки в логистике: Конспект лекции по курсу «Логистика». – Саратов, 2005.
[2] Логистика: Учебное пособие / Под ред. проф. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2007.