Введение
Глава 1. Развитие законодательства о средствах индивидуализации и сущность товарного знака
1.1 Становление и развитие законодательства о средствах индивидуализации в России
1.2 Товарный знак и знак обслуживания как объект правовой охраны и его разновидности
Глава 2. Право собственности на товарные знаки и знаки обслуживания
2.1 Содержание прав на товарный знак и знак обслуживания
2.2 Возникновение, прекращение и ограничения права на товарный знак и знак обслуживания
Заключение
Библиографический список
Целью работы является изучение особенностей правового регулирования товарных знаков и знаков обслуживания в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– изучить становление и развитие законодательства о средствах индивидуализации в России;
– рассмотреть особенности товарного знака и знака обслуживания как объектов правовой охраны и его разновидности;
– изучить содержание прав на товарный знак и знак обслуживания;
– рассмотреть особенности возникновения, прекращения и ограничения права на товарный знак и знак обслуживания.
Теоретической основной исследования послужили работы таких авторов как А.П. Сергеев, И.А. Петров, О.А. Рузакова и т.д.
Нормативно - правой основой работы стали, прежде всего, Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть четвертая), Административный кодекс Российской Федерации и др.
Методологическую основу составляют как общенаучные (системного подхода, анализа, синтеза, аналогии), так и частнонаучные методы познания - сравнительно - правовой и формально-юридический, а также метод толкования правовых норм и комплексного анализа законодательства.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, анализа правоприменительной практики по теме работы , методической разработки по теме исследования, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Развитие законодательства о средствах индивидуализации и сущность товарного знака
1.1 Становление и развитие законодательства о средствах индивидуализации в России
До недавнего времени в России правовое регулирование, связанное с товарными знаками, практически отсутствовало, так как количество их регистрации было небольшим, отсутствовала судебная практика, теоретическая разработка.
Несмотря на то, что система товарных знаков в известном нам виде сложилась совсем недавно по историческим меркам (а именно в XIX веке), история самой категории довольно обширна и определенно заслуживает внимания. Только после исследования основных этапов развития института товарных знаков в общемировой и российской практике можно понять современное положение дел.
Понятие товарного знака сравнительно молодое. История института товарных знаков, регистрация которых происходит в административном порядке, начинается с английского Закона регистрации товарных знаков 1875 года, который дает первое описание товарного знака: «товарный знак состоит из одного (или более) существенного элемента, т.е. имени лица или фирмы, напечатанного, вытисненного или вытканного, или из прописной подписи или копии прописной подписи лица или фирмы, или из отличительного устройства, обозначения, заглавия, ярлыка или билета, а также к любым этим элементам могут быть добавлены любые буквы, слова или рисунки или их сочетания».
В России существовали такие «товарные протознаки», как клеймо, тавро, штамп (печать), филигрань.
На Руси в Новоторговом Уставе 1667 года, впервые регулировались отношения, связанные с прототипом товарного знака «клеймом». Данный правовой акт служил для защиты интересов собственных производителей и внутреннего рынка от некачественных иностранных товаров.
Позже на государственном уровне подобные правила были установлены в Указе от 1698 «О клеймении товаров Сибири и об отобрании неклейменых в казну».
Учитывая интересы Российских производителей, Елизавета I в 1754 году издает Правительственный Указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными или заводскими знаками, с намерением различать их: «дабы можно их было отличить друг от друга», «со всеми благами и повинностями», принятым по предложению Мануфактур-коллегии.
В 1783 году клеймо заменяется штемпелем, обязательным для производителей ткани. В 1800 году Правительство изменило свои взгляды и обязало ставить клейма на изделия суконных, шляпных, шелковых, позументных, ситцевых, набойчатых, бумажных и полотняных фабрик. Положение о клеймении изделий русских мануфактур, фабрик и заводов от 1830 года, устанавливало уголовную ответственность за нарушение правил клеймения, оно определило дальнейшее формирование законодательства о товарных знаках в России.
Таким образом, XVIII век в целом можно назвать подготовительным этапом для закрепления централизованных правил о товарных знаках.
Товарный знак, получил самостоятельное значение в Российском праве только к концу XIX века под влиянием зарубежного законодательства. В 1896 году был принят Закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)». В соответствии со ст. 1 Закона товарными знаками признавались «всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся, для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев».
Но необходимо заметить недостаточное развитие правового регламентирования законодательства о товарном знаке, это объясняется тем, что потребность в товарных знаках, в то время, была еще недостаточно востребована.
В ХХ веке законодательство, регулирующее вопросы, связанные с товарным знаком, активно развивалось.
Устав о промышленности от 1908 года устанавливает ответственность лицу, виновному в использовании чужого товарного знака.
Такова краткая история правового регулирования становления и развития законодательства о товарном знаке в России конца XIX - начала XX вв[1].
В Советское время вопросы регулирования института охраны товарных знаков также не остались без внимания государства. Декрет Совета Народных Комиссаров от 15 августа 1918г. «О пошлине на товарные знаки», стал первым нормативным актом, регламентирующим положения данного института. В соответствии с данным декретом все свидетельства на товарные знаки, полученные до революции отечественными и зарубежными предприятиями необходимо было зарегистрировать в Народном комиссариате торговли и промышленности. Отсутствие регистрации вело к недействительности свидетельства. Декрет также устанавливал размер и порядок уплаты пошлины за регистрацию товарного знака.
[1] Афанасьева, Е.Г. Товарный знак как товар: способы распоряжения /Е.Г. Афанасьева, М.Г. Долгих, Т.А. Гвимрадзе // Предпринимательское право. - 2016. - № 4. - C. 21-28.