Введение
Глава I. Теоретические основы социальной работы с лицами, испытывающими жестокое обращение и насилие
1.1 Проблема насилия в обществе
1.2 Причины распространения насилия в обществе
Глава II. Технологии социальной работы по решению проблем лиц, испытывающих жестокое обращение и насилие
2.1 Социально-правовые технологии
2.2 Психолого-педагогические технологии
Глава III. Опыт деятельности учреждений
ЗаключениеСписок литературы
Одной из основных черт нашего времени является всепроникающее насилие. С экрана телевизора, со страниц газет и журналов мы ежедневно узнаем о перестрелках, убийствах, боевых действиях в самых разных частях планеты.
Преступность продолжает расти быстрее, чем численность населения, мгновенно заполняя неконтролируемые или слабо контролируемые правом ниши. По данным обзоров ООН, преступность в мире в среднем прирастает до 5% в год при приросте населения в 1-1.2%. После мировых войн и возможных глобальных катастроф транснациональная и национальная преступность становится главной угрозой современности. Увеличиваются ее общественная опасность и причиняемый ею вред. С каждым годом все больше и большесовершается преступлений против личности.
Целью работы является исследование проблемы насилия в обществе; теоретических основ социальной работы с лицами, испытывающими жестокое обращение и насилие; технологий социальной работы по решению проблем данных лиц; опыта деятельности учреждений, оказывающих им помощь.
Задачи работы:
- рассмотреть проблему насилия на макро-, мезо- и микро - уровнях;
- выявить причины распространения насилия в обществе;
- описать социально-правовые и психолого-педагогические технологии социальной работы по решению проблем лиц, испытывающих жестокое обращение и насилие;
- проанализировать опыт деятельности учреждений.
Объектом исследования будет проблема насилия в обществе.
Предметом исследования - проблема насилие на микроуровне, формы и методы ее решения.
При написании работы применялись следующие методы:
- метод анализа насилия как явления, деятельности учреждений;
- анализ различных источников: научной, учебной, справочной литературы, до кументов, нормативно-правовых актов, материалов периодической печати;
- метод синтеза использовался для целостного рассмотрения результатов анализа;
- метод уголовной статистики, позволяющий выявить тенденции преступности.
- метод сравнения.
ГЛАВА I. ТЕОТЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ И НАСИЛИЕ
1.1 Проблема насилия в обществе
В настоящее время происходит эскалация насилия в большинстве стран мира. Особенно тревожная тенденция роста насилия наблюдается в современном российском обществе. В последние годы Россию буквально захлестнула волна насилия. Оно проникло во все сферы нашей жизни и стало универсальным средством в разрешении различного рода конфликтов. [6; 86] Заказные убийства, криминальные разборки, взрывы жилых домов, бандитизм, захваты заложников, похищение людей, физическое устранение конкурентов, вымогательство — это лишь наиболее жесткие и явные формы физического насилия, воздействию которых подвергается все больше граждан в нашей стране. В обществе культивируются обычаи и традиции криминального мира, идеология насилия проникает в массовое сознание, насилие становится обыденным, повседневным явлением. [6; 86]
Общество нуждается в непрерывном системном изучении криминальных реалий, их тенденций и закономерностей.
В целом за 2002 год учтенная преступность сократилась на 15%, тяжкая и особо тяжкая - на 24%, причинившая крупный (значительный) ущерб - тоже на 24%, мошенничество - на 12.5%, угроза убийством - на 15.1%, кражи - на 27% и т.д. В то же время увеличилось причинение умышленного вреда здоровью (+5%), количество разбоев (+5%), грабежей (+12.4%), умышленных поджогов (44.1%). Раскрываемость всех преступлений при таком существенном снижении нагрузки почему-то уменьшилась на 26%, тяжких и особо тяжких - на 33%, а число выявленных лиц - на 23.5%.
Приведенные данные - сомнительные, противоречивые и настораживающие, так как реально никакого сокращения преступности и ее структурных сдвигов не происходило.Латентная преступность ежегодно приближается к 80% и более от реальной преступности (в европейских странах - около 50%). Большая часть латентных деяний (в силу недоверия граждан к правоохранительной системе) является незаявленной, значительная (умышленно или по халатности) - незарегистрированной или не выявленной и меньшая - не доказанной. В связи с этим около 7 млн. реально пострадавших от латентных преступлений граждан не получают никакой помощи.
В узком смысле насилие ассоциируется с нанесением человеку физических и моральных травм. В широком смысле под насилием понимается любой ущерб (физический, моральный, психологический, идеологический и др.), наносимый человеку, или любые формы принуждения в отношении других индивидов и социальных групп.
До сих пор не существует единого подхода к определению понятия “насилие”, более того, существует большое количество других понятий, используемых при описании этой же проблемы: например, понятия “злоупотребление”, “принуждение”, “эксплуатация”, “синдром опасного обращения с детьми”, “делинквентное поведение”, “агрессивное поведение”. Многие склонны откосить к насилию лишь незначительную часть случаев, которые подпадают под действие уголовного кодекса, и тогда насильственные действия отождествляются с делинквентным поведением. Под делинквентным поведением понимается противоправное поведение личности – действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях.
Зарубежные специалисты, в частности К. Браун, считают, что кроме преступлений это понятие включает в себя принуждение или поощрение совершать действия или поступки, которые человек совершать не хочет; вовлечение кого-либо в деятельность с помощью обмана или угроз; препятствие выполнению того, что человек выполнять хочет; злоупотребление властью (в широком смысле этого слова); также в понятие насилия входит пренебрежение родителями своими обязанностями, унижение человеческого достоинства и любое нарушение внутренней границы личностных переживаний.
Любое поведение, которое нарушает права другого человека, является насилием.
В основе насилия лежит такая базовая человеческая характеристика, как агрессия. В переводе с латинского языка «агрессия» означает «нападение». Целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (инструментальная агрессия). Несмотря на то что термин «агрессия» обычно употребляется для обозначения разрушительных намерений, его распространяют и на более позитивные проявления, например активность, порождаемую честолюбием. Подобные действия обозначают как самоутверждение, чтобы подчеркнуть, что они побуждаются невраждебной мотивацией. Они проявляются в форме конкуренции, стремления к достижениям, иронии, спортивных состязаниях и т. д. Агрессивность— индивидуальная особенность человека, которую довольно трудно измерить, в связи с чем основным способом оценки агрессивной тенденции является оценка ее поведенческих проявлений. Агрессивное поведение – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.). Насилие (физическое, сексуальное, эмоциональное) является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессии.