Курсовая работа|Социальная работа

Курсовая Социальная работа и психология

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: vol

Год: 2003 | Страниц: 39

Введение

Глава I. Место и роль психологии в теории социальной работы

            1.1 Психодинамические теории

            1.2  Бихевиоризм

     1.3. Когнитивная психология

     1.4. Гуманистическая психология

     1.5.Психосинтез

Глава II. Психолого – ориентированные модели практики социальной работы

              2.1 Психодинамическая модель

              2.2. Экзистенциалистская и гуманистическая модели

             2.3 Задача - ориентированная и кризис - интервентная модели

             2.4 Бихевиористская модель

             2.5 Ролевая и коммуникативная модели

 Глава III. Психологические методы в практике социальной работы

                3.1 Психодиагностика

                3.2 Психологическое консультирование

                3.3  Психотерапия

Заключение

Список литературы

    Социальная работа в современном понимании представляет собой неразрывную связь с психологией. Связи социальной работы и психологии формируются на всем протяжении их развития. Если как практика социальная работа возникла раньше научного периода в психологии, то теоретическое осмысление её результатов шло под большим влиянием и параллельно с развитием теории психоанализа и других психологических концепций. В свою очередь психология как наука развивалась параллельно с такими понятиями, как “общественная деятельность”, “благосостояние”, “социальная работа”, “социальные службы” и так далее.

     Проблема взаимосвязи социальной работы и психологии в последнее время приобретает всё большую актуальность в силу роста влияния и значимости теории социальной работы, а также широкого использования психологических методов в практике социальной работы. 

     Целью работы является исследование связей социальной работы и психологии в теоретическом и прикладном аспектах. Исходя из цели работы, поставим следующие задачи:

-проанализировать основные психологические теории;

-опредилить место и роль психологических концепций в теории социальной работы;                                         

-исследовать психолого-ориентированные модели практики социальной работы; 

-выявить значение психологических аспектов в практике социальной работы;    

-опредилить направления практической психологи используемые в практике социальной работы;

-опредилить взаимосвязь социальной работы и психологии в прикладном аспекте.

     Объектом исследования будет взаимосвязь социальной работы и психологии.

Предметом исследования - связи социальной работы и психологии в теоретическом и прикладном аспектах.

 

     ГЛАВА I. МЕСТО И РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ  РАБОТЫ.

     Как показывает анализ литературных источников по психологии и социальной работе, в формировании теоретических основ последней первое место занимают теории, основанные на психоаналитическом подходе: различного рода психодинамические теории и концепции. Вслед за ними наибольшей популярностью пользуются теории, основанные на идеях бихевиоризма и когнитивной психологии. Гуманистическое направление является “третьей силой” среди множества разнообразных подходов "психологического происхождения". 

    1.1 Психодинамические теории.

Современные психодинамические теории имеют довольно широкий спектр различий, но всех их объединяет опора на идеи классического психоанализа 3. Фрейда.   Термин «психоанализ» имеет три значения: 1 — теория личности и психопатологии; 2 — метод терапии личностных расстройств; 3 — метод изучения неосознанных мыслей и чувств человека. 

Фрейд выделил три сферы психического: сознание, предсознание и бессознательное, и три основные структуры личности: “Оно” (“Ид”), “Я” (“Эго”) и “Сверх-Я” (“Супер-Эго”). “Ид” –  бессознательная часть психики, подчиняется принципу удовольствия. С точки зрения З.Фрейда, “Ид” - основная часть личности, которая определена от рождения, генетически.  “Ид” содержит в себе инстинктивные стремления личности, основу которых составляет либидо (стремление к сексуальному наслаждению) и Танатос (стремление к смерти).                 

“Эго”, или сознание, - часть психики, в процессе развития отделившаяся от Оно. “Я”— “Эго” ответственно за принятие решений. На “Эго” воздействуют три силы: “Ид”, “Супер-Эго” и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. “Эго” старается установить гармонию между ними,  руководствуется принципом реальности. “Супер-Эго” служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Те инстинктивные  устремления, которые не соответствуют моральным  установления и нормам поведения, “Эго” вытесняет в область бессознательного. Чтобы они не прорвались в сознание, “Эго” использует систему психологических защит:  вытеснение, регрессия, конверсия, проекция,  рационализация, символизация, отрицание, замещение, изоляция, фиксация, сублимация и др.

З.Фрейд также предложил периодизацию психосексуального развития ребенка (оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии).Чрезвычайное значение имеет открытие им явления трансфера, то есть переноса тех отношений, которые были у ребенка с эмоционально значимыми людьми, на других людей, в частности, на психотерапевта. 3. Фрейд  предложил  метод  анализа  свободных  ассоциаций, анализа трансфера и анализа сновидений.  Главная задача терапевта - привести клиента к осознанию подлинных причин заболевания; осознание необходимо и достаточно для исцеления. Для социальных работников важны понятия психологических защит, к которым очень часто прибегают клиенты при обсуждении своих проблем, понятие трансфера, поскольку на социального работника могут переноситься те отношения, которые были у данного лица с эмоционально значимыми людьми, а также проблемы психосексуального развития ребенка.                                                                                                                             

А.Адлер ввёл термин комплекс неполноценности  - ведущий к невротическим отклонениям психопатологический синдром, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности. По А.Адлеру, все дети страдают комплексом неполноценности в силу малых физических размеров и недостатка сил и возможностей, но особенно это касается детей, часто болеющих, имеющих физические недостатки, подвергавшихся насилию, не имеющих семьи и т.д. Компенсируя свой комплекс неполноценности, человек создает себе жизненную цель достижения превосходства   (она может быть как позитивной, так и негативной), вокруг которой строится целостный индивидуальный стиль жизни. При невозможности достижения цели превосходства развивается невроз.

Адлер в индивидуальной терапии выделял три стадии работы с пациентом: понимание психотерапевтом специфического жизненного стиля пациента; помощь пациенту в понимании себя и своего поведения; формирование у него повышенного социального интереса.

Для социального работника теория А.Адлера имеет важное значение, поскольку практически все его клиенты в той или иной степени страдают комплексом неполноценности.   

Психодинамический подход в целом фиксирует внимание на огромной роли прошлого опыта человека, уходящего корнями в его детство, который, как правило, не осознается субъектом. Эта идея выражается понятием “предметные связи”. Отсюда центральным понятием является “конфликт” - непознанные (“бессознательные”) моменты, возникшие в ходе развития человека, начиная с детства, и продолжающиеся в жизни взрослого. Считается, что на основе прошлого опыта формируется особая организация (совокупность чувств, мыслей и манер) поведения, оказывающая воздействие на нынешнее восприятие мира. Если она выражается в неадекватных условиям реакциях, то, исследуя настоящие события в контексте прошлого опыта, можно изменить эти “организующие системы”, способствуя тому, чтобы информация и опыт в будущем у личности структурировался иначе, став основой нормального психического самочувствия.

Одним из признанных направлений в психодинамике является эго-психология, основоположником которого была А.Фрейд. Она пришла к выводу,  что “Эго” не вышло полностью из “Ид”, как полагал 3.Фрейд, а обладает значительной долей самостоятельности, поэтому функция “Эго” гораздо значительнее и динамичнее. Эго-психология не постулирует жесткое доминирование бессознательного, хотя оно признается ключевым в возникновении психических проблем и расстройств.

Другой представитель этого направления Э. Эриксон в противоположность  тезису психоанализа об антагонизме личности и общества подчёркивал биосоциальную природу и адаптивный характер поведения личности, центральным, интегративным качеством которой выступает психосоциальная идентичность.Психосоциальная идентичность, субъективно переживаемая как “чувство непрерывной самотождественности”, базируется на принятии личностью  целостного  образа себя в единстве с ее многообразными социальными  связями. Изменение социальных связей приводит к трансформации прежней  идентичности, что вызывает определенные кризисы, существующие до тех пор, пока индивид не сформирует новую идентичность.

Смысл терапевтической работы Э. Эриксон усматривал в возвращении пациенту утраченного чувства идентичности.

  1. Минигалиева М.Р. Психологические аспекты в деятельности социального работника. // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. 2001, № 1.
  1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник. – М., 2001.
  2. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.,Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. – М., 1997.
  1. Социальная работа / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н / Д., 1999.
  2. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н / Д., 2001.
  3. Теория и методика социальной работы / Под ред. С.И. Григорьева. – М, 1994.
  4. Теория и методика социальной работы / Под ред. Е.И. Холостовой. – М, 1998.
  5. Технология социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. – М, 2002.
  6. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы. – М., 2002.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское