Введение
Глава 1. Теоретические основы реформирования оргаизационных структур управления
1.1 Понятие и принципы построения организационной структуры системы менеджмента
1.2 Типы организационных структур управления и их характеристики
1.3. Основные подходы к реформированию ОСУ
Выводы по первой главе
Глава 2 Анализ организационной структуры управления ОАО «ГРАДИЕНТ ДИСТРИБЬЮЦИЯ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2. Анализ организационной структуры управления фирмой
2.3 Системный и ситуационный анализ организационная структура
Выводы по второй главе
Глава 3. Разработка направлений совершенствования ОСУ ОАО «ГРАДИЕНТ ДИСТРИБЬЮЦИЯ»
3.1 Разработка и реализация концепции совершенствования организационной структуры управления ОАО «ГРАДИЕНТ ДИСТРИБЬЮЦИЯ»
3.2 Направления реформирования организационной структуры управления
3.3. Экономическая оценка реформирования организационной структуры управления
Выводы по третьей главе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Актуальность темы исследования. Предлагается необходимостью рассмотрения теоретических положений и разработки практических рекомендаций для реализации механизма формирования и развития организационной структуры управления предприятием, обеспечивающего повышение эффективности функционирования предприятия в целом.
Целью работы является исследование теоретико-методологических и научно-методических рекомендаций по разработке механизма формирования и совершенствованию организационных структуры управления телекоммуникационного предприятия. Для реализации цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:
уточнено содержание понятия организационной структуры системы менеджмента
проведен анализ организационно-управленческой структуры системы менеджмента и оценка ее эффективности
разработана рекомендация по совершенствованию организационной структуры предприятия для ОАО “ГРАДИЕНТ ДИСТРИБЬЮЦИЯ”.
Объектом данного исследования является организационная структура управления предприятием на примере: ОАО "ГРАДИЕНТ ДИСТРИБЬЮЦИЯ".
Предметом исследования является теоритические и методические аспекты формирования и развития организационной структуры управления предприятием.
Теоретической и методологической основой исследования явились труды ведущих зарубежных и отечественных специалистов в области проблемы формирования и развития организационной структуры управления предприятием. В диссертационном исследовании использовались методы теоретического и эмпирического исследования, системный подход и анализ, экономико-математическое моделирование, сравнительный анализ, логические и графические методы обобщения информации.
В процессе исследования использовались научные труды отечественных и зарубежных специалистов по проблемам формирования и развития организационных структур, ресурсы сети Интернет.
Работа состоит из 3-х глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы реформирования оргаизационных структур управления
1.1 Понятие и принципы построения организационной структуры системы менеджмента
Компонентами организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено, прежде всего, на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности по всем основным функциям управления.
В любой структуре управления выделяются:
звенья управления (отделы, службы, управления, участки и т. д.);
уровни управления (ступени, иерархическое распределение масштабов и направлений воздействия).
В книге Семенова В.М к звеньям «относятся не только структурные подразделения, но и отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции либо какую-то их часть. К звеньям управления относят и менеджеров, регулирующих и координирующих деятельность нескольких структурных подразделений. Под уровнем управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в иерархической системе управления. Менеджеры более высоких ступеней управления принимают решения своего масштаба и доводят требования в конкретной форме до нижестоящих звеньев» [11, с. 87].
У Фадхутдинова Р.А. высший уровень управления организацией «представлен председателем совета директоров (наблюдательным советом), президентом, генеральным директором, председателем правления.
Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации. В связи с этим в высшем руководстве выделяют два уровня: полномочное управление и высшее руководство».
Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики организации, разработанной на высшем уровне, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений, организацию их выполнения и контроль.
По мнению Туровеца О.Г., Бухалкова М.И «при формировании направлений и сфер деятельности организации прежде всего решается общая задача — разделение общей функции на составные элементы, объединенные по смыслу, логике, объему задач и особенностям деятельности. Данное разделение служит основой направленности работников на выполнение определенных видов работ, операций, процедур и т. д. Работа распределяется между участниками трудового процесса по профессиональному признаку. От того, насколько полно и глубоко учтена требуемая квалификация исполнителей, будут зависеть как эффективность деятельности всей организации, так и личный трудовой вклад каждого члена коллектива» [8, с. 65].
Таким образом, разделение труда определяет основу организации управления и его сущность.
Существуют две основные формы разделения труда: вертикальная форма — отделение работы по организации и координации действий исполнителей от непосредственных действий самих исполнителей на любом уровне управления; горизонтальная форма — разделение труда на компоненты, или, другими словами, составляющие части общей деятельности организации [19, с. 155].
В книге Соколицын С.А., Кузин Б.И. «Организация и оперативное управление машиностроительным производством» «вертикальное разделение труда является следствием необходимости разделения всей работы, осуществляемой в организации, на составные части, отражающие специфику деятельности исполнителей на определенном уровне. Вертикальные связи — это связи подчинения в иерархической структуре управления.
На первом плане, естественно, должна стоять общая функция управления, суть которой заключается в централизованном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации. Содержание управленческой деятельности данного уровня заключается в определении круга обязанностей подчиненных нижестоящих уровней, планировании, организации и контроле деятельности всех структур и звеньев управления» [13, с. 145].
В такой работе всегда присутствуют два момента: интеллектуальный (подготовка и принятие решений) и волевой (организация их воплощения в жизнь). Второй момент в наших условиях представляется наиболее сложным, поскольку связан с большим разнообразием управленческих действий. Чтобы объединить усилия многих исполнителей и получить нужный конечный результат, необходимо реализовать несколько функций, которые классифицируются как по определенным объектам и направлениям управляющего воздействия, так и по этапам трудового процесса
1.2 Типы организационных структур управления и их характеристики
Под структурой аппарата управления понимают количество и состав звеньев и ступеней управления, их соподчиненность и взаимную связь. Структура аппарата управления активно воздействует на функционирование отдельных подразделений и фирмы в целом [3, с. 185].
Структура аппарата управления определяется следующими факторами:
характером производства товаров или услуг; составом (номенклатурой) производимой продукции, технологией изготовления, масштабом и типом изготовляемой продукции, а также уровнем технической оснащенности;
формой организации управления (линейно-функциональная, матричная);
степенью соответствия структуры аппарата управления иерархической структуре производства;
соотношением между централизованной и децентрализованной формами управления;
соотношением между отраслевой и территориальной формами управления (по продукту или услуге, по региону);
уровнем механизации и автоматизации управленческой деятельности, квалификацией работников, эффективностью их труда.