Введение
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной работы в средней общеобразовательной школе
- Сущность и типы внеурочной работы
- Особенности содержания и организации внеурочной работы в современной школе
Глава 2. Практические аспекты организации внеурочной работы по экономике в средней общеобразовательной школе
2.1. Анализ школьной практики организации внеурочной работы по
экономике
2.2. Разработка программы внеурочной работы «Мир экономики» для 10 класса
Заключение
Список использованной литературы
Цель исследования - выпускной изучение особенностей содержания и организации внеурочной работы по экономике в современных российских общеобразовательных учреждениях.
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации внеурочной работы в старших классах;
- проанализировать содержание и организацию внеурочной работы по экономике в старших классах в современных российских общеобразовательных учреждениях;
- разработать программу внеурочной работы по экономике для старших классов.
Объект исследования - процесс обучения экономике в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования - факультативные занятия в обучении экономике в средней общеобразовательной школе.
В ходе работы применялись различные методы исследования:
-изучение и анализ методической и педагогической литературы по теме работы;
-анализ учебных программ внеурочной работы по экономике в старших классах;
- анализ внеурочной работы по экономике в старших классах в школах.
База исследования: МОУ СОШ.
Работа включает в себя: введение, две главы (в каждой по два параграфа), выводы по главам и заключение.
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной работы
в старших классах
1.1. Сущность, принципы обучения и типы
внеурочной работы
Профильное обучение в старшей школе определено Правительством России в «Концепции модернизации российского образования».
Профильное обучение – это система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы, более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности.
Факультативное занятие - это дополнительное учебное занятие, предмет, изучаемый студентами вузов, учащимися средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ. Термин "факультативный" (от лат. – electus избранный, отборный) означает специальный, дополнительный, выбираемый.
Согласно Педагогической энциклопедии, в современной школе факультативные занятия являются дополнением к основному объёму общеобразовательных знаний, который определяется учебным планом и программами, а факультативные занятия - это занятия по выбору учащихся, организуемые для углубления и расширения знаний по отдельным предметам, темам или вопросам в соответствии с желаниями и интересами учащихся [7, С. 254].
"Факультативный" значит дополнительный, таким образом название указывает на особенность этого вида учебной деятельности. Ученики добровольно выбирают предметы, углубленное изучение которых их больше всего интересует.
Факультативные занятия организуются по новейшим проблемам науки, техники и культуры, а также по темам, заинтересовавшим учащихся в процессе изучения той или иной учебной дисциплины. (Большая советская энциклопедия)
Советам вузов, педагогическим советам средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и общеобразовательных школ предоставлено право организовывать факультативные занятия по своему усмотрению в соответствии с интересами учащихся. Существуют также дополнительные практикумы, семинары, лабораторные занятия и т.п. К проведению внеурочной работы в средних учебных заведениях привлекаются работники высшей школы и научно-исследовательских учреждений, специалисты народного хозяйства и культуры, иногда их проводят сами учителя школы [7, С. 187].
Факультативные занятия приносят пользу не только ученикам, но и учителю, так как они мотивируют его к углублению своих познаний, что повышает качество классной работы. Факультативные занятия являются наиболее эффективной формой обучения, в каждом классе есть несколько учеников, заинтересованных в каком-либо предмете больше всего. Чтобы заинтересовать учащихся, необходимо объяснить, какую пользу им принесет факультативное занятие, что нового и интересного они узнают, а также убедить, что он даст им возможность углубить уже имеющиеся знания и навыки и удовлетворит их личные интересы.
Факультативные занятия также служат для стимуляции развития познавательных интересов школьников, их способностей, а в дальнейшем - профессиональной ориентации. В современных школах факультативные занятия вводятся уже с 1-го класса, и, в отличие от внеклассных занятий, проводятся внутри основной программы и по расписанию.
Когда звучат слова "современная школа", "современное образование", мы подразумеваем не временную принадлежность, а качественные характеристики, соответствующие реалиям, потребностям и надеждам настоящего времени. И именно такие формы обучения, как факультативные и внеклассные занятия характеризуют современную школу [4, С. 98].