Введение
1. Общая характеристика подросткового возраста и его основные проблемы
2. Акцентуации характера как предмет психологического исследования в подростковом возрасте
3. Психологические основы педагогической работы с подростками с акцентуациями характера
Заключение
Литература
Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер – гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью [27]. У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства детей в этом возрасте отдельные черты характера чрезмерно усилены. Специалисты в области психологии говорят о таких особо усиленных проявлениях как об акцентуации характера, которая характеризуется появлением избирательной уязвимости в одних ситуациях и невероятной устойчивость в других. Часто чрезмерное усиление различных акцентуаций характера в подростковом возрасте приводит к формированию у детей дезадаптивного, деструктивного поведения (совершение противоправных действий, употребление наркотических веществ и т.д.). Данная особенность формирования и развития личности в подростковый период объясняет социальную значимость данного исследования.
Изучением проблемы личностных характеристик подростков с различными акцентуациями характера занимался целый ряд зарубежных (К. Бушман, Р.Доллард, Дж. Гин, Э. Кречмером, Э.Фромм, У. Шелдон и т.д.) и отечественных (С.А. Беличева, И.В. Дубровина, П.Б. Ганнушкин, Т.В. Иванова, А.Е. Личко, А.Н. Прихожан Г.Е. Сухарева и др.) специалистов. Проанализировав эти и многие другие работы по данной теме, мы можем сделать вывод, что многие из них направлены главным образом на выявление и описание общих характеристик личности подростка при различных акцентуациях. Проблема более глубокого изучения особенностей развития и педагогической коррекции личности ребенка в пубертатный период современными исследователями практически не рассматривалась. Этот факт и определяет научную значимость нашей работы.
Практическая значимость данного исследования предопределена тем, что полученные нами теоретические результаты исследования могут быть применены при коррекционной и профилактической работе с подростками специалистами в области психологии, социальной педагогики, воспитателями и другими работниками различных образовательных учреждений.
Цель исследования - изучение особенностей педагогической работы с подростками с акцентуациями характера.
Объект исследования - личность ребенка в возрасте от 12 до 15 лет.
Предмет исследования - акцентуации характера как личностная характеристика ребенка в возрасте от 12 до 15 лет.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого–педагогической литературы изучить особенности формирования личности ребенка в подростковый период.
2. Рассмотреть понятие и особенности проявления в подростковом возрасте различных акцентуаций характера.
3. Проанализировать особенности педагогической работы с подростками с различными акцентуациями характера.
1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1985.
2. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. - Москва, 1990.
3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. – М., 2013.
4. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2008.
5. Беличева С. А. Социально-психологические основы предупреждения десоциализации несовершеннолетних. - М., 2009.
6. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. - М., 2012.
7. Братусь Б. С. Аномалии личности. - М., 1988.
8. Волкова Е. И. Трудные дети или трудные родители? - М., 1992.
9. Дальто Ф. На стороне подростка. - СПб.: Издательство «Петербург – XXI век», 2011.
10. Дети и родители: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М. – СПб., 2008.
11. Драгунова Т. В. О некоторых психологических особенностях подросткового возраста./ Вопросы психологии личности школьника. - М., 1981.
12. Зейгарник Б. В. Очерки по психологии социального развития личности. - М.: Издательство Московского университета, 1980.
13. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения. - СПб., 2011.
14. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения.-2-е изд., доп. - М.: Вита-Пресс, 2011.
15. Кон И. С. Открытие «Я». - М., 1978.
16. Кондрашенко В. Т. Девиантное поведение у подростков. - М., 1988.
17. Куницына В. Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя. - Л., 1988.
18. Лебединская К. С. Подростки с нарушением в аффективной среде. - М., 2012.
19. Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования. – М.: НИИПИ им. В.М. Бехтерева, 1976. – 96 с.
20. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков// Психология индивидуальных различий: Тексты. – М., 1982.
21. Першанина Е. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков//Советская педагогика, 1984.- №5, стр.141.
22. Петровский А. В. Введение в психологию. - М.: Академия, 2009.
23. Прихожан А. Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 2012г., №2.
24. Психологическая служба школы. Учебное пособие для студентов /Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Международная педагогическая академия, 2009.
25. Психологический словарь. / Общ. Ред. А. В. Петровского. М. Г. Ярошевского, - М., 1990.
26. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2011. – 640 с.
27. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Издательство «Питер», 2013.
28. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987.
29. Реан А.А. Акцентуации характера подростков. – М., 2014.
30. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., 2008.
31. Саенко Е.В. Профессиональная деятельность психолога при профилактике девиантного поведения. - Тверь, 2009.
32. Салагаев А. Молодежные правонарушения и деликвентные сообщества сквозь призму американских социологических теорий. – Казань, 2011.
33. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. - М., 2010.
34. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест., 2011.
35. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
36. Холл К., Линдсей. Г. Теории личности. – М., 2011.
37. Фельдштейн Д.И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. – М., 1983. – 137 с.
38. Фельдштейн. Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. – М., 2009.
39. Фридман Л.М., Калугина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991.
40. Эриксон Э. Юность: кризис идентичности. - М., 2010.