Курсовая работа|Социальная работа

Социальная работа с пожилыми людьми

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2015 | Страниц: 39

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретический аспект изучаемой проблемы

1.1. Государственная и негосударственная сети социальной поддержки пожилых людей 

1.2. Особенности социального обслуживания граждан пожилого возраста

  1. Современные технологии социальной адаптации пожилых людей

2.1. Технология социальной адаптации людей пенсионного возраста

2.2. Анализ социологического опроса «Социальное самочувствие граждан пожилого возраста»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ   

Актуальность темы исследования. Для многих пожилых людей сегодня важной проблемой является одиночество – социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной не вовлеченностью индивида. Основными причинами одиночества в пожилом и старом возрасте являются разрушение деловых связей, длительная болезнь, смерть близких, друзей, супруга, родственников.

Социальное обслуживание, как неотъемлемая часть социальной защиты населения в современных социальных государствах, обладает рядом преимуществ с позиции обеспечения адресности государственных расходов. Услугой воспользуется тот субъект, которому она действительно необходима, т.е. ресурсы общественного сектора будут расходоваться на поддержку целевых групп в форме натуральных трансфертов.

Процесс демографического старения ведет к повышению роли старшего поколения в социально-экономическом развитии общества. В то же время, период выхода на пенсию связан с нисходящей мобильностью, снижением социально-экономического статуса, вплоть до маргинализации, что негативно сказывается на социальном самочувствии пожилых людей, а, следовательно, и общественной стабильности. Пожилой человек при выходе на пенсию сталкивается с полной переменой жизненного уклада, с необходимостью освоить новые модели поведения, но оказывается один на один со своими новыми проблемами. С другой стороны, факт институализации (переход пожилого человека на постоянное жительство в какой-либо стационар, например, в пансионат, и дальнейшее его там проживание) изменяет привычную жизнедеятельность пожилого человека, что является критическим моментом в его жизни. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса - эти жизненные обстоятельства заставляют пожилого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но реагировать на изменения, происходящие в нем самом, и все эти процессы происходят болезненнее и тяжелее вдвое. И именно в этот момент видится острая необходимость в присутствии и работе с пожилыми людьми, особенно проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Социальная адаптация – процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях. В научной литературе пока нет четкого и однозначного определения понятия «социальная адаптация», которое бы учитывало сложность и противоречивость этого процесса и раскрывало с социологических, психологических, профессиональных и культурно-идеологических позиций адаптивную деятельность человека. В основном, понятие «социальная адаптация» отражает отдельные стороны взаимодействия социальных систем с окружающей их средой, определения социальной адаптации, различные авторы обращают свое внимание на различные аспекты социальной адаптации.

Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ. Проблему социальной адаптации можно рассматривать как частный случай социальной регуляции поведения человека в целом.

Теоретической и методологической базой данного исследованиям стали труды таких исследователей в данной области, как: Г.В. Безюлёва, Б.Н. Васильев, И.Г. Зайнышев, В. Г. Казанская, И.И. Калачева, Я.Л. Коломинский, В.И. Курбатов, Т. Д. Марцинковская, А.С. Никончук, Т.К. Ростовская, О.А. Селиванова, В.В. Фалько, Е.И. Холостова, М.В. Шакурова и многие другие.

Гипотеза: предполагаем, что посредством специальной  технологии социальной адаптации можно выявить и помочь преодолеть некоторые социальные проблемы пожилых граждан.

Цель исследования: изучить особенности технологии социальной работы с пожилыми людьми.

Объект исследования: социальная работа с пожилыми людьми.

Предмет исследования: технология решения социальных проблем людей пенсионного возраста.

Задачи:

  • изучить сущность и содержание понятия «адаптация»;
  • показать особенности социальной адаптации;
  • рассмотреть технологию социальной адаптации людей пенсионного возраста;
  • провести и проанализировать социологический опрос «Социальное самочувствие граждан пожилого возраста».

Методологическую основу исследования составили принципы развития, системности, единства сознания и деятельности, изложенные в работах специалистов социальной работы. В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ педагогической, психологической, социологической и научно-методической литературы.

Методы исследования: Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования методических трудов, методик дошкольного образования и воспитания. Эмпирические: наблюдение, диагностика, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта.

Экспериментальная база исследования: работа по изучению с целью изучения социального самочувствия граждан пожилого возраста, проживающих в г. Белгород в феврале 2015 года, проводилась  специалистами управления социальной защиты населения в одном из отделений социальной защиты г. Белгород. В опросе приняли участие 30 пожилых граждан, из которых 20 женщин и 10 мужчин. Возрастная группа «от 55 до 65 лет».

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: путем систематизации материала изучены сущность и особенности понятия адаптации; определены особенности социальной адаптации; рассмотрены особенности социальной адаптации пожилых людей; показана технология социальной адаптации на примере адаптации людей пенсионного возраста и проведен социологический опрос.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов и заключений исследования в повышении специфической эффективности при организации работы по адаптации людей пенсионного возраста, а также при написании исследовательских работ на данную тему.

Структура. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Теоретический аспект изучаемой проблемы

1.1. Государственная и негосударственная сети социальной поддержки пожилых людей

Для оказания социальной помощи пожилым людям создана система территориальных социальных служб на разных уровнях - от федерального до муниципального. На них возлагается ответственность за планирование, координацию и предоставление социальных услуг, включая создание центров по социальному обслуживанию пожилых людей, организацию их питания, отдыха и справочно-информационных услуг. Востребованность названных социальных служб в разных жизненных ситуациях стареющих людей. Проблемное поле этих людей может быть описано с помощью теорий старения и с помощью типичных поводов освоения ими статуса клиента социальной службы (см. табл. 1).

Таблица 1

Некоторые проблемы пожилых – клиентов социальных служб

Области проблем

Проявления проблем

Потери и утраты

Переживания, вызываемые потерей физической активности, зрения, слуха, смертью близких

Плохое обращение с пожилыми людьми

Физическое и психологическое насилие, угрожающее поведение, пренебрежение, заброшенность, социальная изоляция, финансовое злоупотребление, проявляемое родственниками

Малообеспеченность

Нищета, попрошайничество, обида, неверие, унижение, чувство невостребованности, возобновление трудовой деятельности

Злоупотребление алкоголем

Разрушение здоровья (расстройство нервной системы, умственная отсталость, бессонница, деградация личности)

Сексуальные отношения

Импотенция, вдовство, поздняя любовь, повторные браки

Нарушение психики

Снижение психических способностей и возможностей человека в сочетании с острыми инфекционными и психическими заболеваниями, органические поражения мозга, проявления в гипертрофированном виде чувства бережливости, скупости

 

В зависимости от степени проявления этих проблем, в социальной ситуации можно выделить следующие категории стареющих людей:

1) не нуждающиеся в помощи;

2) частично утратившие трудоспособность;

3) нуждающиеся в социальном обслуживании;

4) требующие постоянного ухода.

В свою очередь, реагирование на трудную жизненную ситуацию может быть разным:

- Конструктивное. Люди с такой жизненной позицией, как правило, всю жизнь были спокойными, веселыми, довольными. Они сохранили эти черты и в старости, радостно относятся к жизни, активны, стремятся помогать другим людям. Из своей старости не делают трагедии. Вероятно, они благополучно пройдут через завершающую стадию жизни.

- Зависимая позиция присуща тем, кто всю жизнь не очень доверяли себе, были слабовольными, уступчивыми, пассивными. Старея, они с еще большим усердием ищут помощи, признания, а не получая их, чувствуют себя несчастными, обиженными.

- Защитная позиция формируется у людей, как бы “покрытых броней”. Они не стремятся к общению с другими, не желают получения помощи от других, держатся замкнуто, отгораживаются от людей, скрывая свои чувства. Старость они ненавидят, так как она вынуждает их отказаться от работы, быть зависимыми.

- Позиция враждебности к миру характерна для людей, обвиняющих окружающих и общество, которое, по их мнению, виновато во всех их поражениях и неудачах. Люди этого типа подозрительны, агрессивны, никому не доверяют, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, цепляются за работу как спасительный круг.

В законодательных актах прописаны как базовые принципы деятельности данных служб, так и основные формы социальной поддержки старшего поколения.

- Позиция враждебности к себе и своей жизни проявляется в склонности к депрессии и фатализму. У представителей данного типа отсутствуют интересы, инициативы. Они чувствуют себя одинокими и ненужными. Свою жизнь они считают неудавшейся, к смерти относятся без боязни, как к избавлению от несчастливого существования.

Разумеется, отдельные элементы перечисленных позиций могут выступать в смешанных взаимосочетаниях. Тем не менее, данная типология отражает реальную картину жизнедеятельности пожилых людей, помогая специалистам определяться с моделью их обслуживания. Не меньшую помощь может оказать и знание “ловушек”, существующих в жизни пожилых людей: одиночество и самоизоляция (даже когда легче всего оставаться дома, социальные контакты необходимы); апатия, бездеятельность, связанное с ними настраивание себя на несчастья; жалость к себе (целесообразно отдавать силы и время другим людям); отчаяние, безнадежность (но жизнь продолжается, страдания нельзя преодолеть, но они могут стать терпимыми).

Программа социальной поддержки, реабилитации разрабатывается в зависимости от принадлежности клиента к той или иной категории обслуживания, а также теоретических предпочтений специалиста. С этим же связано использование разных принципов и методов социономической деятельности.

Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь, и это возможно, когда они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся, когда у них есть свобода выбора, когда они, а не с ними, экспериментируют. Подтверждением значимости такой постановки вопроса служат не только приоритеты социальной работы, но и принципы ООН в отношении пожилых людей: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. В этой связи переоценить роль само- и взаимопомощи в социальной работе с пожилыми людьми не представляется возможным (см. тему “Технология становления групп само– и взаимопомощи”).

Организация среды обитания стареющих людей, осуществляемая таким образом, чтобы у них был выбор способов взаимодействия с этой средой, – не менее значимое направление анализируемой деятельности. Свобода выбора создает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь. Так, перед пожилыми людьми нередко стоит проблема свободного времени, которое можно было бы использовать для создания приятных уголков в микрорайоне, городе. В результате такое время заполняется как созиданием, так и отдыхом. Например, пешеходная зона может быть обустроена таким образом, что пешеход получает возможность не только наблюдать спешащих навстречу друг другу людей, но и концентрировать свое внимание на архитектуре зданий, сопоставлять атмосферу центра города, например, с его атмосферой в целом. Речь идет и об обустройстве зон отдыха по месту жительства, не только доступных стареющим людям, но и являющихся одновременно “способом передвижения” этих людей, демонстрации их автономной позиции. Места, где могли бы просто посидеть пожилые люди, должны быть многовариантные и не только в тихих уголках города, ибо для кого-то пребывание в толпе спешащих куда-то людей усиливает ощущение жизни, дает дополнительный эмоциональный заряд. Разумеется, среда обитания стареющих людей несводима к городскому пространству. Это так же очевидно, как и то, что в развитии этой среды призваны сыграть свою роль пожилые люди. Важную роль в решении подобного рода задач мог бы сыграть метод связи с общественностью.

Роль воспоминаний в социальной работе с пожилыми людьми переоценить не представляется возможным. Вместе с тем, прибегая к использованию такого метода работы, социономы должны иметь в виду, что в некоторых случаях воспоминания (о перенесенных страданиях, горе) доставляют боль. Вместе с тем, исследования показали отсутствие четкой связи между состоянием удовлетворенности в поздней жизни и воспоминаниями пожилых людей. Наиболее полезны - интегрирующие и инструментальные воспоминания, опасные – навязчивые. Используются такие формы воспоминаний, как ведение “дневника жизни”, составление альбома “История моей семьи”, “Летописи моей биографии” или профессии, а также домашнее задание, которые могут быть в дальнейшем использованы в ведении тематических радио- и телепередач, оформлении музеев социальной службы города. Хорошо зарекомендовали себя центры воспоминаний, на базе которых открываются музеи “старых вещей”, театры воспоминаний, где пожилые люди проигрывают не только роли актеров, но и авторов пьес, по которым ставятся спектакли. Такие формы работы не только возвращают пожилых людей к продуктивной жизни, но и способствуют укреплению связи поколений.

  1. Агапова О.В., Кононыгина Т.М. Образование пожилых. // Руководство для практической работы. - Орел: Издательство НИ «Редакция газеты «Орловская правда», 2001. - 32 с.
  2. Адаптация социальная. Энциклопедический словарь в шести томах. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
  3. Бабкин Н.И. Социальная педагогика. Методические рекомендации. – М., 2010. – 43 c.
  4. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей группы риска: межведомственный подход. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2010. – 110 с.
  5. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной семье: Монография. – М.: Изд-во Моск. Гуманит. Ун-та, 2012. – 284 с.
  6. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. – М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2012. – 164 с.
  7. Краснова О.В. Руководство по оказанию социально-психологической помощи старым людям. - М. - 2002.
  8. Краснова О.В. Социальная активность людей позднего возраста как непрерывность социализации. // Психология зрелости и старения. - № 1(29), 2005.
  9. Назарова И.Б. Социальная работа с незащищенными группами населения. - М.: Московский общественный научный фонд, 2011. - 430 с.
  10. Никончук А.С. Социальная адаптация и социализация личности в контексте социально-педагогической работы. - СПб. - 2005.
  11. Основы социальной работы: Учебник / Отв. Ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд-е, испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 395 с.
  12. Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы: Ученое пособие. - 4-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 476 с.
  13. Словарь социального педагога и социального работника. / Под ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского. – Мн.: БелЭн., 2001- 256 с.
  14. Социальная педагогика / Под ред В.А. Никитина. - М., 2000.
  15. Социальная работа. // Учебное пособие проф. Е.И. Холостова. – М - Издательско-торговая корпорация "Дашков и Кº" 2004-692 с.
  16. Социальная реабилитация. // Учебное пособие Е.И. Холостова, Н.Ф. Дементьева –М - Издательско-торговая корпорация "Дашков и Кº" 2002 - 340с.
  17. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. 2012 // Юридические основы социальной помощи пожилым и инвалидам // Электронный ресурс, режим доступа: http://doorinworld.ru/stati/524-soczialnoe-obsluzhivanie-grazhdan-pozhilogo-vozrasta-i-invalidov
  18. Технология социальной работы // под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", МГСУ – 2002.
  19. Технологии социальной работы. // Под ред. Проф. Е.И. Холостовой – М.: Инфра - М, 2004 - 400 с.
  20. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности // под. ред. проф. П.Д. Павленка: учебное пособие 2-е издание переработанное и дополненное – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Кº" 2006-596 с.
  21. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 400 с.
  22. Холостова Е.И. Технология социальной работы. - М., 2010.
  23. Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога / М.В. Шакурова. – М., 2012.
  24. Винтор К. Старость в современном обществе: руководство по социальной геронтологии. - М., 2004.
  25. Григорьева И.А., Келасьев В. Н. Теория и практика социальной работы. СПб., 2004.
  26. Деменьтьева Р.Ф. Устинова Э.В. Роль и место социального работника в обслуживании инвалидов и пожилых людей, - М., Владос, 2003.
  27. Елютина, М.Э., Чеканова, Э.Е. Социальная геронтология / М.Э. Елютина, Э.Е. Чеканова. - Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2001. – 168 с.
  28. Завьялов Л. Н., Законодательство о пенсионной системе РФ: тексты и комментарии / Завьялов Лев Николаевич, П. А. Синякин и др., - М.: Юнити, 2002.
  29. Краснова, О.В. Практикум по работе с пожилыми людьми: опыт России и Великобритании / О.В. Краснова. - М., 2001. – 231 с.
  30. Липский И.А. Пожилой человек и общество: грани взаимодействия // Расширение участия пожилых людей в развитии местного сообщества: Материалы семинара. - Ярославль, 2003. - С.28-35.
  31. Михневич Н.Н. Заболеваемость и удовлетворение потребности лиц пенсионного возраста в медико-социальной помощи: Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 2001.
  32. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие.- 3-е изд. - М.: Изд. дом Дашков и К, 2005.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское