Актуальность темы исследования. Для многих пожилых людей сегодня важной проблемой является одиночество – социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной не вовлеченностью индивида. Основными причинами одиночества в пожилом и старом возрасте являются разрушение деловых связей, длительная болезнь, смерть близких, друзей, супруга, родственников.
Социальное обслуживание, как неотъемлемая часть социальной защиты населения в современных социальных государствах, обладает рядом преимуществ с позиции обеспечения адресности государственных расходов. Услугой воспользуется тот субъект, которому она действительно необходима, т.е. ресурсы общественного сектора будут расходоваться на поддержку целевых групп в форме натуральных трансфертов.
Процесс демографического старения ведет к повышению роли старшего поколения в социально-экономическом развитии общества. В то же время, период выхода на пенсию связан с нисходящей мобильностью, снижением социально-экономического статуса, вплоть до маргинализации, что негативно сказывается на социальном самочувствии пожилых людей, а, следовательно, и общественной стабильности. Пожилой человек при выходе на пенсию сталкивается с полной переменой жизненного уклада, с необходимостью освоить новые модели поведения, но оказывается один на один со своими новыми проблемами. С другой стороны, факт институализации (переход пожилого человека на постоянное жительство в какой-либо стационар, например, в пансионат, и дальнейшее его там проживание) изменяет привычную жизнедеятельность пожилого человека, что является критическим моментом в его жизни. Непредвиденные ситуации, новые люди, непривычная обстановка, неясность социального статуса - эти жизненные обстоятельства заставляют пожилого человека не только приспосабливаться к внешнему окружению, но реагировать на изменения, происходящие в нем самом, и все эти процессы происходят болезненнее и тяжелее вдвое. И именно в этот момент видится острая необходимость в присутствии и работе с пожилыми людьми, особенно проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Социальная адаптация – процесс приспособления и эффективного взаимодействия организма со средой, который осуществляется на биологическом, психологическом и социальном уровнях. В научной литературе пока нет четкого и однозначного определения понятия «социальная адаптация», которое бы учитывало сложность и противоречивость этого процесса и раскрывало с социологических, психологических, профессиональных и культурно-идеологических позиций адаптивную деятельность человека. В основном, понятие «социальная адаптация» отражает отдельные стороны взаимодействия социальных систем с окружающей их средой, определения социальной адаптации, различные авторы обращают свое внимание на различные аспекты социальной адаптации.
Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ. Проблему социальной адаптации можно рассматривать как частный случай социальной регуляции поведения человека в целом.
Теоретической и методологической базой данного исследованиям стали труды таких исследователей в данной области, как: Г.В. Безюлёва, Б.Н. Васильев, И.Г. Зайнышев, В. Г. Казанская, И.И. Калачева, Я.Л. Коломинский, В.И. Курбатов, Т. Д. Марцинковская, А.С. Никончук, Т.К. Ростовская, О.А. Селиванова, В.В. Фалько, Е.И. Холостова, М.В. Шакурова и многие другие.
Гипотеза: предполагаем, что посредством специальной технологии социальной адаптации можно выявить и помочь преодолеть некоторые социальные проблемы пожилых граждан.
Цель исследования: изучить особенности технологии социальной работы с пожилыми людьми.
Объект исследования: социальная работа с пожилыми людьми.
Предмет исследования: технология решения социальных проблем людей пенсионного возраста.
Задачи:
- изучить сущность и содержание понятия «адаптация»;
- показать особенности социальной адаптации;
- рассмотреть технологию социальной адаптации людей пенсионного возраста;
- провести и проанализировать социологический опрос «Социальное самочувствие граждан пожилого возраста».
Методологическую основу исследования составили принципы развития, системности, единства сознания и деятельности, изложенные в работах специалистов социальной работы. В процессе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ педагогической, психологической, социологической и научно-методической литературы.
Методы исследования: Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования методических трудов, методик дошкольного образования и воспитания. Эмпирические: наблюдение, диагностика, изучение и обобщение психолого-педагогического опыта.
Экспериментальная база исследования: работа по изучению с целью изучения социального самочувствия граждан пожилого возраста, проживающих в г. Белгород в феврале 2015 года, проводилась специалистами управления социальной защиты населения в одном из отделений социальной защиты г. Белгород. В опросе приняли участие 30 пожилых граждан, из которых 20 женщин и 10 мужчин. Возрастная группа «от 55 до 65 лет».
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем: путем систематизации материала изучены сущность и особенности понятия адаптации; определены особенности социальной адаптации; рассмотрены особенности социальной адаптации пожилых людей; показана технология социальной адаптации на примере адаптации людей пенсионного возраста и проведен социологический опрос.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов и заключений исследования в повышении специфической эффективности при организации работы по адаптации людей пенсионного возраста, а также при написании исследовательских работ на данную тему.
Структура. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретический аспект изучаемой проблемы
1.1. Государственная и негосударственная сети социальной поддержки пожилых людей
Для оказания социальной помощи пожилым людям создана система территориальных социальных служб на разных уровнях - от федерального до муниципального. На них возлагается ответственность за планирование, координацию и предоставление социальных услуг, включая создание центров по социальному обслуживанию пожилых людей, организацию их питания, отдыха и справочно-информационных услуг. Востребованность названных социальных служб в разных жизненных ситуациях стареющих людей. Проблемное поле этих людей может быть описано с помощью теорий старения и с помощью типичных поводов освоения ими статуса клиента социальной службы (см. табл. 1).
Таблица 1
Некоторые проблемы пожилых – клиентов социальных служб
Области проблем
|
Проявления проблем
|
Потери и утраты
|
Переживания, вызываемые потерей физической активности, зрения, слуха, смертью близких
|
Плохое обращение с пожилыми людьми
|
Физическое и психологическое насилие, угрожающее поведение, пренебрежение, заброшенность, социальная изоляция, финансовое злоупотребление, проявляемое родственниками
|
Малообеспеченность
|
Нищета, попрошайничество, обида, неверие, унижение, чувство невостребованности, возобновление трудовой деятельности
|
Злоупотребление алкоголем
|
Разрушение здоровья (расстройство нервной системы, умственная отсталость, бессонница, деградация личности)
|
Сексуальные отношения
|
Импотенция, вдовство, поздняя любовь, повторные браки
|
Нарушение психики
|
Снижение психических способностей и возможностей человека в сочетании с острыми инфекционными и психическими заболеваниями, органические поражения мозга, проявления в гипертрофированном виде чувства бережливости, скупости
|
В зависимости от степени проявления этих проблем, в социальной ситуации можно выделить следующие категории стареющих людей:
1) не нуждающиеся в помощи;
2) частично утратившие трудоспособность;
3) нуждающиеся в социальном обслуживании;
4) требующие постоянного ухода.
В свою очередь, реагирование на трудную жизненную ситуацию может быть разным:
- Конструктивное. Люди с такой жизненной позицией, как правило, всю жизнь были спокойными, веселыми, довольными. Они сохранили эти черты и в старости, радостно относятся к жизни, активны, стремятся помогать другим людям. Из своей старости не делают трагедии. Вероятно, они благополучно пройдут через завершающую стадию жизни.
- Зависимая позиция присуща тем, кто всю жизнь не очень доверяли себе, были слабовольными, уступчивыми, пассивными. Старея, они с еще большим усердием ищут помощи, признания, а не получая их, чувствуют себя несчастными, обиженными.
- Защитная позиция формируется у людей, как бы “покрытых броней”. Они не стремятся к общению с другими, не желают получения помощи от других, держатся замкнуто, отгораживаются от людей, скрывая свои чувства. Старость они ненавидят, так как она вынуждает их отказаться от работы, быть зависимыми.
- Позиция враждебности к миру характерна для людей, обвиняющих окружающих и общество, которое, по их мнению, виновато во всех их поражениях и неудачах. Люди этого типа подозрительны, агрессивны, никому не доверяют, не хотят от кого-либо зависеть, испытывают отвращение к старости, цепляются за работу как спасительный круг.
В законодательных актах прописаны как базовые принципы деятельности данных служб, так и основные формы социальной поддержки старшего поколения.
- Позиция враждебности к себе и своей жизни проявляется в склонности к депрессии и фатализму. У представителей данного типа отсутствуют интересы, инициативы. Они чувствуют себя одинокими и ненужными. Свою жизнь они считают неудавшейся, к смерти относятся без боязни, как к избавлению от несчастливого существования.
Разумеется, отдельные элементы перечисленных позиций могут выступать в смешанных взаимосочетаниях. Тем не менее, данная типология отражает реальную картину жизнедеятельности пожилых людей, помогая специалистам определяться с моделью их обслуживания. Не меньшую помощь может оказать и знание “ловушек”, существующих в жизни пожилых людей: одиночество и самоизоляция (даже когда легче всего оставаться дома, социальные контакты необходимы); апатия, бездеятельность, связанное с ними настраивание себя на несчастья; жалость к себе (целесообразно отдавать силы и время другим людям); отчаяние, безнадежность (но жизнь продолжается, страдания нельзя преодолеть, но они могут стать терпимыми).
Программа социальной поддержки, реабилитации разрабатывается в зависимости от принадлежности клиента к той или иной категории обслуживания, а также теоретических предпочтений специалиста. С этим же связано использование разных принципов и методов социономической деятельности.
Пожилые люди имеют право на полноценную жизнь, и это возможно, когда они сами принимают деятельное участие в решении вопросов, их непосредственно касающихся, когда у них есть свобода выбора, когда они, а не с ними, экспериментируют. Подтверждением значимости такой постановки вопроса служат не только приоритеты социальной работы, но и принципы ООН в отношении пожилых людей: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. В этой связи переоценить роль само- и взаимопомощи в социальной работе с пожилыми людьми не представляется возможным (см. тему “Технология становления групп само– и взаимопомощи”).
Организация среды обитания стареющих людей, осуществляемая таким образом, чтобы у них был выбор способов взаимодействия с этой средой, – не менее значимое направление анализируемой деятельности. Свобода выбора создает ощущение защищенности, уверенности в завтрашнем дне, ответственности за свою и чужую жизнь. Так, перед пожилыми людьми нередко стоит проблема свободного времени, которое можно было бы использовать для создания приятных уголков в микрорайоне, городе. В результате такое время заполняется как созиданием, так и отдыхом. Например, пешеходная зона может быть обустроена таким образом, что пешеход получает возможность не только наблюдать спешащих навстречу друг другу людей, но и концентрировать свое внимание на архитектуре зданий, сопоставлять атмосферу центра города, например, с его атмосферой в целом. Речь идет и об обустройстве зон отдыха по месту жительства, не только доступных стареющим людям, но и являющихся одновременно “способом передвижения” этих людей, демонстрации их автономной позиции. Места, где могли бы просто посидеть пожилые люди, должны быть многовариантные и не только в тихих уголках города, ибо для кого-то пребывание в толпе спешащих куда-то людей усиливает ощущение жизни, дает дополнительный эмоциональный заряд. Разумеется, среда обитания стареющих людей несводима к городскому пространству. Это так же очевидно, как и то, что в развитии этой среды призваны сыграть свою роль пожилые люди. Важную роль в решении подобного рода задач мог бы сыграть метод связи с общественностью.
Роль воспоминаний в социальной работе с пожилыми людьми переоценить не представляется возможным. Вместе с тем, прибегая к использованию такого метода работы, социономы должны иметь в виду, что в некоторых случаях воспоминания (о перенесенных страданиях, горе) доставляют боль. Вместе с тем, исследования показали отсутствие четкой связи между состоянием удовлетворенности в поздней жизни и воспоминаниями пожилых людей. Наиболее полезны - интегрирующие и инструментальные воспоминания, опасные – навязчивые. Используются такие формы воспоминаний, как ведение “дневника жизни”, составление альбома “История моей семьи”, “Летописи моей биографии” или профессии, а также домашнее задание, которые могут быть в дальнейшем использованы в ведении тематических радио- и телепередач, оформлении музеев социальной службы города. Хорошо зарекомендовали себя центры воспоминаний, на базе которых открываются музеи “старых вещей”, театры воспоминаний, где пожилые люди проигрывают не только роли актеров, но и авторов пьес, по которым ставятся спектакли. Такие формы работы не только возвращают пожилых людей к продуктивной жизни, но и способствуют укреплению связи поколений.