Введение
Глава 1. Теоретические основы развития гибкости в спортивной деятельности
1.1. Теоретические основы развития гибкости при занятиях различными видами спорта
1.2. Медико-биологическое обоснование развития гибкости в спортивной деятельности
1.3. Психолого-педагогические факторы, способствующие развитию гибкости при занятиях спортом
1.4. Развитие гибкости при занятиях сложно-кординационными видами спорта
1.5. Развитие гибкости при занятиях спортивной гимнастикой
Глава 2. Цели, методы и организация исследования
Глава 3. Результаты исследования
Выводы
Литература
Цель работы: определить эффективность влияния дополнительных занятий спортивной гимнастикой на развитие гибкости у учащихся 7 лет, по сравнению с детьми, посещающими уроки физической культуры и другие спортивные секции.
Объект исследования. Процесс развития гибкости у учащихся 7 лет общеобразовательной школы, занимающихся спортивной гимнастикой и другими видами спорта.
Предмет исследования. Программа для развития гибкости у детей 7 лет занимающихся спортивной гимнастикой и посещающих уроки физической культуры.
Гипотеза. Все виды спорта способствуют развитию гибкости у спортсменов на этапе начальной специализации, но гимнастика более полно и комплексно развивает гибкость во всех суставах.
Задачи:
- Выполнить анализ научно-методической литературы по вопросу развития гибкости в спортивной деятельности.
- Выявить динамику изменения развития гибкости в процессе занятий спортивной гимнастикой и другими видами спорта.
- Сравнить группы детей занимающихся различными видами спорта.
Глава 1 Теоретические основы развития гибкости в спортивной деятельности
1.1 Теоретические основы развития гибкости при занятиях различными видами спорта.
Гибкость-это способность человека выполнять движения с большой амплитудой. Это качество определяется развитием подвижности в суставах. Термином ”гибкость” целесообразнее пользоваться в тех случаях, когда речь идет о суммарной подвижности в суставах всего тела. Применительно же к отдельным суставам правильнее говорить “ подвижность “. У человека можно выделить 2 основные формы проявления подвижности в суставах: 1- подвижность при пассивных движениях и 2 - подвижность при активных движениях. Пассивные движения осуществляются в результате действия посторонних сил. Активное движение выполняется за счет работы мышечных групп, проходящих через данный сустав. В обычных условиях человек использует лишь сравнительно небольшую часть анатомической (предельной) подвижности и постоянно сохраняет огромный резерв пассивной подвижности. Во время занятий легкой атлетикой, гимнастикой, плаванием, которые предъявляют повышенные требования к подвижности в суставах, используется лишь 80-95 % анатомической подвижности. Большой эффект в воспитании гибкости достигается в том случае, когда его начинают целесообразно осуществлять уже в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте подвижность в суставах развивается в 2 раза эффективнее, чем в среднем и старшем школьном возрасте.
Гибкость определяют по амплитуде движений в суставах и по степени наклона туловища в стороны. Чтобы определить степень наклона туловища вперед, нужно встать на скамейку и до предела наклониться вперед, не сгибая ноги в коленях, измеряют расстояние (см) от края скамейки до 3-го пальца руки. Если пальцы не достают до края скамейки, то величина подвижности определяется со знаком “ – “, если опускается ниже “ + “. Хорошим показателем гибкости в суставах является величина + 10- + 16 см. Весь процесс воспитания гибкости можно разделить на 3 этапа: 1 этап “ суставной гимнастики “; 2 этап специализированного развития подвижности суставов; 3 этап поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне.[2]
Задачей этапа “ суставной гимнастики “ является не только повышение уровня (общего) развития активной и пассивной подвижности в суставах, но и укрепление самих суставов, а так же тренировка мышечно-связочного аппарата с целью улучшения эластических свойств и создания прочности мышц и связок. На данном этапе осуществляется как бы “ проработка “ всех суставов. Учитывая, что особенно широкими возможностями для развития гибкости обладают дети 8-9 лет, целесообразно занятия “ суставной гимнастикой “ планировать именно в этот возрастной период.
Этап специализированного развития подвижности в суставах ставит своей задачей развитие максимальной амплитуды в тех движениях, которые способствуют быстрейшему овладению спортивной техникой и на этой основе – улучшению результатов. Высокого уровня развития пассивной подвижности в суставах дети могут достичь за 2-4 месяца специальной тренировки. На развитие активной подвижности требуется значительно больше времени. Следует особо подчеркнуть необходимость правильного сочетания в занятиях упражнений на растягивание и силу. Важно не только максимально развивать силу и подвижность по отдельности, но и постоянно приводить их в соответствие между собой.
Этап поддержания подвижности в суставах на достигнутом уровне предусматривает ежедневное выполнение упражнений на растягивание. Если упражнение на растягивание исключить из занятий, то подвижность в суставах быстро ухудшится.
В специальной литературе выделяют еще один вид подвижности - анатомическую или скелетную, подвижность, определяемую ориентировочно теоретическими вычислениями (для того определяют величину суставной поверхности с помощью рентгена, затем вычитая из большей кривизны угол меньшей кривизны - предел возможной подвижности в суставах). Анатомическая подвижность, определяемая таким образом, относительно постоянна и дает приблизительную картину возможной величины движения в том или ином суставе
- Андреева Н.Г. Секреты здорового позвоночника – СПб: «Невский проспект», 2001 – 185 с.
- Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. М.: Просвещение, 2000 – С. 87-88.
- Боброва Г.А. Художественная гимнастика в спортивных школах. М.: Физкультура и спорт, 1980 – С. 67-69.
- Годик М.А., Барамидзе А.М., Киселев Т.Г. Стретчинг. Подвижность, гибкость и элегантность. М.: Советский спорт, 2001 – 96 с.
- Доленко Ф.Л. Берегите суставы. М.: Физическая культура и спорт, 2000 – 140 с.
- Ефремов А. Тест на гибкость. Физическая культура и спорт, 2000-№3 – С. 25.
- Жаботинский Л., Пеньковский Е. Еще раз о силе. М.: 2003 – С. 80.
- Зациорский В.М. Физическая культура спортсмена. М.: Физическая культура и спорт, 1988 – С. 67-73.
- Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. М.: Советский спорт, 2000 – 64 с.
- Изаксон Ч. Основы йоги. – СПб: Питер Паблишинг, 2007 – 224 с.
- Карелина О.В. Ни дня без гимнастики. М.: Физическая культура и спорт, 1981 – 40 с.
- Комлева Т.И. Школа гибкости, тела и ума. Физическая культура и спорт, 2000-№1-С. 56.
- Коренберг В. Б. «Проблема физических и двигательных качеств». // Теория и практика физической культуры, 2006, №7, С. 2-5.
- Коркин В.П. Акробатика. М.: Физическая культура и спорт, 1983 – 127 с.
- Коркин В.П. Гимнастика и акробатика в семье. Минск, Полымя, 1986 – С. 75-81.
- Латокина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М.: Просвещение, 2003 – 160 с.
- Летфулин И.С. Как быстро сесть на шпагат. Суперупражнения. Набережные Челны: Издательство Камского политехнического института, 2008 – 256 с.
- Лях В.И. Гибкость: Основы измерения и методика развития. Физическая культура в школе, 2009-№1-С. 4-10.
- Мао Джавен. Оздоровительная китайская гимнастика. / Пер. с англ. Е. Гупало. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001 С. 130-151.
- Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. Физическая культура и спорт, 1989 – С. 58.
- Пархомович Г.П. Основы классического дзюдо. Пермь, 2003 – С. 204.
- Пеганов Ю.А., Березина Л.А. Позвоночник гибок – тело молодо. М.: Физическая культура и спорт, 2001 – С. 3-29.
- Попов П.А. Оздоровительная гимнастика / Худож. Пиданов О.В. – М.: «Третья медицина» - 2008 – 89 с.
- Портнова Ю.М. Баскетбол: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физическая культура и спорт, 1988 – С.189-190.
- Савин В.П. Хоккей: Учебник для институтов физической культуры. М.: Физическая культура и спорт, 2000 – С. 152-155.
- Сермеев Б. Спортсменам о воспитании гибкости. М.: Физическая культура и спорт, 1980 – 44 с.
- Смолевский В.М. Гимнастика. Выпуск №3. М.: Физическая культура и спорт, 1987. С. 83-103.
- Смолевский В.М. Гимнастика в трех измерениях. - М.: Физическая культура и спорт, 1979.– 248 с.
- Те Р. Пять минут растяжки ежедневно. / Пер. с англ. А.В. Фурман; Худ. обл. М.В. Драко. – Мн.: ООО «Попури», 2009 – 112 с.
- Туманян Г. С., Харацидис С. К. «Гибкость как физическое качество». // Теория и практика физической культуры, 2008, №2, С. 48.
- Фохтин В.Г. Атлетизм дома. Выпуск №3. М.: Советский спорт, 2000 – С. 21-23.
- Хитлман Р. Йога для здоровья. М.: Советско-британское предприятие, 2001 – С. 7-8.