Введение
Глава I. Теоретические аспекты развития физических качеств при занятиях лыжным спортом у подростков 15-17 лет
1.1. Сущность физической подготовки и развития физических качеств при занятиях лыжным спортом
1.2. Место и значение лыжного спорта в развитии физических качеств
1.3. Внеурочные формы лыжной подготовки
Выводы по первой главе
Глава II. Эмпирическое исследование развития физических качеств у подростков 15-17 лет на базе МБОУ города Новосибирска «Детско-юношеский (физкультурный) центр «Спортивный резерв»
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты использования средств лыжного спорта во внеурочной форме для развития физических качеств у спортсменов в
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Актуальность исследования. В системе физического воспитания и развития двигательных качеств подростков лыжная подготовка и лыжный спорт занимают одно из основных мест.
В учебное время со школьниками проводятся уроки лыжной подготовки и физкультурно-массовые мероприятия в режиме учебного дня и занятия в режиме продленного дня.
Во внеурочное время проводятся занятия в группах ОФП, в спортивных секциях, соревнования по лыжному спорту, прогулки и экскурсии на лыжах, туристские походы, спортивные праздники. Всю внеклассную работу организует и ведет учитель физкультуры, привлекая к ней учащихся, занимающихся в спортивных школах, классных руководителей, родителей учащихся.
Цель данной работы – рассмотреть особенности развития физических качеств у спортсменов в избранном виде спорта (лыжные гонки) у подростков 15-17 лет, занимающихся лыжными гонками во внеурочных формах занятий.
Для достижения поставленной цели в работе нужно решить следующие задачи:
- Рассмотреть сущность развития физических качеств и физической подготовки при занятиях лыжным спортом.
- Изучить место и значение лыжного спорта в физическом воспитании подростков.
- Провести эмпирическое исследование развития физических качеств при занятиях лыжным спортом и их формирование во внеурочной форме у подростков 15-17 лет.
Предмет исследования – развития физических качеств подростков 15-17 лет.
Объект исследования – группа подростков занимающихся лыжными гонками во внеурочных формах занятий.
Объем и структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка.
Практическое значение работы обуславливается систематизацией данных о состоянии и перспективах совершенствования объекта исследования.
Глава I. Теоретические аспекты развития физических качеств при занятиях лыжным спортом у подростков 15-17 лет
1.1.Сущность физической подготовки и развития физических качеств при занятиях лыжным спортом
Лыжи - не только самый массовый в России вид спорта, но и лучший способ укрепления здоровья зимой. Благодаря своей доступности, он охватывает любителей всех возрастов и уровней подготовки. Систематические занятия лыжами помогают укрепить здоровье, воспитывает волю и закаливает характер.
Этот вид упражнений по своему общему оздоровительному воздействию на организм, не уступает бегу, а по мнению Купера, даже превосходит его. Так как при ходьбе на лыжах помимо мышц голени и бедра в работу активно включаются также мышцы плечевого пояса и верхних конечностей, спины и живота, что требует дополнительного расхода энергии. Поэтому аэробные возможности и выносливость у лыжников даже превосходят показатели бегунов (85-90 мл/кг). Кроме того, участие в работе практически всех мышечных групп способствует гармоничному развитию тела. Хорошо развивается также чувство равновесия, совершенствуется функция вестибулярного аппарата и прекрасно выражен закаливающий эффект.
Лыжи выгодно отличаются от бега тем, что ударная нагрузка на суставы значительно меньше, и, соответственно, снижается опасность их травмирования. Но то же самое свойство — мягкое скольжение и отсутствие ударного толчка при приземлении на грунт — нивелирует такой важный оздоровительный эффект бега, как сотрясение и вибрация стенок кровеносных сосудов и внутренних органов, что укрепляет стенки сосудов, очищает клетки от шлаков и улучшает работу печени и желудочно-кишечного тракта. Проигрывают лыжи и более сложной техникой передвижения, требующей определенного навыка, что может привести к травмам. Следует также учесть, что при перемещении по пересеченной местности (на подъемах) возникает дополнительная нагрузка на сердечно-сосудистую систему, что нежелательно у пожилых и ослабленных людей.
При ходьбе на лыжах по ровной трассе с невысокой скоростью нагрузка на кровообращение меньше, чем при беге за счет элементов скольжения. Поэтому ходьба на лыжах по ровной трассе при наличии определенного навыка может с успехом использоваться в качестве реабилитационного средства после перенесенных заболеваний. В северных же районах страны, где снег лежит большую часть года, ходьба на лыжах может стать основным средством аэробной тренировки.
В школьной программе по физической культуре лыжная подготовка введена обязательным разделом с 1 по 11 классы. Уроки по лыжной подготовке проводятся в школе в третьей четверти, после зимних каникул, в объеме 16 часов в каждом классе.
Программой предусмотрено: овладение учащимися умениями и навыками в основных способах передвижения на лыжах; навыками самостоятельных занятий, сообщение теоретических сведений; повышение общей работоспособности и развитие основных физических и морально-волевых качеств [20].
Система уроков по лыжной подготовке в школе должна иметь инструкторскую направленность с тем, чтобы учащиеся старших классов стали активными помощниками учителя в организации внеклассной, спортивно-массовой и оздоровительной работы по лыжам со школьниками младших классов. Кроме этого, программой предусматривается обязательное выполнение учащимися домашних заданий, что особенно важно в старших классах, где проводятся сдвоенные уроки по лыжной подготовке. Сдвоенный урок в неделю не обеспечивает непрерывность занятий на лыжах и не способствует должным образом закреплению изученного материала и поддержанию необходимого темпа в повышении уровня разви-тия физических качеств [19].
Вместе с тем программой выдвигаются очень важные требования к проведению уроков, которые имеют самое прямое отношение к урокам лыжной подготовки, учитывая особые условия их организации и проведения. Эти требования сводятся к следующему:
- На уроке должна быть обеспечена высокая моторная плотность. Необходимо сократить до оптимальной величины время, отводимое на показ и объяснение.
- Высокая эмоциональность проведения урока во многом способствует повышению ее качества.
- Динамичность урока позволяет обеспечить оптимальную по объему и интенсивности нагрузку, на уроке лыжной подготовки, в соответ-ствие с полом, возрастом и подготовленностью подростков.
Несмотря на то, что происходит постоянное совершенствование школьных программ, все изменения, которые в них вносятся, базируются на основных закономерностях обучения передвижению на лыжах; из этого вытекает не только содержание учебного материала по лыжной подготовке, но и последовательность изучения способов передвижения на лыжах от 1-11 классы. Основная направленность в увеличение нагрузки на уроках лыжной подготовки заключается в постепенном увеличение длинны проходимой дистанции: от 1 км. в первом классе до 12 км. в одинна-дцатом классе у юношей, и до 5 км. у девочек [17].
Программой предусматривается тесная связь уроков по лыжной под-готовки с внеклассной работой по лыжам. Оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия на лыжах должны включаться в ежемесячные дни здоровья и физкультурные праздники. Особое внимание в программе об-ращается на привитие навыков самостоятельных занятий и инструкторскую направленность уроков.
В школах, расположенных в северных и восточных районах нашей страны с сильными морозами в январе и феврале, целесообразно лыжную подготовку проводить сразу с установлением устойчивого снежного покрова и в конце зимы, когда морозы значительно слабее. Все это заметно повышает качество учебной работы по лыжной подготовке.