Любой товар рано или поздно уходит с рынка, чаще всего это связано со снижением интереса потребителей. Именно поэтому организации все больше осознают необходимость разработки новых товаров и услуг, внедрению новаторских идей и стратегий по его производству.
Тема данной курсовой работы – управление жизненным циклом товара средствами маркетинга. Данная тема особо актуальна в условиях постоянно процветающей рыночной экономики.
Срок жизни ныне существующих товаров сокращается, и их приходится заменять новыми. За время нахождения на рынке, товар проходит ряд этапов по его развитию, в конечном итоге доходит до стадии ухода с рынка. Далее начинается процесс создания нового товара. Однако новинка может потерпеть неудачу. Риск, связанный с новаторством, велик, но столь же велики и связанные с ним материальные выгоды. Залогом успешной новаторской деятельности служит создание эффективной организационной структуры для работы с идеями новых товаров, проведения серьезных исследований и принятия обоснованных решений на каждой стадии создания новинки.
Процесс создания нового товара включает в себя ряд этапов: формирование и отбор идей, разработка замысла и его проверка, разработка стратегии маркетинга, анализ возможностей производства и сбыта, разработка товара, испытания в рыночных условиях и развертывание коммерческого производства.
Каждый этап имеет свою цель. Основная цель всех этапов создания нового товара – принятие решения о целесообразности продолжения работы над этим товаром или наоборот – ее завершении. Каждая фирма стремится увеличить жизненный цикл товара, поэтому старается свести к минимуму шансы разработки слабых и губительных идей и сразу отобрать рабочие, добротные идеи. Каждому товару, запущенному в коммерческое производство, присущ свой жизненный цикл, отмеченный рядом постоянно возникающих проблем и открывающихся возможностей.
Объектом исследования выбрана компания «Nokia». «Nokia» - финская многонациональная компания, которая производит мобильные телефоны. Это компания с большим опытом работы на мировом рынке, в том числе и в России, у нее огромный ассортимент товаров, каждый из которых находится на определенной стадии своего жизненного цикла. Итак, изучая стратегии компании на примере различных моделей телефонов, можно определить ее действия на каждом этапе жизненного цикла продукта. Проще говоря, поскольку мобильные телефоны относятся к высокотехнологичным продуктам, то есть среда, в которой изменения происходят почти каждый день, а то, что было вчера, сегодня безнадежно устарело. Жизненный цикл продукта в этой среде относительно короткий, и он позволил описать бизнес на каждом этапе жизненного цикла конкретной модели.
Целью данной работы является изучение понятия товара и его жизненного цикла, выявление особенностей управления жизненным циклом товара средствами маркетинга, анализ стратегий на каждом этапе.
Для достижения ранее поставленных целей необходимо решить следующие задачи: - изучить понятие товара;
- изучить понятие жизненного цикла товара;
- подробно разобрать этапы жизненного цикла товара;
- изучить стратегии фирмы «Nokia» на разных этапах жизненного цикла товара.
Структура данной работы состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованных источников.
Введение включает в себя тему исследования, объект исследования, предмет исследования, цели и задачи курсовой работы, методы исследования.
Основная часть состоит из двух глав, в первой раскрывается понятие товара и его жизненного цикла, во второй – полная характеристика компании, описание производимого товара, исследование изготавливаемого товара на всех жизненных циклах.
Необходимо обратить внимание на актуальность данной темы, т.к. любой товар не является вечным и очень интересно анализировать применяемые стратегии для удержания товара на рынке на любой из стадий жизненного цикла товара.
На рынке мобильных телефонов очень большая конкуренция и каждый производитель внедряет инновационные технологии что активно влияет на стадию жизненного цикла товаров-конкурентов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ТОВАРА
1.1 Товар: понятие, классификация
Товар — все, что предлагается на рынке для продажи/покупки ради удовлетворения желаний и потребностей потребителей с целью приобретения, привлечения внимания клиентов, а также использования в повседневной жизни. К товару относятся средства жизнедеятельности, организации и компании, любые физические объекты, идеи и услуги.
Иными словами, товар – объект сделки между покупателями и продавцами в условиях рыночных отношений [2].
Любой товар является объектом сделки, поэтому должен вызывать интерес у потребителя благодаря своим новаторским свойствам, а поэтому и удовлетворять определенные потребности при этом обладая потребительской стоимостью.
Основное количество товара – это результат труда, продавцами которого являются сами производители, либо их посредники, которые посредством купли/продажи (сделки) получают реальный доход вместо потенциального. Исключением являются водоемы, земельные участки и т.д.
Далеко не каждый результат труда является товаром, а только тот, который участвует в передаче, продаже, реализации, обмене потребителю с условием возврата затрат на его изготовление. Приведу пример – собственник в своем доме сделал кашпо для цветов, данное кашпо не является товаром, а станет только тогда, когда этот собственник решит передать его своему родственнику или соседу на условиях компенсации затрат на его производство.
Все что можно купить или продать является объектом коммерческой собственности. Купле-продаже подлежат деньги любого номинала, услуги и товары, всевозможные ценные бумаги, компьютерные программы, патенты, лицензии, произведения искусства, науки и т.д. Объектом коммерческой деятельности не являются товары, которые запрещено продавать по закону. Примером таких товаров являются наркотические средства, ядовитые смеси, огнестрельное оружие.
Товар, который реализуется на рынке, является материальной и нематериальной собственностью.
Иными словами, товар – это продукт физического и умственного труда, результат оказанной услуги, все, что удовлетворяет потребность потребителей и предлагается на рынке с целью приобретения, обмена, использования, а также все то, что имеет потребительскую стоимость [4].
Товар как объект коммерческой недвижимости имеет четыре характеристики:
- качественная;
- количественная; - ассортиментная; - стоимостная.
Ассортиментная, качественная и количественная удовлетворяют социальные, физиологические, психологические потребности человека, т.е. реальные потребности. Эти характеристики позволяют продукту приобретать полезность для определенной группы покупателей и становятся полноценным товаром.
Товар состоит из:
- набора потребительских и физических свойств;
- торговой марки;
- качественной и удобной упаковки;
- сопутствующих товаров – к кроссовкам шнурки, к компьютеру клавиатура и мышь;
- сопутствующих услуг – к потребительскому кредиту дополнительные услуги по страхованию жизни; - гарантии качества.
Рассмотрим два принципиальных свойства товара:
- Потребительская стоимость.
- Стоимость – общественно необходимый труд, воплощенный в том или ином товаре.
Потребительная стоимость - это способность товара быть общественно полезным благом, т.е. удовлетворять какую-либо человеческую потребность,
Потребительская стоимость отличается от стоимости наличием способности товара обмениваться на другие товары в известной пропорции, т.е. она является носителем меновой стоимости. При этом меновая стоимость – в широком смысле способность товара или услуги обмениваться на другие товары или услуги [6].
Одной из особенностей продукта труда является то, что один и тот же продукт работы может удовлетворить несколько потребностей, а одна и та же потребность может быть обеспечена различными потребительскими позициями. Например, огонь может служить для производства тепла, света, приготовления пищи, а также для приготовления пищи с использованием электричества. Это свойство материальной полезности: удовлетворение одной потребности исключает одновременное удовлетворение других потребностей, поскольку процесс потребления или уничтожения, или преобразования этого конкретного потребителя в стоимость чего-то другого. И все же две функции полезности стоимости заключаются в том, что она (потребительская стоимость), во-первых, распространяется на все товары (сырье и т. Д.), а во-вторых, на реальное содержание богатства.
Смело можно сделать вывод, что потребительская стоимость всегда создается трудом, удовлетворяет потребности не ее создателя, а других людей, также должна обмениваться на другой товар, т.е. товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.
На любом рынке существует продавец и покупатель, у которых разные интересы и приоритеты. Для любого потребителя ценность товара заключается в его полезности, уникальности. А вот основной целью у продавца является получение максимальной прибыли. Коммерческая деятельность должна обеспечить соединение этих интересов, т.е. в процессе купли-продажи товара должны быть усреднены потери и выгоды продавца и покупателя.
Ассортимент - совокупность товаров, формируемых по определенным признакам (назначение, производитель, сырье) и удовлетворяющий разноплановые индивидуальные потребности, также отличающийся друг от друга по другим признакам [8].
Различают следующие виды ассортимента:
- Торговый – та часть товаров, которые реализуются благодаря торговым сетям (оптовым и розничным).
- Промышленный – товары, которые выпускаются отдельным предприятием.
- Комбинированный – совокупность групп разного назначения (в магазинах одежды часто использую комбинированный ассортимент). 4. Укрупненный – все товары объединены общими признаками (назначение. Способ изготовления).
- Развернутый – все разновидности товара.
Классификация товаров – разделение товаров на группы, подгруппы, виды по их общим и различным признакам.
В первую очередь, классифицируют товары по товарному признаку – товар как предмет (те вещи, которые можно обменять на другие вещи), товар как услугу (абсолютно любая деятельность, которую может предложить одна компания другой).
По цели применения товары классифицируют на товары потребительского, промышленного и промежуточного потребления. Потребительские товары – та группа товаров, которая покупается для удовлетворения своих личных индивидуальных потребностей для личного, семейного потребления. товары промежуточного потребления – товары, используемые не для конечного потребления, а для производства товаров и услуг. Товары производственного назначения – товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (топливно-сырьевые товары, строительная техника), т.е. та категория товаров, предназначенная для производства других товаров.