ВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ВОПРОСА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ
1.1 Понятие и цель определения страны происхождения товара
1.2 Правила определения страны происхождения товара ГЛАВА 2 ОФОРМЛЕНИЕ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ СТРАНУ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ
2.1. Виды документов и правила их оформления
2.2. Проверка документов, подтверждающих страну происхождения товаров
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Нарушения правил определения страны происхождения товаров и методы их ликвидации
3.2 Проблема идентификации информации и пути ее решения ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Благодаря активному развитию таможенного законодательства и его комплексному характеру, обусловленному членством Российской Федерации в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), во Всемирной торговой организации и во Всемирной таможенной организации, правовое регулирование вопросов мировой торговли постоянно проходит через изменения на международном и национальном уровнях. Тем не менее, страна происхождения товаров неизменно остается одним из ключевых понятий таможенного права, так как именно с данной категорией связано применение мер таможенно-тарифного, нетарифного регулирования, преференций и льгот.
Определение страны происхождения товаров вызывает значительные трудности вследствие сложности данного процесса, а также обилия способов обхождения установленных правил, найденных участниками внешнеэкономической деятельности в попытках избежать или снизить затраты при перемещении товаров через границу.
Неверное определение страны происхождения товара может привести к занижению размера ставок применяемых к товарам таможенных пошлин, а значит, и к существенному недобору таможенных платежей. Тем самым будет оказано значительное влияние на самую доходную статью федерального бюджета. Нехватка бюджетных средств, в конечном счете, всегда сказывается на благосостоянии всей страны в целом.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время Россия, несмотря на трудную экономико-политическую ситуацию, стремится к расширению взаимодействия с иностранными государствами, увеличению числа торговых партнеров и укреплению связей внутри Таможенного союза. Этим обуславливается необходимость разработки комплекса защитных мер, ограждающих экономические интересы российских производителей и потребителей от нежелательных эффектов иностранной интервенции. Однако применение части таких мер является невозможным без определения страны происхождения товаров. Помимо этого при прохождении таможенных процедур, избранных участниками ВЭД, предоставление льгот и преференций непосредственно зависит от страны происхождения товаров, неправильное определение которой может привести к нарушению норм таможенного законодательства.
Отдельные вопросы, связанные с определением страны происхождения товаров, анализ практики таможенных органов рассматривались в работах А.А. Зыкова, Е.И. Ефремовой, Д.А. Автандиляна, Д.В. Корфа, Н.Г. Тихомировой, И.А. Сорокиной, В.В. Соловьева, Е.Е. Лекомцевой, А.Е. Гришпитенко и др.
Несмотря на проводимый анализ проблем в определении страны происхождения товара, вопрос все еще остается крайне актуальным из-за отсутствия какого-либо фундаментального и комплексного исследования выявленных затруднений, сведения результатов работ в единый перечень превентивных, вспомогательных мер, внедрения научных разработок в практику.
Целью курсовой работы является исследование понятия и цели определения страны происхождения товаров.
Объектом исследования является происхождение товаров и формы его подтверждения.
Предметом данной работы являются правила, критерии и особенности определения страны происхождения, документальное подтверждение происхождения товаров.
Задачи работы заключаются в следующем:
- изучить правила определения страны происхождения товаров;
- исследовать порядок определения страны происхождения товаров и предоставления тарифных преференций;
- изучить классификацию документов, использующихся для подтверждения происхождения товаров;
- изучить требования по заполнению сертификата о происхождении товаров;
- выявить проблемы определения страны происхождения товаров;
- предложить возможные пути решения выявленных проблем.
Методы исследования, использованные при написании работы – изучение теоретических материалов, анализ, синтез, сравнение и систематизация полученной информации.
При написании курсовой работы были использованы нормативно- правовые акты, информация с официальных сайтов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Евразийской экономической Комиссии, информация с сайтов организаций, занимающихся сертификацией, логистикой, а также научные статьи и публикации студентов и преподавателей.
Практическая значимость дипломной работы состоит в разработке на основе анализа и выявления негативных моментов в существующем законодательстве и практике осуществления контроля за определением страны происхождения товаров предложений для таможенных органов и участников ВЭД, которые могли бы уменьшить или свести к минимуму затруднения в данной сфере.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ВОПРОСА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ
1.1 Понятие и цель определения страны происхождения товара
При определении целей, которые преследуют таможенные органы, устанавливая страну происхождения товара, необходимо определиться с понятиями «страны происхождения товара».
Так, в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, страной происхождения товара признается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Идентичная формулировка используется и в Соглашении о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25.01.2008.
Несколько иначе понимание страны происхождения товара дает Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых государств (далее – СНГ) от 20.11.2009 г. В соответствии с его положениями страна происхождения товара – это страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке или переработке в соответствии с настоящими Правилами. В отличие от приведенного в Таможенном кодексе Таможенного союза, данное определение не берет во внимание количество стран, на которое распространяется понятие.
Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 г. (далее – Киотская конвенция) в гл. 1 Специального приложения «К» трактует дефиницию «страны происхождения», как страны, в которой товары были произведены или изготовлены в соответствии с критериями, предусмотренными для целей применения таможенного тарифа, количественных ограничений или любых других мер, относящихся к торговле.
Хотя данная формулировка, на первый взгляд, значительно отличается от приведенных ранее, следует принять во внимание, что Киотская конвенция вводит определение, которое может применяться, правильно трактоваться любым государством при международной торговле, а также беспрепятственно внедряться в национальное законодательство, т.е. определение в международной конвенции изначально предполагает некоторую обобщенность.
По сути, Киотская конвенция, как и Таможенный кодекс Таможенного союза, предписывает обязательность руководства таможенным законодательством страны для определения происхождения товаров. Однако и в этом определении не обозначается количество стран, на которое распространяется термин «страна происхождения», и отсутствует упоминание степени производства - «полностью» произведенные товары - что может вызывать отдельные затруднения при взаимодействии иностранных государств.
11.04.2017 г. был подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза. Приложение № 1 содержит новый таможенный кодекс ЕАЭС. Согласно ст. 2 Договора он вступит в силу с даты получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами необходимых внутригосударственных процедур, но не ранее 01.07.2017.