Курсовая работа|Социальная работа

Социальная защита детей-сирот в пореформенной России 1864-1917 гг

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2021 | Страниц: 53

Введение

Глава 1. Формирование системы социальной защиты несовершеннолетних в России в пореформенный период

Глава 2. Правовое обеспечение государственной политики в отношении детей сирот

2.1 Законодательство в области формирования органов социальной защиты детей сирот

2.2 Правовые гарантии в отношении детей-сирот

Глава 3. Реализация государственной политики в отношении детей сирот

3.1 Государственная система социальной защиты детей-сирот

Заключение

Список использованной литературы

О благополучии в стране можно судить по тому - насколько социально защищены в ней наиболее нуждающиеся категории населения и, несомненно, одной из таких категорий являются дети-сироты. Государственная политика в отношении данной категории существовала практически всегда, но особенно такое внимание требовалась в наиболее тяжелое для страны время, одним из которых являлся постреволюционный период.

В 1917 - 1920-х годах в связи со сменой политического строя и резким увеличением количества детей-сирот был проведен целый ряд глубоких, всеохватывающих реформ в сфере государственной политики в отношении данной социальной группы. На теоретическом, законодательном, а затем и практических уровнях осуществлялась разработка новых принципов государственной поддержки.

Актуальность данного исследования состоит в том, что в рассматриваемый в исследовании период -1920 гг., проблемы сиротства и огромного ряда, связанных с ним, социальных девиаций были во многом успешно разрешены на государственном уровне, несмотря на тяжелое экономическое положение в стране.

Данный исторический период был временем глобальных социальных перемен и экспериментов охвативших все общественные сферы. Не исключением стал вопрос государственно-правовой и социальной поддержки детей сирот, при решение которого был накоплен уникальный опыт, который, несомненно, может быть полезен и интересен в современной России.

На ряду с этим, за последнее время была опубликована масса источников и литературы, отражающих вопросы государственной политики раннего советского периода, что также обусловило актуальность разработки данной темы, изучения и переосмысления ряда сложившихся в науке представлений о результатах деятельности органов советской власти в вопросе эффективности государственной политики в отношении детей-сирот в 1920-е гг. В связи с этим возникла необходимость научной разработки исторического опыта государственно-правовой поддержки детей-сирот. Ведь дети - это будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.

Сказанное выше обосновывает необходимость нового, глубокого осмысления и научного обобщения материала и опыта по государственной поддержке детей-сирот, накопленного нашей страной на данном этапе своего развития.

В историографическом изучении представленной темы исследования можно выделить два периода изучения - советский и постсоветский (современный). И, условно, советский период можно поделить на этапы: 1920-1930 годы и 1930 -середина 1980-х годов.

Первый этап историографии советского периода по государственной политике в отношении детей-сирот привлекает особое к себе внимание, поскольку изначально процесс изучения государственной политики происходил одновременно с ее фактическим формированием и реализацией. Авторами научных работ являлись непосредственные участники событий, занимавшие разное социальное положение и степень вовлеченности в исследуемые события. В этом отношении следует подчеркнуть, что работы данного периода занимают промежуточное положение между источниками и исследовательскими работами. И, несомненно, они содержат огромный фактический материал, представляющий информационную и научную ценность, так как именно в данный период обозначились основные направления разработки данной тематики и сделаны первые шаги по анализу и систематизации информационного материала.

К основной группе исследуемых трудов по государственной политике в отношении детей-сирот следует отнести работы политических деятелей послереволюционной России - А.В. Луначарского, А.М. Коллонтай, С.И. Каплуна, Е.И. Ярославского, Н.К. Крупской, В.И. Лeнина и др.

В данных работах разработана теоретическая база проводимых государственных реформ, эти труды также содержат большой объем материала, касающегося политических установок проводимых мер, сами меры осуществления государственной политики и анализ первых результатов их проведения. Помимо общетеоретических исследований о состоянии вопроса, в двадцатые годы проводятся исследования специалистов- практиков: социологов, педагогов, юристов, посвященных различным аспектам государственно-правовой и социальной поддержки. Изучая ряд научных публикаций по государственной политике в целом, в период первых лет существования Советского государства и периода НЭПа, следует особо отметить научные труды А.Н. Винокурова и И.К. Ксенофонтова. Данные работы интересны тем, что в них содержатся разделы по охране материнства и детства, в том числе исследуются вопросы сиротства и вопросы организации государственной политики в рамках данного направления. В данных работах наиболее ценно то, что прослеживаются изменения во взглядах на политику, дается обоснование принципиальных различий и Он же. Великий почин // Полн. собр. соч. Т. 39; Издательство политической литературы М. 1968

Одним из основополагающих направлений историографической разработки стало направление по изучению социальных учреждений для детей сирот - детских домов.

В научных трудах того периода в отличие от работ, скажем, дореволюционной России детский дом рассматривался уже не как место пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, данное учреждение рассматривалась уже преимущественно с политической точки зрения, как инструмент, который не только мог вырастить ребенка, но воспитать нового советского человека и возможно в дальнейшем полностью заменить семейное воспитание. В частности, такие идеи рассматривались в работе, достаточно характерной для данного периода, И.Т. Автухова “Детский дом”. Рассматривая самые разные стороны жизни этого учреждения, трудности и ошибки, автор все же, отмечая проблемы в системе сиротских учреждений, не считает их достаточно серьезными и видит решение проблем в подготовке и приходе новых кадров, наделением большими правами детей, например такими как самоуправление, а также общего налаживания материального положения детских домов. В работе также дается сравнительный анализ системы политического и социального воспитания, которое может получить ребенок в детском доме и семье и делается вывод о приоритете первого. Так, по мнению И.Т. Автухова институт семьи в скором времени будет ликвидирован, а на смену ему в скором времени придет, научно и политически обоснованный, хорошо организованный материально и педагогически, детский дом, способный дать “больше возможностей в отношении развития социальных навыков, чем узкий круг семьи, порождающий эгоистов”.

Но уже через некоторое время характер научных работ начинает меняться, это было связано с более трезвой оценкой реалий положения в стране и функционирования системы детских домов. В научных трудах заново пересматривается вопрос места и положения данных учреждений в обществе и государстве. Характерным примером служит сборник статей, опубликованный в 1926г. “Наши детские дома и городки”10, где по сравнению с трудом И.Т. Автухова детские дома не рассматриваются как альтернатива семейному воспитанию, а как более нуждающаяся в государственной поддержке система воспитания и социального обеспечения наиболее уязвимой в данном плане социальной группы. Помимо более трезвой оценки рассматриваемой проблемы данный сборник также содержит и конкретные предложения по улучшению положения детей, находящихся в данных учреждениях, все это служит несомненным примером перехода на новый, более тщательный подход изучения и аналитическую базу в научных исследованиях по данному вопросу.

К другому блоку следует отнести труды, которые не были посвящены сиротству, но так или иначе напрямую с ним связанные. Это целая группа работ, посвященная детской преступности, беспризорности, охватившей страну в рассматриваемое время, а также еще целый ряд проблем, связанных с девиантным поведением у детей, среди которых основной группой являлись дети-сироты. Яркими примерами исследований данной тематики служит труд С.В. Позднышева и ряд статей, опубликованных в сборнике “Государство и общественность в борьбе с детской беспризорностью”, ценность работ заключается в том что, в оборот вводятся исследования профилактики беспризорности, где особое место занимают как детские дома, так и система опеки и попечительства. Однако, как указывают авторы, одних этих мер недостаточно и требуется целый комплекс мер – таких как предоставление сиротам жилья, получение ими надлежащего образования и в дальнейшем предоставление рабочих мест, что по сути и должно было стать государственной политикой в отношении сирот, это – ликвидировать беспризорность и привести ко всеобщему благополучию ребенка и государства.

С середины 1920-х гг. получает еще одно направление в исследованиях данного вопроса, такое - как изучение личности и среды ее формирующей. Данные исследования изначально затрагивали явление детской преступности и беспризорности, в том числе проводились исследования учреждений, куда эти дети попадают. Результаты этих исследований были опубликованы в виде статей в сборнике “На помощь детям”, в монографии Е.С. Лившица “Социальные корни беспризорности”.

Выводы, сделанные авторами, констатируют то, что основная причина формирования личности у детей - это те социальные условия, в которых они находятся, и что это является очень значимым в вопросе формирования отношения к данным детям и выстраивания дальнейшей государственно- правовой базы, условиями и мерами по дальнейшей с ними работе. Итогом данных изысканий стал выход из лексикона понятия “морально- дефективные” и заменой приютов для «морально-дефективных» на организацию, основанную на совершенно иных принципах, трудовых коммун, что в дальнейшем сказалось на результатах проводимой политики государства. Опыт деятельности этих учреждений также описывался в ряде работ, опубликованных в 1920-е годы.

Подводя итоги разбираемого этапа историографии, следует отметить следующее - изучение вопроса сиротства невозможно без проработки историографического материала данного периода. В этот период сформирован большой круг направлений исследований, порой с кардинально противоположными взглядами. Важной стороной является то, что в большинстве своем материал не оторван от практики и происходящих в стране событий.

 

Глава 1. Формирование системы социальной защиты несовершеннолетних в России в пореформенный период

История поддержки и защиты детства в России является одной из гуманистических традиционных особенностей русского национального характера. Государственное призрение в России берет свое начало со второй половины XVIII в. По инициативе императора Александра I 16 мая 1802 г. было создано Человеколюбивое общество для оказания помощи нуждающимся. Целью его создания явилось предоставление помощи бедным не только в столице, но и в других городах Российской империи. Одно из основных направлений его деятельности - воспитание и обучение детей, оставшихся без попечения родителей.[1]

В годы правления Александра I создаются общества,  основанные  на  оказании взаимной помощи. В состав таких обществ входили лица одного сословия. Общества действовали на основе членства, путем внесения ежегодных взносов. Денежные средства использовались на оказание финансовой помощи лицам из их сословия, а также их вдовам и сиротам, нуждающихся в оказании помощи. Такие общества отличались от обычных благотворительных обществ тем, что оказывали помощь только своим, иначе как благотворительные организации помогали лицам посторонним.

Одним из направлений филантропической деятельности было решение жилищной проблемы нуждающихся. Большой вклад в решение данного вопроса был внесен созданием «Братолюбивого общества» под председательством княгини Надежды Борисовны Трубецкой. Более пятидесяти лет она возглавляла данное общество. Его деятельность заключалась в предоставлении семейным и одиноким людям жилья. В распоряжении общества находились 30 домов.

В 1866 г. «Братолюбивое общество» было присоединено к ведомству Императорского Человеколюбивого общества, которое предоставило возможность строительства домов для малоимущих и нуждающихся граждан.

В связи с большой смертностью младенцев с декабря 1904 г. в Петербурге начал работать Союз для борьбы с детской смертностью в России. Столь огромная и всерастущая смертность в России вызывается множеством причин, но главная из них, по свидетельству врачей, – это губительные условия, в которых находятся только что родившиеся младенцы.[2] У русского населения высокая смертность младенцев была вызвана заменой кормления молоком на соску из жеванного хлеба или каши. У других национальностей смертность детей была гораздо ниже, поскольку кормление младенца собственным молоком матери признавалось священным долгом. Основной причиной вымирания младенцев являлся отказ от грудного вскармливания.

Союзу предоставлялась возможность открывать отделы по всей территории России. Направления деятельности Союза были прописаны в уставе и заключались в содержании детских яслей и приютов, открытие лечебных и санитарных пунктов, приютов для рожениц.

Таким образом, деятельность Союза была направлена на оказание помощи несовершеннолетним детям, на их нравственное воспитание и просвещение.

В 1913 г. было образовано Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества, которое было реорганизовано через пять лет.

Во второй половине XIX в. продолжает развиваться частная благотворительность. В 1882 г. под покровительством Великой княгини Елизаветы Маврикиевны создается благотворительное общество «Синий крест». Основная функция общества заключается в оказание помощи бедным и больным детям.

В 1893 г. возникло общество защиты детей от жестокого обращения. Оно занималось строительством общежитий и учреждений для детей, при которых открывались мастерские, обучающие несовершеннолетних ремеслу. Тогда же «создаются приюты для слабоумных детей и эпилептиков, все на средства частных жертвователей».[3]

Император Николай II за время своего правления не так активно занимался благотворительностью. Новых организаций при нем почти не возникало.

К концу XIX столетия в России осуществляло работу по презрению более 14 тыс. благотворительных обществ и учреждений [2, с. 62-63].[4] Наибольшее количество таких организаций было расположено в Европейской России, Прибалтийском крае.

Благотворительные общества являлись юридическими лицами, осуществляли деятельность на основании учредительных документов. Обязаны были предоставлять отчеты о выполнении своих функций. Со стороны полиции в целом осуществлялся особый контроль за благотворительными организациями.

Благотворительная деятельность обществ была разнообразной. Одной из самых распространенных форм нуждающихся является возникновение приютов и яслей. Они создавались по инициативе частных лиц для дневного пребывания несовершеннолетних детей бедных слоев населения. Дети в таких учреждениях находились бесплатно или за небольшую плату. Плата была так  невысока, что едва ли могла покрыть расходы на содержание и обучение детей. Несовершеннолетних необходимо было «не только накормить, одеть, но и дать начальное образование, подготовить их к самостоятельной жизни. Для детей, которые были постарше, необходимо было дать профессию, научить трудиться для того, чтобы они могли себя прокормить в жизни. Помощь детям в получении профессии являлась обязательным видом трудовой помощи в России».[5]

В России были организованы Ольгинские детские приюты трудолюбия, один из которых находился в Москве. Эти приюты предназначались исключительно или преимущественно  для  подготовки  детей  к  трудовой  жизни.  Каждое  «общество,  содержащее благотворительные заведения для детей, отмечало это в своих документах».[6] Возглавляли такие приюты и ясли представители интеллигенции.

К началу XX в. в России насчитывалось огромное количество благотворительных обществ, однако не существовало учебных учреждений для подготовки специалистов в области призрения. Заметный вклад в решении данного вопроса внес известный специалист по уголовной социологии С.К. Гогель. Он  писал:  «...Как  таковой, школы, которая готовила бы к заведованию домами трудолюбия и другими благотворительными учреждениями, мы не имеем. Что касается высшей  социальной школы, то она почти оформилась в лице образовавшегося уже Юридического факультета Психоневрологического института. Факультет действует уже два года. Мне (С.К. Гогель) удалось ввести в учебный план как особую кафедру «Общественное призрение».

  1. Антология со циальной раб оты: в 5 т. Т.1: История со циальной по мощи в России / со ст. М. В. Фирсов. — М. : Сварогъ : НВФ СПТ, 2014. — 278 c.
  2. Зайнышев И.Г. Теория и мет одика со циальной раб оты. Ч. 1: учеб. по собие  / И.Г. Зайнышев. — М. : Союз, 2014. — 339 с.
  3. Корочкова Л.Н. Развитие рос сийских благотворительных орган изаций в об ласти со циально-педагогической по мощи не совершеннолетним: ис тория и со временные тенденции: дис с канд. пед. на ук: 13.00.01 / Л.Н. Корочкова.— Уфа, 2017.— 220 с.
  4. Кузыченко А.С. Благотворительность в сельских местностях Северо-Запада Рос- сии во  второй по ловине XIX - на чале XX вв. / А.С Кузыченко // Псков. Научно- прак тический, ис торико-краеведческий журнал. — 2011. — № 34. — С. 78–85.
  5. Лучникова С.Н. Презрение де тей в России в XIX веке как эффективно е на правление их со циальной за щиты/ С.Н. Лучникова // Безопасное де тство как прав овой и со циально-педагогический концепт: материалы Всерос. на уч.-практ. конф . для студентов, магистрантов и пре подавателей: в 2-х т. — 2014. — С. 124-128.
  6. Мельников В.П. История  со циальной  раб оты  в   России:   учеб.   по собие   / В.П. Мельников, Е.И. Холстова. — М. : Дашков и Ко, 2014. — 344 с.
  7. Холостова Е.И. Генезис со циальной раб оты в России / Е.И. Холостова // Отече- ственный журнал со циальной раб оты. — 2016. — №3. — С. 27–48.
  8. Холостова Е.И. Генезис со циальной раб оты в России: учеб. по собие / Е.И. Холостова. — М. : Дашков и Ко, 2012. — 220 с.
  9. Чеснокова Ю.В. Развитие сис темы при зрения де тей в России в IX-XVIII веках / Ю.В. Чеснокова // Юридическая на ука в XXI веке: сб. на уч. ст. по  итог ам раб оты четвер- того между нар. круглого сто ла. — Ростов н/Д: ООО «КОНВЕРТ», 2018. — С. 59–62.
  10. Бебель А. Женщина и со циализм. М.; Пг., 2013.
  11. Блонский П. П. Психологические очерки. - М.: «Новая Москва», 2017.
  12. Вентцель К.Н. Кн. I. Освобождение ре бенка. Кн. II. Декларация прав  ре бенка. Смоленск, 2018.
  13. Винокуров А.Н. Социальное об еспечение труд ящихся. М., 2019.
  14. Гиндин М. Роль комсомола в борьбе с де тской бес призорностью // Комсомол и бес призорность. Харьков, 2016.
  15. Коллонтай А.М. Общество и материнство. Пг., 2016. Т. 2.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социальная работа
2015 год 27 стр.
Курсовая Технология социальной работы с пожилыми людьми
diplomstud
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 26 стр.
Курсовая Детская беспризорность как социально-педагогическая проблема
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2015 год 29 стр.
Курсовая Работа социального педагога с семьями «группы риска»
Telesammit
Курсовая работа Социальная работа
2017 год 39 стр.
Курсовая Социальная профилактика отклоняющегося поведения детей
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское