Введение
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию потребительских предпочтений
1.1. Алгоритм маркетинговых исследований
1.2. Планирование маркетинговых исследования потребительских предпочтений
1.3. Потребительская концепция маркетинга
Глава 2. Анализ реализации маркетинговых исследований в «-»
2.1 Краткая характеристика организации «-»
2.2. Исследование предпочтений потребителей магазина «-»
Заключение
Список литературы
Приложение
Цель настоящей работы – провести анализ подходов к организации маркетинговых исследований в компании.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть цели, задачи и содержание понятия «маркетинговое исследование»;
- исследовать особенности организации технологии проведения маркетинговых исследований;
- ознакомиться с основными концепциями проведения маркетинговых исследований;
- дать организационно-правовую и экономическую характеристику компании, выбранной в качестве объекта исследования;
- провести анализ потребительских предпочтений, сделанный на основе маркетингового исследования.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию потребительских предпочтений
1.1. Алгоритм маркетингового исследования
Составляя проект исследования, первым делом нужно определить, какую информацию необходимо использовать для подготовки отчета об исследовании. Существует два вида информации: первичная и вторичная. Вторичная информация уже существует на рынке в виде бесплатных или платных отчетов исследовательских агентств, крупных отраслевых исследований, готовых обзоров в специализированной прессы, отчетов органов государственной статистики. Первичная информация собирается под конкретную задачу, под конкретную компанию и на момент запуска исследования - ее не существует.
По негласному правилу, начинать любое исследование следует с поиска уже существующей вторичной информации. Вторичная информация может быть неполной и не точно отвечать целям исследования, но может значительно сэкономить время и бюджет на исследование. В результате данного этапа можно заполнить часть пробелов и решить часть задач исследования, а также найти полезные мнения и обзоры экспертов, которые помогут вам в написании выводов по результатам проделанной работы.
Если после сбора вторичной информации маркетологу все равно недостаточно данных для завершения исследования, в таком случае необходимо выбрать метод, с помощью которого возможно получить максимально точные и правдоподобные первичные данные для анализа. Существует четкая классификация методов маркетинговых исследований.
Все методы исследований в маркетинге отличаются между собой по способу контакта с аудиторией, объему выборки и степени открытости вопросов [45, c. 117].
Существует пять основных методов проведения маркетинговых исследований: наблюдение, фокус-группы, опросы, данные о поведении покупателя, эксперименты. Каждый метод представляет собой определенный способ сбора первичной информации для решения задач бизнеса. Каждый из пяти способов имеет свои преимущества, недостатки, ограничения и способен предоставить информацию разной полноты и точности.
- Наблюдение.
Наблюдение - очень простой и удобный метод проведения маркетингового исследования. Необходимая информация собирается с помощью наблюдения за целевой аудиторией. Можно наблюдать практически за всем: как человек совершает покупку, что он делает, как проходит его день, как он сморит телевизор, рекламу и т.д. Наблюдение может быть несогласованным (когда аудитория не знает, что за ней наблюдают) и согласованным. Наблюдение может быть как количественным, так и качественным методом исследования.
В современной практике маркетинга придумано очень много способов максимально практичного использования данного метода:
- респонденту выдают специальные устройства, которые отслеживают его действия;
- респонденту предлагают вести дневник и фотографировать определенные моменты;
- за респондентом просто ходит человек-наблюдатель и делает определенные пометки;
- за процессом покупки наблюдают с помощью видео-камер в точках продаж;
- визиты домой с изучением жизни потребителя;
- потребителю предлагает использовать новый продукт в течение длительного времени и наблюдают за всем процессом использования товара.
Метод наблюдения может дать действительно первичную, неискаженную информацию о целевой аудитории. Маркетолог может увидеть истинное поведения потребителя в привычной для него обстановке, посмотреть как он живет, как покупает, как взаимодействует с окружающим миров и с необходимыми вещами. Качественные методы наблюдения рождают множество инсайтов и помогают правильно выстроить концепцию рекламного сообщения. Минусом метода является интерпретация увиденной информации. Потребитель не дает вам ответа на ваши вопросы, он демонстрирует вам свое поведение в конкретный момент времени. Оно может быть не типичным для него именно сейчас, а исходя из этого могут быть сделаны неверные выводы. Поэтому, при проведении качественных наблюдений, следует изучать поведение аудитории в длительном периоде, в динамике [50, c. 117].
- Фокус-группа.
Фокус-группа является исключительно качественным исследованием маркетинга и представляет собой дискуссию небольшого количества людей на заданную тему. Тема может быть совершенно любой: можно обсуждать новый фильм, новый продукт, образ жизни потребителя, восприятие отдельных брендов в отрасли, концепцию рекламного ролика, привычки потребления товара. Цель такого исследования - разведка, поиск начальных гипотез, ответов на вопросы.