Введение
Глава 1. Социальная поддержка воспитанников детских домов
1.1. Проблемы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
1.2. Характеристика социальных детей-сирот
1.3. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи
1.4. Особенности развития детей в условиях детского дома
Глава 2. Социально-психологическая работа с воспитанниками детских домов
2.1. Технологии социально-психологической работы с детьми сиротами
и детьми, оставшимися без попечения родителей
2.2. Проблема социализации детей-сирот
2.3. Рекомендации по работе с воспитанниками детского дома
Заключение
Литература
Приложение
Целью данной работы является исследование проблем социальной поддержки детей-сирот, как одной из наиболее общественно значимых задач, которые стоят перед государством в настоящее время.
Объектом исследования выбраны условия социальной поддержки детей, оставшихся без попечения родителей.
В качестве предмета исследования выбрана социально-психологическая работа с воспитанниками детских домов.
В соответствии с целью в работе решаются следующие задачи:
- Изучить литературу по теме работы.
- Охарактеризовать социальных детей-сирот и особенности их развития.
- Выявить технологии социально-психологической работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
- Определить проблема социализации детей-сирот.
- Предложить рекомендации по работе с воспитанниками детского дома.
Теоретической базой исследования явились труды ученых по проблеме социализации подростков: Л.И. Божович, И.С. Кона, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульхановой-Славской, И.В. Дубровиной, Э. Эриксона и др.
В области изучения и развития детей, воспитывающихся без попечения родителей, изучены работы: И.В. Дубровиной, В.С. Мухиной, Н.Н. Толстых и А.М. Прихожан, С.А. Беличевой, Л.М. Щипицыной, И.А. Коробейникова, О.В. Лишина, Е.Г. Трошихиной, а также были использованы данные исследований, посвященных практическим методам работы с подростками: И.В. Дубровиной, А.Г. Лидерса, М.Р. Битяновой, Г.У. Солдатовой, К. Фоппеля и др.
Глава 1. Социальная поддержка воспитанников детских домов.
1.1. Проблемы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Государство огромное внимание уделяет проблемам социального сиротства, проблемам социализации сирот, адаптации их в обществе.
Однако, как сказано в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы (в дальнейшем – Национальная стратегия): «Наряду с экономическими потерями в результате пребывания детей в институциональных условиях общество несет огромные социальные издержки, связанные с социализацией выпускников учреждений интернатного типа, многие из которых с трудом адаптируются в обществе, подвержены высокому риску социальной дезадаптации и противоправного поведения, с воспроизведением моделей деструктивного поведения в последующих поколениях»[1].
Национальная стратегия была утверждена в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. В ней названы основные проблемы в сфере детства, в частности «социальная исключенность уязвимых категорий граждан (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
В Российской Федерации во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Актуальным является обеспечение имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, достигших 18 лет[2].
При осуществлении мониторинга по показателю наличия (отсутствия) единообразной практики применения нормативных правовых актов установлено, что одной из основных проблем в области социализации детей-сирот, требующих первоочередного решения, остается обеспечение таких детей жилыми помещениями.
В целях устранения неоднородности в этой сфере в 2012 году был принят федеральный закон № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей[3], который предусматривает создание на региональном уровне нового вида специализированного жилищного фонда только для детей-сирот, предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые по тем или иным причинам не могут вернуться в имеющееся у них жилое помещение, права на обеспечение жильем, в также сохранения за лицами, достигшими 23 лет, права на предоставление жилья до их фактического обеспечения».
Минобрнауки постоянно разрабатываются методические рекомендации по применению указанного федерального закона для органов исполнительной власти субъекта РФ. В частности уже известны рекомендации по организации работы по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в рамках оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов РФ.
За последние годы произошли изменения в законодательстве в отношении прав и дополнительных гарантий социальной поддержки детей-сирот. Прослеживая данные изменения в законодательстве, следует отметить, что правительство Российской Федерации очень большое внимание уделяет данной категории молодых людей. За последние два года кардинально изменились законы в отношении обеспеченности сирот жилыми помещениями, изменения введены Федеральным Законом № 15-ФЗ. Характерно, что введенные указанным законом произошли после глубокого анализа жизненной ситуации детей-сирот. Об этом говорит и «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 года».