Введение
1 Роль физического воспитания в жизни человека
2 Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
2.1 Врачебный контроль
2.2 Психологический контроль
3 Самоконтроль и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом
3.1 Дневник самоконтроля
4 Показатели самоконтроля
5 Паспорт здоровья
6 Педагогический контроль занятий физической культурой
7 Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля
Заключение
Список литературы
Значение физической культуры и спорта с каждым днем неуклонно возрастает. Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют гармоничному физическому развитию человека, способствуют воспитанию необходимых черт личности, моральных и физических качеств, необходимых будущим специалистам в их профессиональной деятельности. И самоконтроль просто необходим в нашей жизнедеятельности.
Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника. Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные. К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления. При наличии сильного дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.
Все вышесказанное говорит об актуальности темы данной работы.
Объект исследования: физическое воспитание.
Предмет исследования: меоды самоконтроля.
Цель реферата – изучить методы и средства осуществления самоконтроля в процессе физического воспитания.
Задачи работы предполагают рассмотрение следующих теоретических вопросов:
- Роль физического воспитания в жизни человека.
- Диагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Самоконтроль и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом.
- Показатели самоконтроля.
- Паспорт здоровья.
- Педагогический контроль занятий физической культурой.
- Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля.
Теоретическую основу реферата составили работы российских и зарубежных учёных, специалистов-практиков по проблемам организации самоконтроля в процессе физического воспитания.
В ходе исследования были использованы метод анализа литературных источников, метод обобщения и классификации, а также сравнительный метод.
Структурно, реферат состоит из введения, семи разделов, заключения и списка литературы.
1 Роль физического воспитания в жизни человека
Формирование человека на всех этапах его эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью. Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои физические способности.
Огромное количество людей разного возраста занимаются физической культурой для того, чтобы улучшить самочувствие, укрепить здоровье, стать сильными, ловкими, выносливыми, иметь стройную фигуру, хорошо развитые мышцы. Занятия физической культурой - это как бы компенсация за то, что мы лишены таких естественных физических действий, как бег, прыжки, плавание, ходьба и т. д. [7]
Выполняя физические упражнения, человек попадает в мир новых ощущений, положительных эмоций, обретает хорошее настроение, бодрость, жизнерадостность, чувствует прилив сил.
Медицинской наукой установлено, что систематические занятия физической культурой, соблюдение правильного двигательного и гигиенического режима являются мощным средством предупреждения многих заболеваний, поддержания нормального Уровня деятельности и работоспособности организма.
При выполнении физических упражнений от работающих мышц, суставов и связок в центральную нервную систему, в частности, в кору головного мозга, поступает большое количество сигналов, которые, в свою очередь, из центральной нервной системы направляются ко всем внутренним органам - к сердцу, легким, мышцам и т. д.
Регулярные занятия физическими упражнениями, особенно в сочетании с дыхательной гимнастикой, повышают подвижность грудной клетки и диафрагмы. У занимающихся, дыхание становится более редким и глубоким, а дыхательная мускулатура - более крепкой и выносливой. При глубоком и ритмичном дыхании происходит расширение кровеносных сосудов сердца, в результате чего улучшается питание и снабжение кислородом сердечной мышцы [2].
Под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями мышцы человека увеличиваются в объеме, становятся более сильными, повышается их упругость; в мышцах в несколько раз увеличивается число функционирующих капилляров, которые в состоянии покоя находятся в спавшемся положении и через них кровь не проходит. При мышечных сокращениях капилляры открываются, в них начинается усиленное движение крови. В результате этого уменьшается венозный застой, увеличивается общее количество циркулирующей крови и улучшается доставки кислорода к органам и тканям.
От того, как и сколько мы двигаемся, в значительной степени зависит состояние нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной активности на наше настроение и умственную работоспособность часто бывает больше, чем это кажется на первый взгляд.
Оказывается, нужно не так уж много. Вот три главных принципа, которые легко запомнить:
- Тренируйтесь через день или хотя бы три раза в неделю
- Тренируйтесь непрерывно в течение 20 минут.
- Тренируйтесь энергично, но следите за своим дыханием [4].
Минздрав определил минимальную норму недельного объема двигательной активности студента - десять часов. Надо помнить; занятия физической культурой - не разовое мероприятие, не воскресник и не месячник, это целеустремленное, волевое, регулярное физическое самовоспитание на протяжении всей жизни.
Существуют три формы самостоятельных занятий:
- Ежедневная утренняя гимнастика.
- Ежедневная физкультпауза.
- Самостоятельные занятия физкультурой и спортом (не реже, чем 2-3 раза в неделю) [8].
Важную роль играет также ежедневное применение различных закаливающих процедур (обтирание, обливание, купание).