ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
1.1. Понятие и сущность маркетинговых коммуникаций
1.2 Основные элементы системы современных маркетинговых коммуникаций
- АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ НА
ПРЕДПРИЯТИИ ООО «Розница К-1»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации
2.2 Анализ системы маркетинговых коммуникаций ООО «Розница 1-К»
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ООО «РОЗНИЦА 1-К»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность выбранной темы. Трудно не согласиться с утверждением сторонников теории информационного общества, что мы живем в эпоху тотальной власти информации, распространяемой по многообразным каналам с помощью изощренных информационных технологий. Ключевым элементом «информационного общества» является коммуникация. В свою очередь, информационное пространство буквально пронизано рекламой, бренды требуют лояльности от потребителей со страниц традиционных средств массовой информации, Интернета.
Маркетологи, общаясь с потенциальными покупателями, формируют вкусы, мнения, диктуют моду. В этих условиях не будет выглядеть слишком смелым заявление о том, что современный мир в значительной степени сформирован маркетинговыми коммуникациями. Важно подчеркнуть, что сегодня серьезное теоретическое изучение феномена коммуникации и практическое использование знаний в этой области для маркетинга особенно актуально. В нынешних условиях коммуникация является реальным фактором создания добавленной стоимости. В оценке рыночной стоимости предприятия все большую роль играют нематериальные факторы: репутация, бренд, деловые связи — все то, что создается с помощью коммуникации.
В последние годы в России одновременно с возрастанием роли маркетинга увеличилось значение маркетинговых коммуникаций.
Недостаточно иметь хорошие продукты и услуги. Для увеличения объемов их продаж и получения прибыли нужно донести до сознания потребителей выгоды от использования продуктов и услуг. Маркетинговые коммуникации позволяют осуществить передачу сообщений потребителям с целью сделать продукты и услуги компаний привлекательными для целевой аудитории. Эффективные коммуникации с потребителем стали ключевыми факторами успеха любой организации.
Современный маркетинг требует гораздо большего, чем просто создать хороший товар, назначить за него привлекательную или справедливую цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Предприятия должны еще осуществлять коммуникацию со своими потребителями. При этом в содержании коммуникаций не должно быть абсолютно ничего случайного. И для большинства фирм вопрос заключается не в том, заниматься коммуникацией или нет, а в том, сколько и как именно тратить в этой сфере.
Степень разработанности темы. Теоретическая и методологическая база проведенной работы основывается на исследованиях зарубежных и отечественных авторов, специалистов в области управления персоналом и связей с общественностью. В процессе подготовки работы было изучено большое количество источников информации, которые соответствуют целям и задачам исследования. Научное исследование маркетинговых коммуникаций находит отражение в социологии, психологии, экономики и других смежных дисциплин. Основными элементами, требующими теоретического осмысления в связи с феноменом маркетинговых коммуникаций, являются понятия: коммуникации, информационное воздействие, интегрированный маркетинговый комплекс.
Эволюционные этапы становления и развития маркетинга, особенности его современного развития наиболее полно и подробно рассмотрены в работах Котлера Ф., Эванса Дж. Р. и Бермана Б., Лебединцевой Е.С. Голубкова Е.П, Панрухина А.П. и др1. В основе книг данных авторов лежит четкое, методически выверенное изложение современной технологии маркетинга (от выбора стратегии до управления маркетинговой деятельностью) с анализом конкретных ситуаций, применимых на практике.
Цель работы – выявить специфику маркетинговых коммуникаций и предложить направления по их совершенствованию (на примере ООО «Розница К-1»).
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
раскрыть понятие, сущность маркетинговых коммуникаций;
рассмотреть основные элементы системы современных маркетинговых коммуникаций;
обозначить критерии оценки эффективности маркетинговых коммуникаций;
привести организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Розница К-1»;
проанализировать систему маркетинговых коммуникаций ООО «Розница К-1»;
разработать мероприятия по совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций в ООО «Розница К-1»;
рассчитать экономическую эффективность предложенных мероприятий.
Объектом исследования данной работы является маркетинговые коммуникации.
Предметом исследования работы является специфика маркетинговых коммуникаций в ООО «Розница К-1».
Методологическую основу исследования формируют принятые в отечественной науке способы и формы научного познания, такие как системный подход, методы сравнительного анализа и синтеза, методы детализации и другие.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ
1.1. Понятие и сущность маркетинговых коммуникаций
В современной системе хозяйствования маркетинговые коммуникации необходимо рассматривать в качестве инструмента, позволяющего рыночным операторам осуществлять мониторинг рыночной среды и формирование собственного потенциала, диверсифицировать деятельность, проводить гибкую и своевременную корректировку стратегии дальнейшего развития. Действуя в условиях динамичного внедрения инноваций, существенного увеличения роли информации в повышении рыночной активности всех участников, качественного и структурного изменения конкурентной среды, хозяйствующие субъекты вынуждены развивать систему коммуникационных связей и воздействий во всех направлениях и всех рыночных секторах.
Для полного понимания понятия «маркетинговые коммуникации определим, что представляет собой понятие «коммуникация» в целом.
Термин «коммуникация», появившийся в научной литературе в начале XX в., получал различные интерпретации. В настоящее время широкое распространение получила трактовка этого понятия в связи с существенной стороной вопроса – общественной, т.е. социальной сутью коммуникации и ее психологической составляющей[4, c 23].
Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных4. Многие исследователи подчеркивают важную характеристику коммуникации – это передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.
Маркетинговые коммуникации могут быть определены как «все виды коммуникационной деятельности и информационных потоков между производителем товара и целевой аудиторией, которые помогают решению маркетинговых задач, или создают для этого благоприятные условия». Понятие «маркетинговые коммуникации» соответствует понятию «промоушн», четвертому P в комплексе маркетинга.
Маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи целевой аудитории информации о продукте.
Задача маркетинговых коммуникаций заключается в том, чтобы выявить потребности потребителей и максимально эффективно использовать эту информацию в своей маркетинговой стратегии. Высоко конкурентная маркетинговая среда и постоянно растущая цена ошибок, также требуют, чтобы маркетинговые исследования предоставляли высококачественную информацию. Эффективные решения не могут основываться на интуиции или простых рассуждениях.
Маркетинговые коммуникации могут быть межличностными, групповыми и массовыми. Понимание маркетологами природы каждого из видов коммуникации должно способствовать оптимальному выбору соответствующего инструмента маркетингового комплекса для решения коммуникационных задач маркетинговой стратегии[10, c 78].
Маркетинговые коммуникации характеризуется неравноправностью субъектов. Такие коммуникации являются несимметричными. Их также можно охарактеризовать как специальные коммуникации, т.е. возникающие тогда, когда между субъектами существует какие-либо формальные статусные отношения, заведомо обозначающие роль, возможности, статус каждого участника коммуникации. В рассматриваемом случае, например, продавец – покупатель, организация – клиент.
Стоит подчеркнуть, что маркетинговые коммуникации – это процесс двусторонний. Обе составляющие этого процесса – воздействие на целевые аудитории, с одной стороны, и получение встречной информации, с другой, – едины. В этом смысле маркетинговые коммуникации являются комплексным восприятием субъектов коммуникации друг с другом, при котором происходит формирование их образов (имиджей) в сознании и перцептивное, т.е. эмоциональное, их переживание. При этом специалистам-маркетологам важно учитывать изначальную несимметричность маркетинговой коммуникации и стремиться компенсировать некоторую ее однонаправленность.
Только получая обратную связь от второго коммуниканта – получателя маркетинговой информации, отправитель сможет сделать вывод о том, насколько правильно эта информация понята – раскодирована, какие когнитивные и эмоциональные реакции она вызвала. Необходимость этого очевидна, поскольку искажения на разных этапах коммуникации, посторонние «шумы» могут привести к недостижению цели маркетингового обращения. В случаях с групповой и массовой коммуникациями (а именно эти типы чаще используются в маркетинге) зафиксировать реакцию получателя достаточно сложно. Решается эта задача с помощью количественных и качественных социологических и психологических исследований, моделирования поведения целевой аудитории.
Цели маркетинговых коммуникаций направлены на выполнение общих маркетинговых задач, таких как позиционирование товара, увеличение количества покупателей и объёма продаж и т.д. Также можно заметить, что любые маркетинговые коммуникации основаны на законах психологии.
Функции маркетинговых коммуникаций заключаются в следующем:
Информационная функция – передача данных и сообщений целевой аудитории;
Экспрессивная функция – выражение оценочной информации, а не только смысловой;
Прагматическая функция – воздействие на потребителя с целью влияния на его предпочтения и мнения.