Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы и сопровождения детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей- инвалидов
1.1.Сущность и содержание социального сопровождения детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов
1.2.Государственная социальная политика в области социального сопровождения детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей- инвалидов
Глава 2. Характеристика деятельности социальной работы с детьми-инвалидами и с семьями, воспитывающими детей-инвалидов
2.1. Диагностика социального сопровождения
2.2 Программы социального сопровождения
Заключение
Список использованных источников
Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время очень часто число детей инвалидов у которых различные физические и психологические проблемы. Семья-это окружение ребёнка с ограниченными возможностями, которое является главным звеном в его воспитании, социализации, удовлетворения потребностей, обучения.
Сегодня семьи, воспитывающие ребёнка инвалида относятся к социально незащищенным категориям населения. У таких семей одними из необходимых потребностей является: медицинское и социальное обслуживание, а ежемесячный доход значительно ниже среднего. Чаще всего дети не имеют возможности получить образование, а один их родителей не может заниматься трудовой деятельностью. Многие дети-инвалиды, по разным причинам, остаются без семей и не могут участвовать в общественной жизни. Государство, обеспечивая социальную защищенность данной категории, должно помогать им адаптироваться к социальной среде, а также создать все условия для развития индивидуальных, творческих возможностей и способностей.
В своей работе мы взяли одно из направлений социальной работы: социальное сопровождение семей, воспитывающих ребенка инвалида и ввели по нему ограничение.
Социальное сопровождение семей, воспитывающих ребёнка инвалида, в некоторой степени снижает трудности ребёнка и способствует оказанию помощи семье: воспринимать своего ребёнка таким, какой есть, любить и окружать его заботой, лаской, теплом и помочь ребёнку приобрести уверенность в себе, ощутить свою значимость в этом мире и социальной среде.
Теоретическая основа: Проблемам социального сопровождения семей воспитывающих ребёнка инвалида посвящены работы таких ученых, как Ж. А. Захаровой, Н. А. Меркуловой, Л. В. Токарской. Мнения учёных сходятся в том, что в нашей стране недостаточно внимания уделяется социальному сопровождению семей воспитывающих детей-инвалидов, постоянный рост числа детей-инвалидов в современной России свидетельствует о актуальности разработанности мер и способов социального сопровождения семей, воспитывающих ребёнка инвалида.
Объект: процесс социальной работы с семьёй, воспитывающей ребёнка инвалида.
Предмет: социальное сопровождение, как направление социальной работы семей, воспитывающей ребёнка-инвалида.
Цель: раскрыть теоретические аспекты социальной работы и сопровождения детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей- инвалидов
Задачи:
- Изучить сущность и содержание социального сопровождения детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов;
- Исследовать государственную социальную политику в области социального сопровождения детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей- инвалидов;
- Охарактеризовать деятельность социальной работы с детьми-инвалидами и с семьями, воспитывающими детей-инвалидов;
- Выполнить диагностику социального сопровождения;
- Рассмотреть программы социального сопровождения
В работе применены методы исследования:
- теоретические - анализ, обобщение, синтез;
- эмпирические- наблюдение, анализ документов, анкетирование, опрос.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав которые включают в себя четыре параграфа, заключение, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы и сопровождения детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей- инвалидов
1.1. Сущность и содержание социального сопровождения детей-инвалидов и семей, воспитывающих детей-инвалидов
Современный подход к семье, воспитывающей ребёнка инвалида, изучает её как реабилитационную структуру, с вероятностью по созданию благоприятных условий для развития и воспитания.
Функции, которые свойственны для семьи [5, с. 98]:
- коррекционно-развивающая;
- компенсирующая;
- реабилитационная.
Функции семьи, воспитывающей ребёнка инвалида, могут быть нарушены под влиянием некоторые факторов, в том числе особенности личности её членов и взаимоотношений между ними, условия жизни семьи, нарушение её структуры и др.
Основные периоды жизненного цикла семьи, воспитывающей ребёнка инвалида [6, с. 125]:
-рождение ребёнка: получение информации о наличии патологии;
-дошкольный возраст ребёнка: организация лечения, реабилитации, обучения и воспитания ребёнка;
-школьный возраст ребёнка: решение проблем во взаимодействии взрослых и сверстников;
-подростковый возраст ребёнка: привыкание к заболеванию ребёнка, решение проблем;
-период «выпуска»: принятие решения о подходящем месте проживания ребёнка.
Поэтому, семья, воспитывающая ребёнка инвалида - это значительный вопрос для внимания всех специалистов, которые предоставляют услуги помощи данной семье.
Появление ребёнка инвалида-это серьёзная проблема для семьи, жизнь которая описывается следующими особенностями:
- родители находятся в состоянии напряжения;
- испытывают чувство страха за будущее своего ребёнка;
- стараются скрыть от окружающих факт рождения ребёнка инвалида, ограничивают число контактов;
- возможности ребёнка инвалида не оправдываются ожиданиями родителей, в результате чего возникает раздражительность, неудовлетворённость;
- нарушаются отношения среди членов семьи.
Основными проблемами семьи, воспитывающей ребёнка инвалида, являются:
- медицинские проблемы: получение информации о заболевании ребёнка и прогнозе; освоение навыками выполнения медицинских рекомендаций; поиск возможностей дополнительного консультирования ребёнка, его госпитализации, получения путевок в санатории и т. д.;
- экономические проблемы: в семьях, воспитывающих ребёнка инвалида, уровень материальной обеспеченности оказывается ниже, чем в семьях со здоровыми детьми. Это обусловлено невольным неучастием одного из членов семьи в общественном производстве; оформлением сокращенного рабочего дня; вынужденной сменой работы нередко с потерей заработной платы и т.д. [10, с. 28];
В семьях, воспитывающих ребёнка инвалида услуги в большинстве платные (лечение, лекарства, медицинские процедуры, путевки в санаторий, необходимые приспособления и аппараты, обучение и т.д.). Все это требует большого материального обеспечения, а доход в этих семьях складывается из заработка одного или нескольких членов семьи, а также пособия на ребёнка по инвалидности.
- проблема воспитания, обучения и ухода за ребёнком инвалидом, которая заключается в трудностях, связанных с подготовкой ребёнка к школе и помощью в обучении; реализацией работы по социальной адаптации ребёнка, формирование навыков самообслуживания, передвижения, пользования вспомогательными техническими средствами, общественным транспортом, развитием самостоятельности; организацией досуга ребёнка, способствующих развитию функций, гармоническому развитию личности; приобретением и установкой специального оборудования для тренировки и развития нарушенных функций;
- социально-профессинальные проблемы семьи - это повышение родителями ребёнка инвалида своего образовательного положения; отказ от исполнения профессиональных планов; вынужденные перерывы в работе; смена работы; трудности с проведением досуга;
- психологические проблемы, которые связаны с тревогой за судьбу ребёнка инвалида всех членов семьи, напряжение во взаимоотношениях родителей из-за решения всевозможных проблем; зачастую происходит уход одного родителя из семьи; негативное восприятие, со стороны окружающих, физических недостатков ребенка.
Семьи, воспитывающие ребёнка инвалида, условно можно разделить на две группы [13, с. 43]:
- семья, в которой отношение к проблеме ребёнка имеет конструктивный характер, т.е. не уходят в долгие переживания, а пытаются адаптироваться к новым условиям, наладить семейный быт, изменить своё отношение к возникшей проблеме;
- семья, в которой отношение к проблеме ребёнка имеет деструктивный характер, который выражается в форме избегание проблемы, жестокого, холодного обращения и эмоционального отклонения ребёнка.
Общество чаще всего неправильно понимает проблемы семей, воспитывающей ребёнка инвалида, а лишь малая часть ощущает поддержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей инвалидов в общественные места (театр, кино, зрелищные мероприятия и т. д.), тем самым обрекая их с рождения на полную изоляцию от общества.
Семья, воспитывающая ребёнка инвалида совсем недавно стала целью изучения. Отчасти это вызвано тем, что в школах не уделялось особое внимание детям инвалидам в контексте их семьи. На сегодняшний день происходит усиление влияния в теорий семейного порядка имеющейся информации о детях и взрослых с ограниченными возможностями, дававший новый уровень знаний в данной сфере [15, с. 34].
Ребёнок инвалид - это ребенок со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием или врожденными недостатками развития, вызывающие ограничение ее нормальной жизнедеятельности и необходимость дополнительной социальной помощи и защиты [9, с. 6].
Согласно Малофееву Н.Н. семьи, воспитывающие ребёнка инвалида, можно разделить на четыре группы.
Первая группа - родители с выраженными родительскими чувства. Для таких семей характерна гиперопека своего ребёнка инвалида. Когда ребёнок является центром всей жизнедеятельности семьи, в связи с этим разрушаются коммуникативные связи с окружением. Родители имеют недействительные представления о допустимых возможностях своего ребёнка, у матери выражаются чрезмерное чувство тревожности и напряженности. Одной из причины повреждений семейных взаимоотношений в этих семьях можно назвать регулярные супружеские конфликты. Стиль поведения взрослых членов семьи трактуется сверхзаботливым отношением к ребёнку. В зависимости от возраста ребёнка повышается и уровень удовлетворения желаний ребёнка. Этот стиль семейного воспитания придерживается большинство семей, где имеется только один родитель. Данный тип воспитания выражает негативное влияние на формирование личности ребёнка, что проявляется в эгоцентризме, повышенной зависимости, отсутствии активности, снижении самооценки ребёнка инвалида.