Успешное развитие экономики России предполагает расширение и совершенствование сферы услуг, немаловажную роль в которой играет розничная торговля. В современных условиях эффективное и интенсивное развитие отечественных розничных торговых сетей, в особенности реализующих продукты питания, невозможно без применения логистической деятельности. Необходимость применения системно-логистического подхода к торговой сфере связана с тем, что именно торговля в рыночных условиях регулирует хозяйственные отношения по всей цепочке поставок от производителей пищевых продуктов до их конечных потребителей.
Рассматривая логистическую деятельность в розничной торговле как сложную и организационно-завершенную микро-,мезо-и макроэкономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе управления материальными (товарными) и сопутствующими им потоками звеньев, совокупность которых объединена общими целями.
Следует отметить целесообразность совершенствования и трансформации логистической деятельности в зависимости от постоянно изменяющихся факторов внешней среды и обострения конкуренции.
Тема работы актуальна в силу того, что логистическая деятельность на уровне отдельного торгового предприятия, подразумевает координацию действий по закупке, транспортировке, хранению и реализации товара, поэтому важна слаженность течения этих процессов для повышения эффективности деятельности предприятия.
Цель данной работы – разработать рекомендации по совершенствованию логистической деятельности на предприятии розничной торговли.
Задачи:
- раскрыть теоретические основы совершенствования логистической деятельности на предприятии розничной торговли;
- провести анализ и дать оценку эффективности логистической деятельности ООО «РИЧ»;
- разработать и обосновать направления повышения эффективности логистической деятельности на предприятии розничной торговли.
Объектом работы является ООО «РИЧ».
Предмет исследования – логистическая деятельность предприятия розничной торговли.
В исследовании преимущественно использовался метод анализа литературы, печатных изданий, статей по логистике.
Теоретической базой исследования являются законодательные акты, периодические издания, а также труды таких авторов, как Гаджинский А.М., Григорьев М.Н., Никифоров В.В., Сергеев В.И., Уваров С.А. и др.
Логистическая деятельность и логистические процессы прямо или косвенно влияют на все аспекты человеческой деятельности. Связь логистики со всеми жизненными явлениями определяется тем, что объектами в логистической деятельности являются природные, человеческие, финансовые и информационные ресурсы. В результате их функционирования обеспечиваются потоковые процессы, лежащие в основе экономики.
Логистика - это уникальная сфера творчества для стратегической ориентации развития производства, непрерывно корректируемая спросом потребителя. Стратегическая ориентация в логистике генерирует цепочку технических планов, при этом в оперативных планах реализуется ориентация на процессы сбыта и распределения с приоритетом не на отрасли экономики, а регионы, что соответствует общим тенденциям децентрализации управления. Логистические деятельность осуществляется в условиях неопределенности внешней среды, для нее характерны случайные процессы, необходимость принятия решений в условиях недостатка или отсутствия необходимой информации.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что его положения, выводы и рекомендации носят прикладной и комплексный характер, предусматривающие принципиальные изменения в структуре предприятий розничной торговли и в организации логистической деятельности.
Структурно работа состоит из введения, трёх глав, выводов и предложений, списка использованных источников и приложений.
1. Теоретические основы совершенствования логистической деятельности на предприятии розничной торговли
1.1. Сущность и принципы логистической деятельности на предприятии розничной торговли
На всем протяжении существования человечества товары, которые нужны людям, как правило, не производятся в тех местах, где люди нуждаются в них, либо же просто не доступны в тот момент, когда в них возникает острая необходимость. Так, многие фрукты и продовольственные продукты широко распространены и доступны лишь в определённые времена года. Раньше у людей не было иной возможности получать товары/продукты, как только жить по возможности ближе к их местонахождению. Это объясняется тем, что возможности транспортировки и хранения были крайне ограничены, поэтому у людей был очень узкий выбор товаров/продуктов [40, с. 45].
Даже в наши дни в некоторых регионах мира по-прежнему существует натуральное (или почти натуральное) хозяйство, когда практически все необходимые продукты/товары производятся или добываются на месте и только некоторые ввозятся из других стран. Однако, как известно, натуральное хозяйство является признаком относительно неразвитой экономики, а главная причина отсталости кроется в отсутствии эффективной системы логистики в стране.
Развитие логистики повлияло на потребление и производство конкретных товаров на определённых географических территориях. Различные государства и регионы специализируются на производстве отдельных товаров, хотя в последнее время ситуация стала меняться. Так, например, производство обуви по причине дешёвой рабочей силы переместилось из Европы в Азию, что в комбинации с соответствующей логистической системой позволяет предприятиям предлагать на рынке товары по более низкой себестоимости, чем это делают конкуренты.
Для любого предприятия, которое функционирует в развитой экономической среде, эффективное управление логистической деятельностью является жизненно важным аспектом, который позволяет соединить места производства и потребления товаров как во времени, так и в пространстве. Эффективное управление логистической деятельностью является также и одним из краеугольных камней международной торговли.
Необходимость формирования логистической деятельности розничного торгового предприятия, указывает Бухтиярова Т. И., Федорова Е. В. определяется двумя обстоятельствами: во-первых — управление повышения эффективности экономического потока; во-вторых — рыночные условия хозяйствования определяются в качестве самостоятельного объекта управления эффективностью формирования и использования капитала [32, с. 37].
Расширенное определение логистической деятельности приводится в учебнике под редакцией В. Щербакова: логистическая деятельности представляет собой эмерджентную совокупность элементов (звеньев), находящихся в отношениях и связях между собой и образующих диалектическую целостность, предназначенную с практической точки зрения для управления потоками начиная от информационных и финансовых, а в материальном аспекте — от поставки сырья и заканчивая поставкой готовой продукции конкретному потребителю. Логистическая деятельности включает в себя социально — экономические и технико-технологические элементы.
Существуют так называемые «правила логистики, «7R» (от англ. right — правильно, верно), которые описывают конечную цель логистического управления.
- Груз — необходимый товар.
- Качество — требуемого качества.
- Количество — в нужном количестве.
- Время — доставка в четко прописанные сроки.
- Место — в определенное место.
- Затраты — с наименьшими затратами.
- Потребитель —нужному потребителю.
В общем виде целью розничного торгового предприятия является удовлетворение потребностей населения в высококачественных и безопасных потребительских товарах, получение и максимизация прибыли.
Главной целью логистической деятельности является обеспечение конкурентоспособных позиций предприятия на рынке.
Необходимо отметить, что представленные правила являются выражением идеального случая, к которому следует стремиться. Чтобы данное стремление имело под собой прочную основу, главная цель конкретизируется подцелями, например создание эффективной системы контроля, создание функционально согласованной и технологически рациональной структуры организации бизнеса и т. п. При этом подцели также декомпозируются и определяют цели для каждого элемента логистической цепи и т. д. вплоть до отдельного исполнителя логистической операции [5, c. 30].
Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом происходит интеграция целей горизонтальная (взаимоувязка целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (взаимоувязка целей по уровням управления). Например, цель: максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование. Оперативная цель предприятия - это максимальная загрузка мощностей, логистическая - минимизация складских издержек.
В логистической системе как при горизонтальной, так и при вертикальной интеграции важны постоянное взаимодействие и наличие обратных связей между функциональными сферами и уровнями управления. Это является важнейшим определяющим условием эффективности процессов выработки и реализации управленческих и исполнительных решений.
Как видно, успех в «обращении» потенциальных клиентов в фактические зависит от оперативности и расторопности в выполнении требований заказчика. Несоблюдение хотя бы одного из этих требований может привести к потере потребителей и соответствующей доли рынка. Это может быть проиллюстрировано примерами отказа потребителей от продукции, предлагаемой компанией, например, по причине длительного срока выполнения.
Логистическая деятельность носит интегрированный характер и простирается от момента возникновения потребности в продукции до момента удовлетворения данной потребности.
Логистическое управление компанией можно определить как сквозное (интегрированное) управление бизнес-процессами по продвижению продукции и сопутствующих ему потоков от источника его возникновения до конечного потребителя с целью достижения максимальной эффективности деятельности компании [15, c. 44].
Логистическое управление в компании выполняет функции организации, планирования, регулирования, координации, контроля и анализа. Одной из важнейших задач логистического менеджмента в компании является координация логистических функций и согласование целей с поставщиками, подрядчиками и потребителями.
Объектом логистического управления являются потоки, потоковые процессы, любые процессы, связанные с перемещением чего-либо.
Логистическое управление компанией можно также рассматривать как систему, увязывающую в единое целое управление как внутренними бизнес-процессами, так и бизнес-процессами партнеров [13, c. 30].
В основе логистического управления компанией лежит идея непрерывного мониторинга всей логистической цепи. Взгляд на бизнес компании в данном ракурсе открывает множество преимуществ. Руководство получает возможность увидеть насколько эффективно используются те или иные ресурсы, выявить источники потерь, оптимизировать деятельность сотрудников в целях улучшения конечных результатов деятельности компании.
Эффективное использование принципов и методов логистической деятельности позволяют руководству компании высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции.
Внедрение логистического управления позволит также снизить уровень запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить удовлетворение потребностей потребителей [23, c. 34].
Принципы логистики – это обобщенные опытные данные, закон явлений, найденный из наблюдений экспертов по логистике.
Основные принципы логистики.
- Принцип рациональности – выбираются такие управленческие решения, которые являются лучшими (оптимальными) по комплексу показателей для заданных условий. Решение принимается всегда таким образом, чтобы благодаря выбранному варианту, т. е. благодаря выбранному соотношению затрат и достигнутого результата, осуществлялось рациональное достижение поставленных целей логистической системы предприятия.
- Принцип целостности – это свойство логистической системы выполнять заданную целевую функцию, реализуемую только системой в целом, а не отдельными ее элементами.
Любая логистическая система должна рассматриваться сначала на макроуровне, т. е. во взаимодействии с окружающей средой, а затем уже на микроуровне.
- Принцип системности – предполагает исследование логистического объекта, с одной стороны, как единого целого, а с другой стороны, как части более крупной системы, в которой анализируемый объект находится в определенных отношениях с остальными системами. Таким образом, принцип системности охватывает все стороны объекта и предмета в пространстве и во времени.
- Принцип иерархии – это порядок подчинения нижестоящих элементов вышестоящим по строго определенным ступеням (иерархическая лестница) и переход от низшего уровня к высшему [20, с. 146].
Иерархическое построение логистических систем обусловливается тем, что управление в них связано с использованием и обработкой значительных массивов данных. На нижележащих уровнях используется более детальная и конкретная информация, охватывающая лишь отдельные аспекты функционирования логистической системы. На более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия функционирования всей логистической системы.
- Принцип интеграции. Интеграция означает объединение в целое каких-либо частей или свойств. Принцип интеграции направлен на изучение интегративных свойств и закономерностей в логистических системах. Интегративные свойства проявляются в результате совмещения элементов до целого, совмещения функций во времени и в пространстве. Логистическая система, как упорядоченная совокупность элементов с определенными связями, обладает особыми системными свойствами, не присущими отдельным элементам и позволяющими получить синергический эффект.
Синергическая связь – связь, которая при совместных действиях независимых элементов логистической системы обеспечивает общий эффект, превышающий сумму эффектов этих же элементов, действующих независимо, т. е. усиливающаяся связь элементов системы.
- Принцип формализации Формализация предполагает получение количественных и качественных характеристик функционирования логистической системы предприятия.
Принципы системного анализа применительно к логистической деятельности постоянно развиваются, причем в различных направлениях.
В зарубежной и отечественной экономической литературе встречается широкая трактовка термина «логистика», в которой объект не ограничивается материальными потоками. Сегодня понятие логистика вбирает управление энергетическими, финансовыми, людскими потоками. Но главный потенциал лежит в рационализации управления именно материальным потоком [11, с. 142].
Цель логистической деятельности можно считать достигнутой, если соблюдены приведенные 7 правил, т.е. необходимый товар нужного качества и в необходимом количестве следует доставить в определенное время в обозначенное место с наименьшими затратами.
Законы рынка одновременно просты и суровы: успешен тот, кто осведомлен, чего клиент хочет и как эти желания реализовать. Услуги и товары не появляются сами по себе. Их нужно предварительно закупить или произвести, затем организовать доставку к месту назначения, т.е. выполнить целевой заказ. Ввиду того, что обработка заказов осуществляется в разное время и в разных подразделениях, то проблема руководителя логистической компании — организовать слаженную работу всех отделов, чтобы обслужить заказчика качественно.
Именно поэтому следует придерживаться 7 правил логистики, которые позволяют логистической организации претворить в жизнь поставленные задачи и выполнить работу безупречно [6, с. 97].