Курсовая работа|Литература

Нравственный и воспитательный потенциал басен Эзопа

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 41

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                

ГЛАВА 1. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ БАСНИ                                           

1.1 Понятие, признаки и виды басни                                                               

1.2 Особенности басни как жанра                                                                     

1.3 Структура и основные элементы басни                                                      

ГЛАВА 2. БАСНИ ЭЗОПА КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ  

2.1 Басни Эзопа как один из символов древнегреческой словесности      

2.2 Нравственный и воспитательный потенциал басен Эзопа                          

ГЛАВА 3. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКОВ ПО ТВОРЧЕСТВУ ЭЗОПА                                                                                   

3.1. Подход к изучению басни в средней школе                                              

3.2. План-конспект урока по литературе в 5-м классе                                     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Басня – краткий рассказ, чаще всего в стихах, главным образом сатирического характера. Басня – жанр иносказательный, поэтому за рассказом о вымышленных персонажах (чаще всего о зверях) скрываются нравственные и общественные проблемы.

Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа. В античную эпоху известным баснописцем был древнеримский поэт Гораций (65–8 до н.э.).  

В литературе XVII–XVIII веков античные сюжеты подверглись обработке.

В XVII веке французский писатель Лафонтен (1621–1695) вновь возродил жанр басни. В основе многих басен Жана де Лафонтена лежит сюжет басен Эзопа. Но французский баснописец, используя сюжет античной басни, создает новую басню. В отличие от античных авторов, он размышляет, описывает, осмысливает происходящее в мире, а не строго наставляет читателя. Лафонтен сосредоточен скорее на чувствах своих героев, чем на нравоучении и сатире.

В Германии XVIII века к жанру басни обращается поэт Лессинг (1729–1781). Как и Эзоп, он пишет басни прозой. У французского поэта Лафонтена басня являлась грациозной новеллой, богато орнаментированной, "поэтической игрушкой". Это был, говоря словами одной басни Лессинга, охотничий лук, в такой степени покрытый красивой резьбой, что он потерял свое первоначальное назначение, сделавшись украшением гостиной. Лессинг объявляет литературную войну Лафонтену: "Повествование в басне, – пишет он, – ...должно быть сжато до предельной возможности; лишенная всех украшений и фигур, она должна довольствоваться одной только ясностью" ("Abhandlungen uber die Fabel" – Рассуждения о басне, 1759).

В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Его поэтическим девизом были слова: "Доколе дряхлостью иль смертью не увяну, Против пороков я писать не перестану...". Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (1769–1844), вобравшие в себя опыт двух с половиной тысячелетий.  Кроме того, существуют иронические, пародийные басни Козьмы Пруткова (А.К. Толстой и братья Жемчужниковы), революционные басни Демьяна Бедного. Советский поэт Сергей Михалков, которого юные читатели знают как автора "Дяди Степы", возродил басенный жанр, нашёл свой интересный стиль современной басни.

Басня как жанр исследовалась многими специалистами, как отечественными, так и зарубежными, такими как Потебня А.А., Гуляев Н.А., Гринцер П.А., Гаспаров М.Л. и другие. Их интерес вполне объясним, поскольку одной из особенностей басен является аллегория: через условные образы показывается определенное социальное явление. Так, за образом Льва часто угадываются черты деспотизма, жестокости, несправедливости. Лиса – синоним хитрости, лжи и коварства.

В конце басни (иногда в начале) автор помещает небольшое изречение, в котором заключена главная мысль, т.е. мораль, обращенная к читателю, которая позволяет сделать выводы читателю из той или иной ситуации. Басня имеет довольно мощный нравственный потенциал и играет довольно важную роль в формировании личности человека. Этим обусловлена актуальность выбранной мной темы исследования.

Целью данного исследования является изучение нравственного и воспитательного потенциала басен Эзопа. Соответственно, задачами, поставленными в данном исследовании, являются:

  • рассмотрение понятия, признаков и видов басни;
  • изучение особенностей басни как жанра;
  • рассмотрение структуры и выявление основных элементов басни;
  • изучение исторического аспекта появления басни как жанра и одного из символов древнегреческой словесности;
  • анализ нравственного потенциала басен Эзопа;
  • рассмотреть подход к изучению басни в средней школе;
  • предложить план-конспект урока по литературе в 5 классе.

Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, каждый из которых отвечает поставленным в данном исследовании задачам и заключения. В заключении содержатся выводы по данному исследованию.

 

ГЛАВА 1. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ БАСНИ

1.1 Понятие, признаки и виды басни.

Истоки развития басни уходят в глубокую древность. В литературе Древней Греции, Рима, Древней Индии мы находим первые моралистические жемчужины аллегорического содержания. Проанализировав античную литературу, можно утверждать, что басня в своем развитии имела определённую последовательность. Приведем для сравнения несколько толкований басни, взятых из разных источников.

  1. «Басня – краткий нравоучительный стихотворный или прозаический рассказ, в котором есть аллегория, иносказание»[1].
  2. «Стихотворный рассказ происшествия, в котором действующими лицами обыкновенно бывают или животные, или твари неодушевленные. Цель сего рассказа – впечатление в уме какой-нибудь нравственной истины, заимствуемой из общежития и, следовательно, более или менее полезной»[2].
  3. Басня – стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение – так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей[3].
  4. «Басня – небольшой, обычно стихотворный рассказ дидактического назначения. Баснописец достигает нравоучительной цели путем осмеяния каких-либо пороков, изображаемых, как правило, в аллегорической форме. Носители морального уродства и социального зла представлены в басне чаще всего в образе животных»[4].

В словаре Владимира Ивановича Даля дано несколько иное определение басни: «Баснь или басня ж. (баять, баса, прикраса,) вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными…»[5].

Первый вопрос, возникающий после прочтения данных определений – вопрос  о форме произведения. Басня – это стихотворный или прозаический рассказ? Три из пяти дефиниций говорят, что форма этого жанра может быть различной, другие два упоминают только о стихотворной форме. Чтобы разрешить это противоречие, достаточно вспомнить басни Эзопа, который были написаны прозой. При этом во всех определениях выявляется явное сходство: все источники говорят о нравоучительном характере этого жанра и о присутствии в нем аллегории. Басня – жанр дидактической литературы, получивший расцвет в классицизме и просветительстве. В басне два начала – художественное (рассказ) и логическое (мораль). Без них басня как жанр не существует: уничтожение одного или другого ведет к гибели жанра. Но соотношение между художественным и логическим, между рассказом и моральным выводом может быть различным.

В истории басни исследователи басен и сами баснописцы басни выдвигали на первый план то рассказ, то мораль[6]. Большая советская энциклопедия дает басне следующее определение: «Басня, литературный жанр; краткий, обычно стихотворный рассказ, в иносказательной форме, сатирически изображающий человеческие поступки и отношения. Басня близка к притче и апологу. Персонажи басни, помимо людей – животные, растения, вещи. В начале или концовке басни обычно даётся афористичный нравоучительный вывод ("мораль")».

Российский литературовед и филолог-классик М. Л. Гаспаров в своей работе «Басни Эзопа» даёт два следующих определения басни, ставшей, по его мнению, учебной литературой в школах Рима и Греции. «Басня есть вымышленный рассказ, являющий образ истины». «Басня есть риторический рассказ, по существу вымышленный, по убедительности же склада являющий образ истины и сочиняемый с целью поучения и пользы». Для языка басни характерно: использование просторечной лексики, олицетворений, афоризмов. Язык басен прост, лаконичен, приближен к живой разговорной речи. Исходя из этого, определяются три самых основных содержательных признака жанра, укрепившихся за классической басней:

повествовательность;

вымышленность;

назидательность.

По персонажам М. Гаспаров различает следующие три вида басен:

басни с действующими животными;

басни с действующими людьми;

басни с теми и другими.

Басни о животных нередко именуют эзоповыми, а басни о людях – сибаритскими (происходящими из города Сибариса). Басен о животных намного больше, чем всех остальных.

  1. Абрамович ГЛ Введение в литературоведение Учебник для студентов филологических специальностей – М, 1975
  2. Аверинцев, СС Риторика и истоки европейской литературной традиции Текст / СС Аверинцев М: Яз рус культуры, 1996 448 с
  3. Аверинцев, СС Риторика как подход к обобщению действительности Поэтика древнегреческой литературы Текст / СС Аверинцев М: Яз русской культуры, 1981213 с
  4. Артемьева Н А Образ «дедушки» Крылова или «Старец с большой седой головой» // XIV Кирилло -Мефодиевские чтения: материалы научно-практической конференции В 2 т Т 2 / Под ред Н Е Мажара Смоленск: [Изд-во СГУ], 2008 С 22-28
  5. Ахманова, ОС Тропы Текст / ОС Ахманова // Словарь лингвистических терминов / Под ред ВН Топоровой М: 1986 С520 - 521 82
  6. Басни Эзопа / Подготов вступ статья и примеч НБ Макарова – М: «Наука», 1968
  7. Белокурова С П Словарь литературоведческих терминов – СПб: Паритет, 2006 – С 320
  8. Выготский ЛС Психология искусства 3 -е изд – М: Искусство, 1986 – С 573
  9. Гаспаров МЛ Избранные статьи М, 1995
  10. Гринцер ПА К вопросу о соотношении древнеиндийских и древнегреческих басен // Гринцер ПА Избранные произведения: В 2 т Т 1 Древнеиндийская литература – М, 2008, с 345-352
  11. Горбачев, АЮ Натура и культура в баснях ИАКрылова АЮГорбачев Русский язык и литература - 2004, - №4
  12. Гуляев НА Теория литературы: Учеб Пособие – М, 1985
  13. Караулов, ЮН Русский язык и языковая личность / ЮН Караулов – 83 М, 1987 – С 216–217
  14. Литература 5 класс Учеб Для общеобразоват Учреждений В 2 ч Ч 1/ авт-сост ВЯ Коровина и др – М, 2007; 309
  15. Луков ВА Жанры и жанровые генерализации // Знание Понимание Умение — 2006 — № 1 — С 141-148
  16. Медведев ПН Формальный метод в литературоведении Критическое введение в социологическую поэтику – Л,1928, 175
  17. Потебня АА Из лекций по истории словесности Басня Пословица Поговорка Харьков, 1894 – С 170
  18. Советский энциклопедический словарь/ Гл ред А М Прохоров С56 2 -е изд – М: Сов энциклопедия, 1983 – С431 84
  19. Шелестова ЗА, Шелестова ОС Выразительное чтение басни // Литература в школе – 2002 - № 1 85
  20. Эйдельман ТН Басня //http://wwwkrugosvetru
  21. Энциклопедический словарь юного литературоведа /Под ред ВИНовикова – М, 1988

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское