Введение
Глава 1. Теоретические основы социолингвистического анализа военной прозы XIX века
1.1. Реализация социальных ролей в речи персонажей военной прозы XIX века
1.2. Особенности языка военной прозы XIX века
Глава 2. Традиции и заимствования в языке военной прозы XIX века
2.1. Рассказ А. Бежецкого «Тиф» в контексте традиции русской военной прозы XIX века
2.2. Языковой материал военной прозы и историко-культурная атмосфера России начала XIX в. века
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. В XIX веке были созданы произведения, которые принесли русской литературе всемирное признание. Прежде всего - это роман, повесть, рассказ. Они широко отражали реальные общественные интересы и психологические устремления личности. Главным достижением литературы этого периода было создание реалистического романа. Русский роман плодотворно развивал пушкинские традиции. Но каждый большой писатель был по-настоящему оригинален как в смелости художественной мысли, так и в остроте поставленных жизненных вопросов.
Одним из значительных явлений в истории русской прозы XIX в. было возникновение и развитие военно-исторического романа - произведения М. Загоскина, И. Лажечникова, А. Пушкина, А. К. Толстого, Л. Толстого и др.
Цель данной работы – исследовать особенности языка военной прозы XIX века.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть реализацию социальных ролей в речи персонажей военной прозы XIX века.
- Исследовать особенности языка военной прозы XIX века.
- Проанализировать рассказ А. Бежецкого «Тиф» в контексте традиции русской военной прозы XIX века.
Объект исследования - языковой материал военной прозы и историко-культурная атмосфера России начала XIX в. века.
Предмет исследования - особенности языка военной прозы XIX века.
Информационная база курсовой работы включает труды ведущих ученых, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы, посвященные исследуемым проблемам.
Для исследования выбран рассказ «Тиф (Эпизод из блокады Эрзерума)» (1855) как один из наиболее любопытных в жанровом отношении. Для реализации поставленной цели выбраны аналитический и сопоставительный методы.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
Глава 1. Теоретические основы социолингвистического анализа военной прозы XIX века.
1.1. Реализация социальных ролей в речи персонажей военной прозы XIX века.
Социолингвистический (далее - с/л) анализ речи предполагает применение понятийного аппарата социолингвистики к речевому материалу с целью показать, как языковой объект отражает социологические категории, которые подходят для характеристики героя и ситуации и каждая из которых образует отдельную часть.
Адресат пытается заранее выяснить (в социальном неречевом контексте или в процессе общения), что в системе социальных отношений он и его адресат находятся на одном уровне социальной иерархии (т. е. в системе отношений "горизонтальных"), или на разных уровнях одной и той же иерархии (т. е. в системе отношений "вертикальных"). В соответствии со знанием социальных ролей и статусов реципиент выбирает из набора доступных языковых кодов те, которые, по его мнению, уместны в данной ситуации и подходят для реципиента [Елина,1997,16].
Иногда говорящий может сознательно регулировать свое речевое поведение (если набор имеющихся у него средств достаточно богат), "сбрасывая" "вертикаль" социальных отношений.
А в других случаях, если, например, говорящий недостаточно чуток или не обладает широким набором разных по стилю языковых средств, такая регуляция ему не удается, что может вызвать конфликтную ситуацию.
Достаточно открыто проявляется социальная дифференциация языка и речевая регуляция в зависимости от иерархических отношений в материале нашего исследования.
В вышеупомянутом плане интересен рассказ В. М. Гаршина «Из воспоминаний рядового Иванова», т.к. социальное положение главного героя нетривиально: в данный момент он рядовой (вольноопределяющийся), однако прошлое его социальное положение - студент. Солдаты же, которым он теперь равен по социальной роли и статусу, в прошлом в основном крестьяне. На теперешнюю роль вольноопределяющегося неизбежно накладывается нетипичный для данной среды его прошлый статус, и в диалогах с солдатами и офицерами выявляется его двойственное положение.
Произведем социолингвистический анализ нескольких реплик.
- «Конечно, Владимир Михайлович, я могу иметь рассуждения больше, чем дядя Житков, так как Питер оказал на меня свое влияние. В Питере цивилизация, а у них в деревне одно незнание и дикость. Но, однако, как они человек пожилой и, можно сказать, виды видавший и перенесший различные превратности судьбы, то я не могу на них орать, например. Ему - сорок лет, а мне - двадцать третий. Хотя я в роте и ефрейтор.» [Гаршин. Из восп... 160]
а) автор реплики - ефрейтор роты, т.е. старший солдат в царской армии (в современной русской армии нет сочетания «ефрейтор роты», нет сорокалетних солдат) - это данные о времени, социальной среде,
принадлежности говорящего к определенному роду занятий и вообще о его статусе.
б) партнер говорящего - Владимир Михайлович - (а не Володя, Володька, Иванов) занимает положение (в сознании говорящего) выше, чем «дядя Житков», и выше - по образовательному и общему социальному (прежнему) уровню ,- чем сам говорящий. Отсюда - обращение по имени-отчеству. По этой же причине говорящий стремится приподнять» свой культурный уровень - употребляет слово «цивилизация», сочетания «оказал влияние», «превратности судьбы». Но малограмотность говорящего, его мещанское просторечие обнаруживаются в искусственном «могу иметь рассуждение», в типичном просторечном несогласовании в числе при образовании формы вежливости «они человек пожилой»; «не могу на них орать»; «в Питере цивилизация» противопоставлено наивно (по содержанию и по форме) «у них в деревне одно незнание и дикость». Просторечно и «дядя Житков» - как возрастное, а не родственное наименование.