Введение
Глава 1 Творчество Дж. Остин как образец «женской прозы»
1.1 Феномен «женской прозы» (первые представительницы женской прозы)
1.2 Структура женских персонажей в романе Остин (Гордость и предубеждение)
Глава 2 Женские образы в произведениях русских писательниц второй трети 19 века
2.1 М.С. Жукова «Дача на Петергофской дороге»
2.2 Типология женских образов в произведениях русских и английских писательниц этого периода (на примере повести Елены Ган «Идеал» и романа Дж. Остин «Гордость и предубеждение»
Список литературы
Женским образам в литературе всегда уделялось особое внимание. Женщины изображались на страницах произведений и как самостоятельные, самодостаточные личности, занимающие особое место в обществе, влияющие на ход событий, и как второстепенные персонажи, подчеркивающие те или иные особенности характера главного героя. В произведениях различных эпох женский образ претерпевал изменения, обусловленные самим временем.
Проявляя значительный интерес к судьбе женщины, исследуя особенности женского взгляда на мир, женских ценностей, изучая роль женщины в различных областях общественной жизни, писательницы в своих произведениях стремились объективно отразить жизнь современниц, проблемы женской эмансипации и зарождающегося феминизма, а также показать развитие новых приоритетов и общественных ценностей. Все это позволяет рассматривать литературное творчество Джейн Остен как своеобразную реакцию на изменения духовного содержания эпохи.
Творчество женщин второй трети 19 века. до сих пор остается малоизученным. Спорным является традиционное представление о приверженности писательниц только романтическому методу. Вне поля зрения исследователей остаются произведения авторов-женщин с точки зрения их жанрово-стилевых особенностей. Не решена проблема включенности женских типов, разработанных писательницами, в устоявшуюся парадигму литературных персонажей.
С конца 1830 – начала 1840-х годов в самых разных отечественных журналах начинают появляться прозаические произведения писателей-женщин: Е. А. Ган, Е. П. Ростопчиной, Е. Тур, М. С. Жуковой, Ю. В. З. А. Волконской и С.Д. Хвощинских, А. Я. Панаевой, К. К. Павловой, А. Я. Марченко, Е. В. Кологривовой и др. Однако женщины-беллетристки оказались на «периферии» литературного процесса, современным читателям они до сих пор остаются практически неизвестны.
Объект исследования - творчество Джейн Остен и русских писательниц второй трети 19 века.
Предмет исследования - сопоставительно-типологический анализ произведений Джейн Остен и русских писательниц второй трети 19 века (общие типологии и различия).
Цель данной работы – Исследование типологии и самобытности женских образов в романе Д. Остен и в творчестве русских писательниц второй трети 19века (М.С. Жукова «Дача на Петергофской дороге», Елены Ган «Идеал»).
Для достижения этой цели рассмотрим следующие задачи:
1.Рассмотреть феномен женской прозы.
2.Исследовать своеобразие женских образов в романе Д. Остен «Гордость и предупреждение и установить типологию этих образов;
3.Разработать классификацию женских образов в повестях русских писательниц (имена и названии)
4.Сопоставить типологию женских образов в романе Остен с классификацией женских персонажей в русской женской прозе.
Методология исследования основывается на комплексном подходе и включает метод гендерного анализа, а также сравнительно-исторический, историко-литературный и структурно-типологический методы.
ГЛАВА 1 ТВОРЧЕСТВО ДЖ. ОСТИН КАК ОБРАЗЕЦ «ЖЕНСКОЙ ПРОЗЫ»
1.1 Феномен «женской прозы»
Точного понятия женской литературы на сегодняшний день не существует, имеется множество определений, ни одно из которых нельзя назвать окончательным. «Женская проза» сочетает в себе несколько факторов: автором является женщина, центральной героиней – также женщина, проблематика тоже связана с женской судьбой. Взгляд на мир представлен с позиции женщины, и с учетом ее психологии. Как и в остальной литературе, в женской прозе происходят те же процессы, но эти процессы, направлены на то, чтобы найти новые отношения в искусстве и нестандартные приемы их фиксации».
Тем не менее, женская проза является частью, элементом в мозаике русской литературы, ограниченным временными, жанровыми, тематическими рамками. Если смотреть на предпосылки возникновения женской прозы, то следует обратиться к репрезентации образа женщины в текстах XIX-го и XX-го века – времени рассвета русской словесности.
Начиная с конца XIX века, шло упорное и последовательное развенчание мифа о русской женской добродетели и красоте, что обуславливалось историческими переменами. Весь XX век русская, а затем советская женщина, наряду со своим «товарищем», проходит активную социализацию. Приобретение социальных, юридических и политических прав спустило женщину на землю в мир законов, достижений, регламентаций – сотворённый пьедестал оказался пуст, и романтическая, одновременно хрупкая и прочная концепция русского женского образа оказалась развенчанной.
Социокультурный феномен, возникающий в процессе освоения женщинами публичного пространства и выражающийся в появлении литературных текстов, описывающих мир, социальный опыт и практики женщин глазами женщин. Между процессами женской эмансипации и процессами становления феномена женской прозы есть точки корреляции. Так, женскому движению ХIХ века в Западной Европе сопутствовал феномен так называемой женской литературы: Ж. Санд, Дж. Эллиот, Ш. Бронте, Дж. Остин и др. Женщины-писательницы в своих романах открыли новый мир: мир женщины, описанный глазами женщины. В своих произведениях писательницы предлагали обществу не только новые темы, но и новые образцы поведения, отстаивали право женщины на самостоятельный выбор, на самостоятельную судьбу. Появление женщин-авторов, пишущих романы, где в центре повествования - женщина, которая сама делает свою жизнь, положило начало феномену женской прозы. Как самостоятельный социокультурный феномен женская проза зарождается в начальных фазах эмансипационных процессов в виде маргинальных.
Вне поля зрения исследователей остаются произведения авторов-женщин с точки зрения их жанровостилевых особенностей. Не решена проблема включенности женских типов, разработанных писательницами, в устоявшуюся парадигму литературных персонажей. Ключевые слова: женская проза, 1840–1860-е годы, проблема метода, жанр, стиль, типология женских образов. С конца 1830 – начала 1840-х годов в самых разных отечественных журналах начинают появляться прозаические произведения писателей-женщин: Е. А. Ган, Е. П. Ростопчиной, Е. Тур, М. С. Жуковой, Ю. В. Жадовской, Н. Д. и С.Д. Хвощинских, А. Я. Панаевой, К. К. Павловой, А. Я. Марченко, Е. В. Кологривовой и др. Однако женщины-беллетристки оказались на «периферии» литературного процесса, современным читателям они до сих пор остаются практически неизвестны.
Любовный роман претерпел минимальные жанровые изменения на протяжении столетий своего становления. Он предсказуем с первых страниц, а наблюдение за развитием сюжета не может поставить читателя в тупиковую ситуацию. Детектив же, несмотря на строжайшие каноны жанра, претерпел множество изменений, сохранив неизменными лишь посылки – преступление – расследование – наказание.
Отличительной чертой иронического детектива является то, что в нем очень четко прослеживается оппозиция «мужское – женское», при этом предпочтение в большинстве случаев отдается женскому началу. Действительно, главное действующее лицо иронического детектива – практически всегда женщина средних лет, которая пытается быть в «форме» и не отставать от времени. Это, как правило, женщина, окруженная большим количеством родственников и знакомых.
Полемика о женском творчестве, о способности женщин наравне с мужчинами создавать духовный продукт высокого эстетического качества постоянно то затихает, то вновь вспыхивает.
На самом деле это сложный и неоднозначный вопрос. Начать хотя бы с того, что в сложившейся культуре слова «женское», «мужское» не только подчеркивают биологические различия, но и являют собой оценочные гендерные категории, которые формируются социумом, закрепляются при посредстве языка в сознании и общественном, и отдельной личности.
Романы, созданные женщинами, написаны по-разному, поднимают различные темы, представляют различные сюжеты. Нельзя во всех случаях говорить об узости тем, примитивности фабулы, о сентиментальности произведений только потому, что они созданы женщинами.
Учитывая жанровое многообразие, видно, что тематика женской прозы широка. Таким образом, женская литература как таковая находит свое место в контексте те только русской, но и мировой литературы, продолжает традиции и вносит свой достойный вклад в культуру.