ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и значение экономического образования для детей
1.2. Особенности внедрения финансовой грамотности в российское школьное образование
- РАЗРАБОТКА КРУЖКА ПО ЭКОНОМИКЕ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
2.1. Обоснование программы кружка
2.2. Разработка программы кружка «Финансовая грамотность»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Актуальность темы исследования. В 2015–2020 годах, по данным Банка России, в стране действовали почти 600 организаций, имеющих признаки финансовой пирамиды. За это время они обманули россиян более чем на 8 млрд рублей. Анализируя поведение вкладчиков, эксперты пришли к выводу, что проблема заключается в том числе в невысоком уровне финансовой грамотности населения. Минфин предложил учить россиян делать вклады, оценивать риски и планировать бюджет с самых юных лет. С 2016 года такие уроки начали вводить в школах. Предполагалось, что в дальнейшем «финансовая грамотность» станет обязательной для всех учеников. Эксперты полагают, что разговоры о финансах нужно начинать с детского сада, в начальной школе пора дать базовые знания. Но только к тому моменту, когда у ребенка появляются приличные карманные деньги, банковская карта, имеет смысл начать прививать навыки грамотного потребительского поведения. Финансовая грамотность - широкая область знаний, поэтому ее элементы органично вписываются в разные школьные предметы. Например, вопросы страхования эффективно рассматривать в рамках ОБЖ, на математике и информатике можно рассчитать простые и сложные проценты, заполнить таблицу личного финплана. Изучив на технологии значение результатов труда как продукта, в старших классах ребята узнают об основах предпринимательства. Чаще других курс по финансовой грамотности включают в обществознание. Тем не менее выбор остается за школой.
Объект исследования – экономическое образование детей.
Предмет исследования - кружковая работа в школе по экономике.
Цель данной работы – разработка программы кружка «Финансовая грамотность».
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Изучить понятие и значение экономического образования для детей.
- Исследовать особенности внедрения финансовой грамотности в российское школьное образование.
- Разработать программу кружка по экономике «Финансовая грамотность».
Для решения поставленных задач применялись следующие основные методы исследования: анализ специальной и педагогической литературы, наблюдение.
Работа состоит из введения, 2 основных глав, заключения, библиографического списка.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и значение экономического образования для детей
Кажется, никогда не хватает времени, чтобы научить всему, что, по мнению администраторов, политических защитников, родителей, законодателей и широкой общественности, должно быть рассмотрено в начальной школе. Каждый год учителей начальных классов просят добавлять все больше и больше в их и без того переполненную учебную программу. Просвещение по вопросам наркотиков, разрешение конфликтов, борьба с хулиганством, здравоохранение и общественное строительство-это лишь несколько предметов, которые учителя, как ожидается, втиснут в учебный год. Эти же учителя, вероятно, должны быть в курсе лучших практик, использовать новые технологии, планировать вместе со своими сверстниками, перестраивать свои подразделения в соответствии с государственными стандартами, применять дифференцированное обучение и переосмысливать свои взгляды на планирование, обучение и оценку [6].
Добавьте к этому давление государственных стандартов и ежегодный прогресс в чтении и математике, и легко понять, почему обучение обществознанию маргинализируется. Времени на обществознание в классах мало, так почему же учителя должны включать экономику в свою начальную учебную программу? Причин тому много.
Построение обоснования экономического образования в начальных классах не составляет труда. Экономика - это изучение принятия решений при ограниченных ресурсах. Дети живут в экономическом мире и приносят некоторые экономические знания в класс. Они рано понимают, что не могут иметь все, что хотят. Они делают выбор каждый день, например, что надеть, в какую электронную игру играть, что есть, какое телешоу смотреть, как тратить свои деньги и что делать со своим временем [9].
Однако слишком часто школьники не понимают, почему им необходимо делать выбор. Они также не понимают, что каждый выбор влечет за собой определенную цену. Некоторые ошибочно полагают, что у них будет все, что они хотят, когда они станут взрослыми. Другие думают, что единственная причина, по которой они сталкиваются с дефицитом, заключается в том, что взрослые несправедливы или другие навязывают им ограничения.
Учителя должны понять и исправить путаницу в экономических понятиях, которую маленькие дети приносят в класс. Неспособность справиться с этими ошибочными представлениями в раннем возрасте приведет к экономическим недоразумениям, которые, вероятно, сохранятся, даже если экономика будет преподаваться позже в школьном опыте ребенка. Став взрослыми, сегодняшние школьники будут сталкиваться с проблемами и принимать решения, которые не только влияют на них, но и влияют на жизнь других. Экономически неграмотные взрослые будут принимать такие решения, “основываясь на неверных предположениях, недоразумениях и неправильных представлениях, которые могли бы быть исправлены во время их школьного опыта” [5].
Поскольку дети не могут иметь все, что хотят, они должны делать выбор. Для принятия обоснованных решений необходимо проанализировать альтернативы и определить издержки (от чего отказываются) и выгоды (что получают) для каждого из них. Предоставление школьникам этих навыков принятия решений дает им возможность делать более осознанный выбор. Взрослые могут не всегда соглашаться с их окончательным решением, но важно, чтобы учащиеся могли проанализировать затраты и выгоды своих вариантов, прежде чем они сделают выбор, и иметь возможность объяснить свои решения.
Некоторые решения, которые мы делаем,-это решения “все или ничего». Если я пойду купаться сегодня днем, то не смогу ездить на велосипеде в это же время. Однако многие решения, которые мы делаем, являются компромиссами, которые включают в себя отказ от части одной вещи, чтобы получить больше чего-то другого. Работая в процессе принятия решений, школьники могут узнать, что не все решения являются черными или белыми. Экономика учит их, что многие решения не являются четкими и попадают в серую зону. Чаще всего мы идем на компромиссы—отказываемся от чего-то одного, чтобы получить больше другого.