Введение
Глава 1.
1.1 Сущностные характеристики процесса «социализации» в социально-педагогической структуре
1.2. Отношения к учению и развитие познавательных интересов в младшем школьном возрасте
1.3. Формирование позиции субъекта социализации младшего школьника
Глава 2.
2.1 Содержание учебно-познавательных интересов у младших школьников
2.2.Определение устойчивости учебно-познавательных интересов
Заключение
Библиография
Приложения
Социально-экономические изменения, происходящие в современном обществе, предполагают появление новых взглядов на процесс социального и индивидуального становления личности. Подвижность и изменчивость социума вызывают необходимость активного взаимодействия и преобразования личности. Именно в период взросления ребенка происходит его адаптация к социальному миру сверстников и взрослых, приобретение свойств и качеств зрелого человека. Этот процесс осуществляется через взаимодействие ребенка со сверстниками, взрослыми, социумом и обозначается понятием «социализация». Функция социализации - взаимодействие ребенка с окружающей средой; она также обеспечивает его защищенность в меняющемся мире. Наиболее сложно процесс социализации проходит у младших школьников: им приходится адаптироваться после детского сада или жизни в семье к новым условиям, правилам и коллективу начальной школы. Социологические исследования свидетельствуют о том, что для многих детей предшкольного и младшего школьного возраста снижается порог социализации, что не может не отразиться на их развитии. Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида. Но в процессе социализации личность – не только объект, но и субъект деятельности (в чем заключен конфликт социализации человека). Школьник – не пассивный объект воздействия, а активный субъект формирования самой личности. Он не только воспринимает воздействие среды, но и сам «активно творит себя» [14].
И перед обществом, и перед школой, и перед социальным педагогом, в частности, стоит проблема: повысить уровень социализации учащихся младших классов, способствовать благополучной адаптации и социализации в учебной деятельности. Этой проблеме посвящена данная курсовая работа на тему: «Формирование субъекта социализации младшего школьника в учебной деятельности». Проблема и тема курсовой работы определяют объект, им является процесс социализации младшего школьника, т.е. как он протекает, что влияет на него, какие институты, фактора. Предметом же моей работы является позиция субъекта социализации младшего школьника в учебной деятельности. Из выше перечисленного хотелось бы выделить цель и соответствующие ей задачи работы. Целью моей курсовой работы является: выявление влияния развития учебно-позновательного интереса на процесс социализации. Задачи же следующие:
- Проанализировать психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
- Изучить процесс социализации младшего школьника.
- Выяснить отношение младшего школьника к обучению и развитию познавательных интересов.
- Определить позицию младшего школьника в учебной деятельности.
- Выявит устойчивость и содержание учебно-позновательного интереса к учебной деятельности.
В соответствии со всем выше сказанным хотелось бы выделить гипотезу, которая звучит так: если ребенок не будет воспитан как субъект социализации и не научиться проявлять интерес к учебной деятельности и своей жизни, то не сможет полноценно жить в своей взрослой жизни, не сможет адаптироваться в социуме.
Как показывают социально-психологические исследования, младший школьный возраст является сензетивным для процесса социализации. При поступлении ребёнка в школу, решающим фактором социализации становится овладение учебной деятельностью, выработка обязательных школьных умений и навыков, складывающиеся в школе межличностные отношения. Благодаря этому развивается эмоциональная и социальная жизнь ребёнка, формируется его представление о себе и о том, что думают о нём другие.
- Ананьев Б. Г. “О психологических эффектах социализации”, Человек и общество IX, Издательство ЛГУ, 1971, с. 145
- Андриенко Е.В. «Социальная психология». – М., 2003.
- Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект пресс, 1996.
- Баранова «Педагогика» – М.: Аспект пресс, 1994.
- Божович Л.И. « Личность и ее формирование в раннем возрасте».- М.: Просвещение, 1993.
- Блонский П.П. «Психология младших школьников»/ Под ред. А.И. Липкина. – М.: Просвещение, 1978.
- Буева Л.П. « Социальная среда и сознание личности» » – М.: Издательство Московского Университета, 1968.
- Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования) 2-ое изд. Изд-во ГФ “Полиграф. ресурсы”. - М., 1998, с.424
- Вершловаский С.Г. «Воспитание активной позиции личности» - Лениздательство,1981.
Всего 43 источника литературы