Курсовая работа|Педагогика

Обследование детей 5-6 лет по схеме Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой

2 глава
Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Znanie

Год: 2019 | Страниц: 40

Глава 2. Обследование детей 5-6 лет по схеме Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой  

2.1. Организация и методы обследования

2.2. Анализ результатов обследования

Заключение

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Глава 2. Обследование детей 5-6 лет по схеме Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой

2.1. Организация и методы обследования

В экспериментальную группу вошло 3 детей. На предварительном этапе были изучены медицинские карты, логопедические карты, проведены наблюдения за детьми, беседы с воспитателями и логопедом.

Целью исследования являлось изучение развития речи детей по схеме Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой.

Схема обследования состоит из нескольких блоков и включает:

  1. Исследование неречевых психических функций (слуховое внимание; восприятие и воспроизведение ритма; зрительное восприятие; зрительно-пространственный гнозис и праксис; состояние общей моторики; состояние ручной моторики).
  2. Состояние звукопроизношения.
  3. Анатомическое состояние артикуляционного аппарата
  4. Речевая моторика (состояние мимической мускулатуры, состояние артикуляционной моторики, губы, язык, мягкое небо)
  5. Состояние дыхательной и голосовой функций
  6. Особенности динамической стороны речи
  7. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова (изолированные слова, предложения)
  8. Состояние фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации звуков речи)
  9. Состояние фонематического анализа и синтеза
  10. Исследование понимания речи (импрессивной речи)
  11. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

На основании данных блоков, были сформированы серии и бальная оценка, позволяющая оценить актуальный уровень речевого развития ребенка, поэтому большинство заданий не предусматривают оказание помощи.

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи

  1. Проверка состояния фонематического восприятия – 10 баллов
  2. Исследование артикуляционной моторики – 5 баллов
  3. Исследование звукопроизношения – 5 баллов
  4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры – 5 баллов

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов – невоспроизведение.

Всего за серию – 30 баллов

Серия II. Исследование навыков языкового анализа

  1. Определение первого гласного, согласного звука в слове
  2. Определение последнего согласного, гласного звука в слове
  3. Определение количества слогов в слове
  4. Определение количества слов в предложении

Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.

Всего за серию – 10 баллов

Серия III. Исследование грамматического строя речи

  1. Повторение предложений – 5 баллов
  2. Верификация приложений – 5 баллов
  3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме – 5 баллов
  4. Добавление предлогов в предложение – 5 баллов
  5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже – 10 баллов

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи “Не верно, подумай еще”; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.

Всего за серию – 30 баллов

Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования

  1. Образование названий детенышей животных – 10 баллов
  2. Образование относительных прилагательных от существительных – 10 баллов
  3. Образование качественных прилагательных от существительных – 5 баллов
  4. Образование притяжательных прилагательных от существительных – 5 баллов

Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи: «Подумай еще»; 0,25 балла – неточное употребление слова на основе лексических парафазий – звуковой близости слов, замещения название предмета внешне сходным, сходных по своему значению, ситуативной связи друг с другом, обозначения вместо предмета всей ситуации; 0 баллов – невыполнение.

Всего за серию – 30 баллов

Серия V. Исследование связной речи

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Цыплёнок и шар»

Оценка:

  • критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное сокращение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствие списания ситуации.
  • критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления высказываний, единичные случаи поиска слов, отдельные, или неточное словоупотребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
  • критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
  1. Пересказ прослушанного текста.

Оценка:

  • критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;
  • критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.
  • критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.

Всего за серию – 30 баллов

За весь тест – 130 баллов (100% успешности)

Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль. Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.

28 источников

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2016 год 39 стр.
Курсовая Поиск и сортировка информации в базах данных
Telesammit
Курсовая работа Педагогика
2015 год 41 стр.
Курсовая Развитие музыкальных способностей у дошкольников
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское