Глава 2. Обследование детей 5-6 лет по схеме Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой
2.1. Организация и методы обследования
2.2. Анализ результатов обследования
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Глава 2. Обследование детей 5-6 лет по схеме Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой
2.1. Организация и методы обследования
В экспериментальную группу вошло 3 детей. На предварительном этапе были изучены медицинские карты, логопедические карты, проведены наблюдения за детьми, беседы с воспитателями и логопедом.
Целью исследования являлось изучение развития речи детей по схеме Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой.
Схема обследования состоит из нескольких блоков и включает:
- Исследование неречевых психических функций (слуховое внимание; восприятие и воспроизведение ритма; зрительное восприятие; зрительно-пространственный гнозис и праксис; состояние общей моторики; состояние ручной моторики).
- Состояние звукопроизношения.
- Анатомическое состояние артикуляционного аппарата
- Речевая моторика (состояние мимической мускулатуры, состояние артикуляционной моторики, губы, язык, мягкое небо)
- Состояние дыхательной и голосовой функций
- Особенности динамической стороны речи
- Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова (изолированные слова, предложения)
- Состояние фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации звуков речи)
- Состояние фонематического анализа и синтеза
- Исследование понимания речи (импрессивной речи)
- Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.
На основании данных блоков, были сформированы серии и бальная оценка, позволяющая оценить актуальный уровень речевого развития ребенка, поэтому большинство заданий не предусматривают оказание помощи.
Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи
- Проверка состояния фонематического восприятия – 10 баллов
- Исследование артикуляционной моторики – 5 баллов
- Исследование звукопроизношения – 5 баллов
- Исследование сформированности звуко-слоговой структуры – 5 баллов
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова); 0 баллов – невоспроизведение.
Всего за серию – 30 баллов
Серия II. Исследование навыков языкового анализа
- Определение первого гласного, согласного звука в слове
- Определение последнего согласного, гласного звука в слове
- Определение количества слогов в слове
- Определение количества слов в предложении
Оценка: 1 балл – правильный ответ с первой попытки; 0,5 балла – правильный ответ со второй попытки; 0,25 балла – правильный ответ с третьей попытки; 0 баллов – неверный ответ с третьей попытки.
Всего за серию – 10 баллов
Серия III. Исследование грамматического строя речи
- Повторение предложений – 5 баллов
- Верификация приложений – 5 баллов
- Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме – 5 баллов
- Добавление предлогов в предложение – 5 баллов
- Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже – 10 баллов
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи “Не верно, подумай еще”; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение.
Всего за серию – 30 баллов
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования
- Образование названий детенышей животных – 10 баллов
- Образование относительных прилагательных от существительных – 10 баллов
- Образование качественных прилагательных от существительных – 5 баллов
- Образование притяжательных прилагательных от существительных – 5 баллов
Оценка: 1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи: «Подумай еще»; 0,25 балла – неточное употребление слова на основе лексических парафазий – звуковой близости слов, замещения название предмета внешне сходным, сходных по своему значению, ситуативной связи друг с другом, обозначения вместо предмета всей ситуации; 0 баллов – невыполнение.
Всего за серию – 30 баллов
Серия V. Исследование связной речи
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Цыплёнок и шар»
Оценка:
- критерий смысловой целостности: 5 баллов – рассказ соответствует ситуации имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности; 2,5 балла – допущено незначительное сокращение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей, или отсутствие связующих звеньев; 1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен; 0 баллов – отсутствие списания ситуации.
- критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств; 2,5 балла – рассказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность грамматического оформления высказываний, единичные случаи поиска слов, отдельные, или неточное словоупотребление; 1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств; 0 баллов – рассказ не оформлен.
- критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ; 2,5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно; 1 балл – раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
- Пересказ прослушанного текста.
Оценка:
- критерий смысловой целостности: 5 баллов – воспроизведены все основные смысловые звенья; 2,5 балла – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; 1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации; 0 баллов – невыполнение;
- критерий лексико-грамматического оформления: 5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм; 2,5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены; 1 балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватное использование слов; 0 баллов – пересказ не доступен.
- критерий самостоятельности выполнения: 5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления; 2,5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения; 1 балл – пересказ по вопросам; 0 баллов – пересказ даже по вопросам не доступен.
Всего за серию – 30 баллов
За весь тест – 130 баллов (100% успешности)
Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль. Получив такой профиль, можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и, основываясь на этом, разработать коррекционную программу.