Введение
Глава 1. Теоретические аспекты анализа закупок и сбыта на предприятии
1.1. Закупка товаров на предприятии
1.2. Сбытовая деятельность
Глава 2. Анализ закупок и сбыта на примере ОАО "Надежда"
2.1. Краткая характеристика ОАО "Надежда"
2.2. Анализ закупок и сбыта
2.3. Совершенствование сбытовой деятельности
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность данной работы. Конкурентоспособность сельскохозяйственных предприятий обеспечивается многими факторами, наиболее весомыми из которых являются высокое качество, низкая себестоимость продукции и высокая цена ее реализации. Такой уровень цен и издержек производства обеспечивается, прежде всего, за счет внедрения инновационных технологий производства сельхозпродукции, рационального использования материально-технических ресурсов, а вместе с тем и современной и эффективной системой сбыта. В условиях жесткой борьбы за потребителя, структурированная, четко спланированная система реализации продукции дает возможность получить высокие финансовые результаты, усилить рыночные позиции, улучшить деловую репутацию.
Однако, на сегодняшний день, характер хозяйственных связей между звеньями АПК является достаточно хаотичным, что во многих случаях приводит к правовой и материальной незащищенности сельскохозяйственных предприятий в процессе производства и реализации продукции. В этих условиях возрастает роль совершенствования системы сбыта продукции скотоводства на основе ассоциативной кооперации, которая с одной стороны предоставляет возможность существенно повысить качество хозяйственных связей для активизации процесса товародвижения и повышения объемов сбыта продукции, а с другой стороны дает возможность повысить степень обеспечения потребностей населения в жизненно необходимых продуктах питания, что на современном этапе тоже немаловажно.
Закупки — это приобретение товаров и услуг для нужд государства за счет бюджета. Для того чтобы избежать коррупции в процессе закупок они должны проходить в соответствии со специализированной схемой, регламентированной Федеральным Законом.
Лучший поставщик продукции определяется по результатам проведения конкурсных процедур или тендера. Они проводятся по ранее заявленному регламенту в обозначенные сроки, основываясь на принципах открытости и справедливости.
Контракт (договор) на поставку продукции между компаниями подписывается исходя из результатов торгов. Контракт (договор) заключается с предприятием, продукция которого соответствует всем заявленным требованиям, и предложение является лучшим по цене.,
Основные составляющие бизнеса – сбыт и прибыль. Однако успешный сбыт - не гарантия хорошей прибыли.
При появлении предприятия, основной целью его являются деньги. Они участвуют в формировании оборотного капитала. А чем скорее растет бизнес, тем больше денежных средств требуется для его поддержания. Поэтому часто наблюдается ситуация, когда предприятие реализует продукцию себе в убыток ради получения денег.
Цель данной работы: проанализировать закупочную и сбытовую деятельность на примере ОАО "Надежда".
Предмет данной работы: закупка и сбыт на примере ОАО "Надежда".
Объем данной работы: ОАО "Надежда".
Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:
- рассмотреть, что такое закупка товаров на предприятии;
- изучить сбытовую деятельность;
- проанализировать закупки и сбыт на примере ОАО "Надежда";
- рассмотреть совершенствование сбытовой деятельности.
Структура данной работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты анализа закупок и сбыта на предприятии
1.1. Закупка товаров на предприятии
Закупка товаров предприятием или торговой организацией – наиболее проблемный этап схемы обеспечения материальными ресурсами.
Чтобы максимально сократить издержки при хранении ТМЦ, но при этом гарантировать обеспеченность материалами производственного или торгового процесса, необходимо часть закупок ТМЦ осуществлять адресно (надо -› купили), а часть – для восполнения запасов, которые можно оперативно использовать, снижая зависимость от возможных задержек поставок (надо -› берем с запаса на складе -› покупаем -› восполняем запас)[1].
В этом процессе слабым звеном чаще всего является именно закупка товаров, работ, услуг. Иногда по объективным причинам товары закупаются с задержкой, иногда закупка отдельных товаров становится невозможной (например, требуемый товар больше не производится). А для ответственных за закупку исполнителей (снабженцев) наличие таких причин становится оправданием даже там, где проблемы закупки вызваны абсолютно другими, более тривиальными причинами, например, обычной халатностью[2].
Процесс закупки товаров желательно детально описать и систематизировать, по возможности упросить и автоматизировать, рекомендовать/навязать исполнителям четкие правила игры (регламент), организовать эффективную схему контроля. Чтобы упростить эту задачу, попробуем выделить, из каких частей состоит процесс закупки товаров, и рассмотрим упрощенный регламент закупки товаров.
Среди всех принципов, по которым осуществляется приобретение продукции, ключевыми являются следующие[3]:
- равные отношения к участникам закупок, а также справедливость. Это значит, что всем компаниям и предприятиям, участвующим в торгах, предоставляются равные права и возможности для представления своей продукции, а также все они имеют одинаковый доступ к информации, которая касается процедуры закупок;
- прозрачность и открытость процедуры торгов. Заказчик, которым выступает государство, обязан разместить все данные о закупках на сайте, посвященном конкурсным торгам, и опубликовать информацию о начале торгов и их ходе в СМИ;
- целевое и рациональное использование бюджетных средств. Процедура конкурсных торгов гарантирует, что товары и услуги будут приобретены по минимальной цене с оптимальными характеристиками и свойствами. Размещение всей информации об условиях и ходе проведения торгов дает возможность контролировать процесс закупок. Это приводит к рациональному расходованию бюджетных средств;
- полная ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств. Для исключения с рынка недобросовестных продавцов любая закупка сопровождается отчетом о цене и качестве приобретенного товара. В отчете обосновывается, по какой причине выбран именно этот поставщик. Если имеет место сговор, то в таком случае ответственность несут обе стороны сделки[4].
Для упорядочения закупочной деятельности и рационального разделения труда без риска оставить важные участки работы «не закрытыми» важно зафиксировать взаимодействие этих субъектов на каждом этапе закупочной работы. Например, законодательство о контрактной системе позволяет выделить следующие ключевые этапы:
- Прогноз потребностей. Потребители на основании анализа закупок предыдущего периода и будущих планов развития формулируют потребности своих подразделений в продукции.
- Сбор заявок. Заявки потребителей, составленные по универсальной форме, направляются на согласование руководству. Руководство, со своей стороны, исходя из обоснованности потребностей и бюджетных возможностей заказчика, принимает заявку, отклоняет её либо отравляет на доработку.
- Утверждение потребностей. Перечень утверждённых потребностей, в т.ч. утверждённых после доработки, согласовывается и утверждается руководством, после чего спускается контрактной службе.
- Обоснование закупки, в т.ч. НМЦ. В организациях, не подпадающих под действие законодательства о контрактной системе, этот этап может быть соединён с самым первым. По правилам контрактной системы такое обоснование должно быть публичным. Для точного соблюдения заказчиком предусмотренной законодательством процедуры к этой работе подключаются профессионалы закупочной деятельности – контрактная служба. Однако они отвечают именно за оформление, само обоснование заявки предоставляет её инициатор.
- Формирование плана и плана-графика. За рамками контрактной системы вполне можно обойтись единым документом — планом закупок. Однако такой документ в любом случае составляется и публикуется контрактной службой на основании согласованных руководством и обоснованных инициаторами заявок.
- Подготовка закупочной документации.Эта работа осуществляется для проведения любой закупки независимо от её способа. Необходимые требования к участникам закупки и к поставляемой продукции формулирует её будущий потребитель, а контрактная служба проверяет эти требования на предмет соответствия законодательству и корпоративному положению о закупках, а также отвечает за надлежащее оформление подготовленного к публикации документа[5].
- Объявление закупки и сбор заявок. Контрактная служба публикует извещение о закупки и закупочную документацию с приложением проекта контракта. Она же как правило отвечает за сбор заявок, и, в частности, за фиксацию времени их поступления и за целостность конвертов. Если закупка проходит в электронной форме, то эта часть работы автоматизируется и осуществляется программно-аппаратным комплексом электронной торговой площадки.
- Оценка и сопоставление заявок. На этой стадии ключевая роль принадлежит комиссии по закупкам. Именно её члены подписывают протокол допуска и отклонения заявок, а после этого – протокол выбора победителя.
- Выбор победителя и формирование протокола.Комиссия выбирает победителя по критериям и в порядке, предусмотренным закупочной документацией. Она же издаёт протокол выбора победителя (или протокол о признании закупки несостоявшейся, если победителя по тем или иным причинам выявить не удалось), хотя техническое оформление и публикацию этого протокола можно возложить и на контрактную службу.
- Заключение контракта.Оформление контракта как правило берёт на себя контрактная служба: она включает в него условия, предложенные победителем, и проект контракта, опубликованный в составе закупочной документации. После этого служба направляет документ на подписание победителю.
- Приёмка результатов контракта.Её логично осуществлять потребителю этих самых результатов. Впрочем, если руководство захочет устроить коллегиальное обсуждение исполненного контракта, то оно может создать приёмочную комиссию (по правила контрактной системы сделать это необходимо обязательно). В этом случае результаты приёмки в виде протокола работы комиссии оформляет контрактная служба[6].
- Отчётность по итогам закупок.Если такая отчётность предусмотрена законодательством, то для строгого соблюдения его требований к оформлению и публикации отчётности целесообразно привлечь контрактную службу. Внутренняя отчётность перед руководством может осуществляться каждым из инициаторов в отдельности[7].
Каждый из приведённых выше двенадцати этапов закупочной деятельности можно разбить на подэтапы и выделить в них обособленные функции. Именно это необходимо сделать заказчику в своём локальном нормативном акте, посвящённом взаимодействию структурных подразделений при осуществлении закупочной работы. Важно понимать, что каждый описанный выше этап имеет свой фиксируемый в документах результат. Поэтому сроки его достижения также необходимо зафиксировать при распределении закупочных полномочий между сотрудниками.