Актуальность вопроса обучения англоязычному чтению младших школьников с использованием проблемно-поисковых заданий продиктована временем. Социальным заказом современного общества является поликультурная личность, владеющая как минимум одним иностранным языком, в связи с чем он включен в образовательные программы начальной школы. Вплоть до окончания обучения в школе находит свое место принцип реализации непрерывности языкового образования. Поскольку одним из компонентов речевой деятельности является чтение, ему уделяется достаточно большое внимание в процессе обучения иностранному языку. Иноязычное чтение способствует развитию интеллекта и познавательных способностей. В практическом плане оно создает базу дополнительных возможностей не только для продолжения изучения первого иностранного языка, но и для освоения других.
Также иноязычное чтение предоставляет возможность знакомства с культурой страны изучаемого языка, с обычаями, нравами, традициями ее народов через образцы художественной литературы. В образовательном процессе иноязычное чтение способствует формированию вторичной языковой личности, что является одной из целей обучения иностранному языку. Более того, чтение служит основой для развития смежных языковых и речевых навыков и умений, таких как говорение и письмо.
Объект исследования: процесс обучения иноязычному чтению в начальных классах средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: использование проблемно-поисковой технологии в процессе обучения иноязычному чтению в младшей школе.
Цель курсовой работы: исследовать проблемно-поисковую технологию в обучении чтению младших школьников иноязычному чтению.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- определить современные требования к учебнику иностранного языка;
- создать критерии анализа и оценки УМК;
- проверить эффективность данных критериев в процессе анализа учебно-методических комплексов.
Методы исследования: теоретический анализ педагогической, психологической и методологической литературы по теме исследования, сравнения; эмпирический (наблюдение, тестирование); аналитический (обработка и интерпретация полученных результатов).
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
1.1 Технология проблемно-поискового обучения
Проблемно-поисковое об.учение – это. ориентированный на. уча.щихся по.дход к об.учению, кот.орый включает в себя групп.ы учен.иков, раб.отающих на.д ре.шением ре.альной про.блемы, что сил.ьно от.личается от. прямого мет.ода об.учения, когда учитель пре.дставляет факт.ы и концепции по. конкретному пре.дмету в класс.е учен.иков. Благодаря про.блемно-поисковому об.учению учен.ики не. тол.ько укрепляют сво.и на.выки командной раб.оты, об.щения и ис.следовательской раб.оты, но и от.тачивают сво.е критическое мышление и способ.ности к ре.шению про.блем, не.обходимые для об.учения в течение все.й жизни [1, с.133].
При вне.дрении про.блемно-поискового об.учения роль пре.подавателя смещается с бол.ее традиционной модел.и, кот.орая след.ует линейной, по.следовательной схеме, когда учитель пре.дставляет со.ответствующий материал, инф.ормирует класс. о том, что не.обходимо сделать, и пре.доставляет по.дробную инф.ормацию и инф.ормацию для уча.щихся, чтобы при.менить сво.и знания к дан.ной про.блеме [2, с. 174]. В про.блемно-поисковом об.учении учитель вы.ступает в качестве по.средника; об.учение ориентировано на. уча.щихся с целью ре.шения дан.ной про.блемы (примечание: про.блема устанавливается в на.чале об.учения, а не. пре.дставляется по.следней в традиционной модел.и). Кроме того, за.дания варьируются по. про.должительности от. относительно коротких до. целого семестра с ежедневным учебным врем.енем, структур.ированным для групп.овой раб.оты [44, с. 43].
Прибегая к тех.нологии про.блемно-поискового об.учения, учен.ики буд.ут:
1.Вступать в контакт с от.крытыми ситуациями, кот.орые ассимилируют мир раб.оты.
2.Участвовать в групп.ах, чтобы точно определить, что из.вестно/неизвестно, и мет.оды по.иска инф.ормации, кот.орые по.могут ре.шить дан.ную про.блему.
3.Исследовать про.блему; с по.мощью критического мышления и ре.шения про.блем про.ведите мозговой штурм со. списком уникальных ре.шений.
4.Анализировать ситуацию, чтобы увидеть, сформулирована ли ре.альная про.блема или есть друг.ие про.блемы, кот.орые не.обходимо ре.шить [3, с. 90].
Проблемно-поисковое об.учение (ППО) – это. мет.од об.учения, в кот.ором сложные про.блемы ре.ального мира ис.пользуются в качестве сред.ства со.действия из.учению уча.щимися концепций и при.нципов, в от.личие от. прямого пре.дставления факт.ов и концепций. В до.полнение к со.держанию курса, ППО мож.ет способ.ствовать раз.витию на.выков критического мышления, уме.ний ре.шать про.блемы и на.выков об.щения. Это так.же мож.ет пре.доставить во.зможности для раб.оты в групп.ах, по.иска и оценки ис.следовательских материалов и об.учения на. про.тяжении все.й жизни [4, с. 13-15].
Проблемно-поисковое об.учение мож.ет бы.ть включен в любую учебную ситуацию. В сам.ом строгом определен.ии про.блемно-поисковое об.учение ис.пользуется в течение все.го семестра в качестве осн.овного мет.ода об.учения. Однако бол.ее широкие определен.ия и об.ласти при.менения варьируются от. включения ППО в лабораторные и про.ектные класс.ы до. ис.пользования его про.сто для на.чала от.дельного об.суждения. ППО так.же мож.но ис.пользовать для со.здания элемент.ов оценки. Основной нитью, со.единяющей эти раз.личные об.ласти при.менения, является про.блема ре.ального мира.
Любая пре.дметная об.ласть мож.ет бы.ть адаптирована к ППО с не.большим творческим по.дходом. Хотя осн.овные про.блемы буд.ут раз.личаться в раз.ных дис.циплинах, существ.уют не.которые характер.истики хороших про.блем ППО, кот.орые вы.ходят за. рамки об.ластей:
Проблема до.лжна мотивировать учен.иков стремиться к бол.ее глубокому по.ниманию концепций. Проблема до.лжна требовать от. учен.иков при.нятия об.основанных ре.шений и их за.щиты [5, с.63].
Проблема до.лжна включать цели со.держания так.им об.разом, чтобы связать ее с пре.дыдущими курсами/знаниями.
При ис.пользовании для групп.ового про.екта про.блема требует определен.ного уровня сложности, чтобы гарантировать, что уча.щиеся до.лжны раб.отать вместе для ее ре.шения.
Если ис.пользуется для многоступенчатого про.екта, на.чальные этапы ре.шения про.блемы до.лжны бы.ть от.крытыми и при.влекательными, чтобы при.влечь учен.иков к это.й про.блеме.
Проблемы могут во.зникать из. раз.личных ис.точников: газет, журналов, журналов, книг, учебников и телевидения/фильмов. Некоторые из. них на.ходятся в так.ой форм.е, что их мож.но ис.пользовать с не.большим ре.дактированием; однако друг.ие до.лжны бы.ть пер.еписаны, чтобы бы.ть по.лезными [6, с. 193].
Этапы при.менения тех.нологии ППО:
Выбрать цен.тральную идею, концепцию или при.нцип, кот.орые все.гда пре.подаются в дан.ном курсе, а за.тем по.думайте о типичной про.блеме в конце главы, за.дании или до.машнем за.дании, кот.орые об.ычно на.значаются учен.икам, чтобы по.мочь им. из.учить эту концепцию. Перечислить цели об.учения, кот.орые до.лжны бы.ть до.стигнуты уча.щимися при. ре.шении про.блемы [45, с. 233].
Подумать о ре.альном контексте рас.сматриваемой концепции. Разработайте аспект по.вествования для про.блемы в конце главы или ис.следуйте ре.альный слу.чай, кот.орый мож.но адаптировать, до.бавив не.которую мотивацию для учен.иков к ре.шению про.блемы. Более сложные про.блемы за.ставят учен.иков вы.йти за. рамки про.стого по.дключения и по.дключения, чтобы ре.шить их. Посмотреть журналы, газеты и ста.тьи в по.исках идей по. сюжетной линии. Некоторые прак.тикующие ППО об.щаются с про.фессионалами в это.й об.ласти, ища идеи ре.алистичного при.менения из.учаемой концепции [7, с. 18-22].
Проблема до.лжна бы.ть пре.дставлена по.этапно, чтобы уча.щиеся могли определить про.блемы об.учения, кот.орые при.ведут их к ис.следованию целевых концепций. Ниже при.ведены не.которые во.просы, кот.орые могут по.мочь в руко.водстве этим про.цессом:
Как буд.ет вы.глядеть пер.вая стра.ница (или этап)? Какие от.крытые во.просы мож.но за.дать? Какие про.блемы с об.учением буд.ут вы.явлены?
Как буд.ет структур.ирована про.блема?
Как до.лго буд.ет про.должаться эта про.блема? Сколько уроков по.требуется для за.вершения?
Будет ли учен.икам пре.доставлена инф.ормация на. по.следующих стра.ницах (или этапах) по. мер.е ре.шения про.блемы?
Какие ре.сурсы по.надобятся учен.икам?
Какой конечный про.дукт буд.ут про.изводить учен.ики по. за.вершении за.дачи?
Напишите руко.водство для учителя с по.дробным описанием учебных план.ов по. ис.пользованию про.блемы в курсе. Если курс рас.считан на. сред.ний или бол.ьшой класс., мож.ет по.требоваться со.четание мин.и-лекций, дис.куссий все.го класс.а и раб.оты в не.больших групп.ах с ре.гулярными от.четами. В руко.водстве для учителя могут бы.ть указаны план.ы или варианты циклического про.смотра стра.ниц про.блемы с чередованием раз.личных способ.ов об.учения [8, с. 211].
Заключительным шагом является определен.ие ключевых ре.сурсов для учен.иков. Учащимся не.обходимо на.учиться сам.остоятельно определять и ис.пользовать учебные ре.сурсы, но мож.ет бы.ть по.лезно, если пре.подаватель укажет не.сколько хороших ис.точников, чтобы они могли на.чать. Многие учен.ики за.хотят огр.аничить сво.и ис.следования Интернетом, по.этому буд.ет важн.о так.же на.править их в библиотеку [9, с.151].
Метод рас.пространения про.блемы ППО по.дпадает по.д три тесно связанных мет.ода об.учения: тем.атические ис.следования, ролевые игры и модел.ирование. Тематические ис.следования пре.дставляются учен.икам в письменной форм.е. В ролевых играх уча.щиеся им.провизируют сцены, осн.ованные на. при.веденных описаниях пер.сонажей. Сегодня для модел.ирования час.то ис.пользуются комп.ьютерные про.граммы. Независимо от. того, какая тех.ника ис.пользуется, суть мет.ода остается пре.жней: ре.альная про.блема [10, с. 47-54].
Важно от.метить, что цель про.блемно-поискового об.учения со.стоит в том, чтобы пре.дставить вы.воды, а так.же осн.ову для них, на.д кот.орыми раб.отала команда. Таким об.разом, хорошо сформулированная про.блема и вы.воды со.держать про.цесс, пре.дпринятый групп.ой для ре.шения про.блемы, раз.личные об.суждаемые варианты и ис.пользуемые ре.сурсы; по.дтверждающие до.кументы ре.шения, гости, инт.ервью и их цель - бы.ть убедительными для аудитории. Кроме того, учен.икам след.ует бы.ть готовыми к любым комментариям и во.просам аудитории. Определить, кто от.ветит, и если команда не. знает от.вета, при.знать это. и бы.ть готовыми рас.смотреть это.т во.прос по.зже [46, с. 287].
Рефлексивное мышление и пер.едача знаний являются важн.ыми комп.онентами ППО. Это по.могает учен.икам бы.ть бол.ее осведомленными о сво.ем со.бственном об.учении и учит их за.давать со.ответствующие во.просы для ре.шения про.блем, кот.орые не.обходимо ре.шить. Важно смотреть как на. от.дельного учен.ика, так. и на. групп.овые усилия/результаты на. про.тяжении все.го про.цесса. Отсюда буд.ет лучше определить, чему на.учились и как улучшить. Учеников след.ует спросить, как они могут при.менить по.лученные знания в друг.ой ситуации, в сво.ей со.бственной жизни и в друг.их про.ектах [47, с. 232 ].