ВВЕДЕНИЕ
- Теоретические аспекты изучения девиантного поведения детей младшего школьного возраста
1.1 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
1.2 Сущность девиантного поведения детей младшего школьного возраста
1.3 Методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста
- Экпериментальное исследование девиантного поведения детей младшего школьного возраста
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3 Методические рекомендации по снижению девиантного поведения подростков
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность работы заключается в том, что в настоящее время в профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики. Увеличение числа наркозависимых подростков и недооценка обществом серьезности этой ситуации; отсутствие эффективных моделей антинаркотического воспитания, с одной стороны и потребность в адекватных разработках профилактики наркомании, просветительской работы среди населения, с другой, требует поиска новых форм социально-педагогической деятельности.
Подростковая наркомания – это раковая опухоль России, метастазирующая во все уголки нашей страны и поражающая все более молодые зачатки нашей нации, наших детей и подростков. По данным опроса школьников 10-11 классов и студентов техникума и училища города Лабинска, по крайней мере, один раз принимали наркотические или токсикоманические вещества 56 % мальчишек и 20 % девчонок, а продолжают их употреблять 45 % мальчиков и 18 % девочек.
Статистика наркомании среди подростков выделяет первую мировую вспышку этой проблемы в 20- х годах прошлого века. Тогда в России наблюдалось массовое употребление кокаина беспризорниками. В 90- е годы, к сожалению, тоже было достаточно беспризорных детей, но в наркотизацию были вовлечены и дети из вполне благополучных семей. Все подростки, учтённые в статистике, стремились познать так называемые « кайфы», « четвертое измерение», найти дорогу в «иной мир», в мир прекрасных иллюзий и наивысших ощущений. Познавая « область тьмы» 45 % мальчишек и 18 % девчонок сорвались в страшную пропасть, в пропасть зависимости, из которой немногие в силах выбраться. Как же печально становится, сидя в компании, слышать « грандиозные» истории употребления наркотических веществ. На страницах интернета сейчас не составляет труда найти рецепты и способы приготовления наркотика из доступных веществ, и просмотров данных страниц около десятка тысяч.
Цель работы – рассмотреть особенности проведения психологической диагностики девиантного поведения детей.
Объект исследования – учащиеся младшего школьного возраста общеобразовательной школы.
Предмет исследования – психологическая диагностика девиантного поведения детей.
Задачи работы:
- Рассмотреть психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста;
- Изучить сущность девиантного поведения детей младшего школьного возраста;
- Охарактеризовать методы и формы коррекции нарушений поведения детей младшего школьного возраста;
- Провести диагностику девиантного поведения детей младшего школьного возраста;
- Разработать методические рекомендации по коррекции девиантного поведения детей.
В качестве методов исследования использовались: метод анализа и синтеза, метод системного подхода, метод сравнений и аналогий, анкетирование.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ аспекты НАРКОМАНИИ в ПОДРОСТКОВОМ возрасте
1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст – это время, когда формируется осознание себя в социуме, познание норм поведения и общения. Подростка особенно интересуют социальные проблемы, ценности, закладывается жизненная позиция. Появляется стремление к самореализации своих способностей. Ребенок в состоянии дифференцировать то, что действительно ему интересно, чем бы он хотел заниматься в будущем[1].
Ребенок достигает успехов в конкретной сфере деятельности, определяющей его дальнейшую жизнь. В этот период укрепляются качества, которые являются фундаментом для его мировоззрения.
Половое созревание, характеризующее данный возраст, сопровождается ускорением физиологического и социально-психологического развития, изменениями характера, поведенческих реакций, восприятия мира в целом.
Подростковый период характеризуется, прежде всего, физическими изменениями – меняются пропорции тела подростка, его рост и вес. Рост тела происходит несоразмерно – сначала размеров взрослого человека достигает голова, руки и ноги, а затем туловище. Это провоцирует внутренний конфликт и непринятие себя подростком.
Отмечается быстрое развитие мышечной системы, что отрицательно сказывается на сердечно-сосудистой системе. Перепады тонуса, сосудистого и мышечного, приводят к быстрой утомляемости и резкой смене эмоционального состояния у подростков. Такие сбои наблюдаются и в других органах: сердце, легких, нарушается кровоснабжение мозга.
Стремительный рост органов и тела обусловлен влиянием половых гормонов. Этот процесс характеризуется появлением вторичных половых признаков.
Важной особенностью этого периода считается чувство взрослости, причиной появления которого являются физиологические изменения. Ребенку хочется, чтобы взрослые – родители, учителя, относились теперь к нему, как к равному, видели в нем личность, считались с его позицией. Он не приемлет контроля и опеки со стороны взрослого.
Для него становится приоритетным мнение коллектива о себе, своих поступках. Подросток испытывает потребность в наличии друга, с которым можно делиться своими сокровенными мыслями и тайнами.
В этот период наблюдается направленность на себя, самоисследование, самоанализ. Ребенок стремится к признанию окружающими своих заслуг. Он слишком чувствителен и раним, эмоционально нестабилен. Нередко проявляется агрессивность, граничащая с неврозоподобным состоянием. Такие изменения всех сфер поглощают подростка целиком[2].
Важно в этот период помочь ребенку осознать, что этот сложный период в жизни скоро пройдет, необходимо лишь преодолеть очередную ступеньку на пути к взрослой жизни.
Для подросткового возраста характерна целеустремленность, нацеленность на достижение максимального результата в том деле, которое вызывает острый интерес. С одной стороны, подросток стремится к независимости, а с другой – испытывает необходимость в построении отношений с родителями, учителями, сверстниками. Он находится на границе между детством и взрослостью.
Подростку свойственна реакция эмансипации – желание вырваться из-под опеки взрослых, освободиться от наставничества и контроля со стороны старшего поколения. Но он не хочет стопроцентного освобождения, более того, боится этого, поскольку осознает, что пока не имеет возможности полноценно о себе заботиться и жить самостоятельно.
В этот период формируется потребность группироваться, занимать значимое место в своей группе. Иногда случаются конфликты между сверстниками. У мальчиков это происходит по причине соревнования за лидерство – кто более сильный, умный, физически развитый и т. д. У девочек конфликты бывают на фоне соперничества за внимание со стороны противоположного пола.