Введение
Глава 1. История происхождения и содержание «Домостроя»
Глава 2. Влияние «Домостроя» на жизнь древнерусского общества
Глава 3. Значение «Домостроя» для описания быта и нравов Московского царства
Заключение
Список используемой литературы
«Домострой» – самый известный древнерусский исторический источник середины XVI века периода правления Ивана Грозного. Его называют энциклопедией семейной и религиозной жизни, поскольку в нем собрана драгоценная информация в виде поучений и наставлений «всякому христианину» и информация, проливающая свет на представления древних людей о семье, быте и Боге.
Кроме религиозной составляющей, «Домострой» содержит очень важные сведения о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси.
Наиболее известен «Домострой», приписываемый протопопу Сильвестру, который считается наставником самого царя Ивана Грозного. Этот исторический источник всегда был объектом пристального внимания историков и литературоведов. И это неудивительно ведь «Домострой» оказал огромное влияние на общественную мораль и русский быт в последующие века. Вместе с другими источниками – «Стоглавом», изданным в 1551 году и «Великие Минеи Четьи» (1541–1552), а также Лицевым Летописным сводом – «Домострой» считается одним из самых богатых источником описания русской жизни.
Тема «Домострой» как исторический источник» очень актуальна и в наши дни. Ведь данный документ запечатлел сведения, на основании которых можно воссоздать представление об исторической эпохе Московского царства. Целью данной курсовой работы было выяснить насколько важным историческим источником для современной науки является «Домострой». Для исследования в данной курсовой работе был проведен анализ, как самого источника, так и литературы на заданную тему. В частности были изучены произведения И. Некрасова, Д. Лихачева, Л. Найденовой и других известных историков. Еще в 1852 году Ф. Буслаев упоминает о том, что вероятней всего документ неоднократно переписывался и дополнялся. Об этом говорит различие в списках и близость с другими литературными источниками, например, с рукописью «Вождь по жизни». Сама мысль о написании поучений потомкам не нова и активно использовалась другими авторами, в том числе Владимиром Мономахом, который оставил свое знаменитое «Поучение детям». [3, 24]
В 1854 году Забелин И. в Архиве Историко-Юридических сведений отметил сходство некоторых пассажей «Домостроя» с произведениями Иоанна Златоуста. Поучения эти часто переписывались и назывались «Измарагдами», «Златоструями» и «Златоустами». Исследователи обнаруживают среди источников «Домостроя» и западные книги, например «Книгу учения христианского» (Чехия) и «Парижский хозяин» (Франция).
Первые главы «Домостроя», в которых изложены поучения отца духовного, написаны под сильным влиянием других литературных материалов того времени, которые «Домострой» либо прямо цитирует либо передает в сокращенном виде. В 1856 году Ф. Буслаев, разбирая старинное стихотворение «Горе злосчастие» также отмечает тот факт, что поучения детям существовали задолго до «Домостроя». Например, он упоминает Поучения Ксенофонта своим детям в Изборнике Святослава XI века и сборник Златая цепь XIV века.
В 1856 году Сергей Аксаков впервые высказался о «Домострое» как об историческом памятнике. Но и обратил внимание на то, что в книге изложены некие идеальные представления об устройстве семьи и общества, которых не было, но которые по представлению автора этого произведения должны были быть. Иными словами он намекнул на то, что «Домострой» является глубоко личным произведением Сильвестра либо иных духовных наставников.
Итак, по мнению целого ряда историков (С. М. Соловьев, И. С. Некрасов, А. С. Орлов, Д. В. Колесов), «Домострой» – написан не одним Сильвестром, а коллективом авторов в период правления Ивана Грозного. Причем писался он, по всей видимости, не в Москве, а в Новгороде. А Д. Лихачев при этом еще и отмечает, что Сильвестр устранил из «Домостроя» наиболее яркие бытовые сцены, читавшиеся в первой редакции. [4, 34] Версия коллективного творчества при написании «Домостроя» наиболее распространена и в современной науке. В то же время существует мнение и других экспертов (Д. П. Голохвастов, А. В. Михайлов, А. И. Соболевский), которые считают, что Сильвестр Благовещенский является не только составителем и редактором «Домостроя», но и его основным автором и идейным вдохновителем. [8, 24]
Изучение «Домостроя» раскрывает важные тенденции культурно-духовного развития России XVI века.
Объектом изучения курсовой работы является история России в XVI веке.
Предметом изучения курсовой работы выступает духовное и бытовое развитие русского общества XVI века, отраженное в «Домострое».
Цель курсовой работы состоит в историко-культурном анализе «Домостроя».
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
– охарактеризовать эпоху, продуктом которой стало создание «Домостроя»;
– изучить процесс создания «Домостроя»;
– дать характеристику культурной, экономической и социальной сферам жизни общества;
– проанализировать роль института семьи в обществе.
Структура курсовой работы следующая: 1) введение, 2) основная часть, которая состоит из трех глав, 3) заключения, 4) списка источников и литературы.