Введение
Раздел 1 История происхождения и содержание «Домостроя»
1.1. История происхождения и авторства «Домостроя» Сильвестра Благовещенского
1.2. Структура и содержание «Домостроя»
1.3. Влияние «Домостроя» на жизнь древнерусского общества
Раздел 2 «Домострой» как уникальный исторический
2.1. Значение «Домостроя» для описания быта и нравов Московского царства
2.2. Исторический источник «Домострой» как зеркало семейного уклада середины XVI века
Заключение
Источники и литература
«Домострой» - самый известный древнерусский исторический источник середины XVI века периода правления Ивана Грозного. Его называют энциклопедией семейной и религиозной жизни, поскольку в нем собрана драгоценная информация в виде поучений и наставлений «всякому христианину» и информация, проливающая свет на представления древних людей о семье, быте и Боге.
Кроме религиозной составляющей, «Домострой» содержит очень важные сведения о социальном устройстве с множеством подробностей о быте и повседневной жизни боярского и купеческого сословий на Руси.
Наиболее известен «Домострой», приписываемый протопопу Сильвестру, который считается наставником самого царя Ивана Грозного. Этот исторический источник всегда был объектом пристального внимания историков и литературоведов. И это неудивительно ведь «Домострой» оказал огромное влияние на общественную мораль и русский быт в последующие века. Вместе с другими источниками - «Стоглавом», изданным в 1551 году и «Великие Минеи Четьи» (1541–1552), а также Лицевым Летописным сводом — «Домострой» считается одним из самых богатых источником описания русской жизни.
Тема «Домострой» как исторический источник» очень актуальна и в наши дни. Ведь данный документ запечатлел сведения, на основании которых можно воссоздать представление об исторической эпохе Московского царства. Целью данной курсовой работы было выяснить насколько важным историческим источником для современной науки является «Домострой». Для исследования в данной курсовой работе был проведен анализ, как самого источника, так и литературы на заданную тему. В частности были изучены произведения И. Некрасова, Д. Лихачева, Л. Найденовой и других известных историков.
РАЗДЕЛ 1
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ
И СОДЕРЖАНИЕ «ДОМОСТРОЯ»
1.1 История происхождения и авторства «Домостроя» Сильвестра Благовещенского.
«Домострой» как сборник наставлений по всем вопросам от религии до хозяйства, наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру Медведеву. Известно как минимум несколько списков этого документа. Его название трактуется очень обширно – и под «домом», который надлежит построить, исследователи обычно понимают не только семейный дом, но и общество в целом. В основе документа лежит одна мысль о беспрекословном подчинении Богу, его ставленнику – царю, а в семье – главе семейства. Отсюда частая критика документа как кодекса устаревших представлений о жизни и мире. [1]
Первая редакция «Домостроя», составленная еще до середины XVI в., содержала, как отмечает Д. Лихачев живые сценки из московской жизни, например рассказ о бабах-своднях, смущающих замужних «государынь». Вторая редакция «Домостроя» относится к середине XVI в., является, что называется классической и наиболее часто публикуемой. Она связана с именем Сильвестра Благовещенского - священнослужителя, наставника Ивана Грозного, по одной из версий входившего в узкий круг наиболее влиятельных и близких к царю лиц, который был назван впоследствии «Избранной радой». [2]
Впервые «Домострой» был опубликован историческим писателем Дмитрием Голохвастовым в середине XIX века в книге «Временник Общества истории и древностей российских». До этого в «Сказаниях русского народа» был напечатан небольшой отрывок из «Домостроя». Первое же академическое издание «Домостроя» появилось только в начале XX века.
Как пишет сам Голохвастов, авторство Сильвестра, несомненно, поскольку автор описывает в книге, как он переехал в Москву из Новгорода и другие детали, которые совпадают с известными фактами. Автор «Домостроя» описывается как поп Сильвестр Благовещенский, который являлся священником московского Благовещенского собора. Известно, что сын Сильвестра, Анфим, которому был посвящен «Домострой», был реальным лицом и служил в 1560-е годы дьяком в Смоленске.
Впервые Сильвестр упоминается в Царственной книге в 1541 году, как человек, который ратовал об освобождении князя Владимира Андреевича. Появление новгородца Сильвестра в Москве относят к 1543 и 1547 гг.: он или был вызван из Новгорода Митрополитом Макарием или же прибыл в Москву вместе с ним. Цель его приезда - работа в книгописной мастерской митрополита Макария. Впрочем, очень скоро Сильвестр сменить ее на работу настоятеля Благовещенского собора - домовой церкви московских великих князей. Историк Николай Карамзин, считает, что Сильвестр появился в Москве во время пожара (восстания жителей) и сразу познакомился с Иваном Грозным, а Андрей Курбский связывает его появление еще и с чудесами и пророчествами самого Сильвестра.
Какова роль Сильвестра в жизни царя Ивана Грозного доподлинно неизвестно, так как он не был ни духовником, ни официальным лицом при дворе. Известно только, что в 1560 году он был удален от государя после смерти царицы Анастасии, которую государь связывал с происками врагов.
Сильвестр поселился в Кирилло-Белозёрском монастыре, где получил новое имя - Спиридон. По другим данным он не просто удалился, а был сослан в монастырь самим царем, причем на Соловки. По разным данным, примерно в 1566 году Сильвестр умер. После него остались рукописи, которые и стали достоянием общественности.
Из собственных сочинений Сильвестра известны два послания к князю Александру Борисовичу Шуйскому-Горбатому и послание к царю. Однако важнейшим трудом Сильвестра считается редакция «Домостроя». По мнению многих историков Сильвестру принадлежит только 64-я глава «Послание и наказание от отца к сыну», называемая "Малым Домостроем". Остальная его работа, скорее редакторская и составительская.
Еще в 1852 году Ф. Буслаев упоминает о том, что вероятней всего документ неоднократно переписывался и дополнялся. Об этом говорит различие в списках и близость с другими литературными источниками, например, с рукописью «Вождь по жизни». Сама мысль о написании поучений потомкам не нова и активно использовалась другими авторами, в том числе Владимиром Мономахом, который оставил свое знаменитое «Поучение детям». [3]
В 1854 году Забелин И. в Архиве Историко-Юридических сведений отметил сходство некоторых пассажей «Домостроя» с произведениями Иоанна Златоуста. Поучения эти часто переписывались и назывались «Измарагдами», «Златоструями» и «Златоустами». Исследователи обнаруживают среди источников «Домостроя» и западные книги, например Книгу учения христианского (Чехия) и Парижский хозяин (Франция).