Введение
1. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации (ст. 5.1 – 5.25 КоАП РФ)
2. Правонарушения, посягающие на права граждан (ст. 5.26 – 5.34 КоАП РФ)
3. Проблемы применения административного штрафа за нарушение порядка организации и проведения массовых публичных мероприятий
4. Административная ответственность в сфере трудовых отношений
Заключение
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. С принятием в 1993 г. Конституции РФ были нормативно закреплены принципы построения гражданского общества. Формирование гражданского общества очень трудная и сложная проблема, которая будет решаться не одно десятилетие. За правонарушения посягающие на права граждан предусмотрена юридическая ответственность, отличающаяся, прежде всего, основаниями, применяемыми санкциями, субъектным составом, особенностями процессуальных форм реализации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в области административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан.
Предметом исследования являются вопросы современного состояния института административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан.
Цель работы: исследование административной ответственности за правонарушения, посягающие на права граждан.
Задачи работы:
изучить административную ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации (ст. 5.1 – 5.25 КоАП РФ);
- рассмотреть правонарушения, посягающие на права граждан (ст. 5.26 – 5.34 КоАП РФ);
- раскрыть проблемы применения административного штрафа за нарушение порядка организации и проведения массовых публичных мероприятий;
- определить административную ответственность в сфере трудовых отношений.
Методологической основой исследования является использование историко-правового, формально-логического, сравнительно-правового методов исследования.
1. Административная ответственность за нарушение избирательных прав в Российской Федерации (ст. 5.1 – 5.25 КоАП РФ)
В исследовании проанализированы особенности и отличительные черты административной ответственности за нарушение избирательных прав в Российской Федерации и Республике Армения.
Современное состояние избирательных систем в Российской Федерации и Республике Армения характеризуется происходящими в них преобразованиями и изменениями в избирательном праве, институтах выборов и референдума, представляющих собой важнейшие факторы организации, функционирования и ротации публичной власти в этих государствах, ранее входивших в состав единого федеративного союзного государства - Союза ССР и в силу этого длительное время имевших единые подходы в правовом регулировании системы выборов и формировании институтов государственной и местной власти.
Дискуссионными являются вопросы о возможных путях совершенствования института выборов, демократизации механизмов государств, обеспечения ротации власти и политической стабильности, развития институтов правового государства в Российской Федерации и Республике Армения. Во многом этому способствуют законодательно устанавливаемые процедуры проведения выборов и административно-правовая охрана прав избирателей.
Анализ законодательства России и Армении свидетельствует о наличии проблем в установлении и применении мер административной ответственности за нарушение избирательных прав. По законодательству Республики Армения государство не создало полноценных механизмов предотвращения возможных фальсификаций и других противоправных деяний во время проведения выборов, что не обеспечивает правовую защищенность граждан, обладающих активным и пассивным избирательным правом[1].
В этой связи стоит отметить, что в узком, специальном значении административная ответственность может трактоваться как реализация всех административно-принудительных средств. Представляется, что данная точка зрения отражает характеристику административной ответственности в ее узком, специальном понимании как самостоятельного вида юридической ответственности, на что во многом обращают внимание ученые, которые отождествляют административную ответственность с мерами административного взыскания, влекущими для лица, совершившего административный проступок, последствия морального и материального характера.
Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства обладает общими признаками, характеризующими административную ответственность в целом, являясь неотъемлемой частью данного правового института. В то же время ей присущи специфические особенности, которые отличают «избирательные правонарушения» от административных правонарушений в других сферах. В этой связи следует отметить, что основными чертами административной ответственности за нарушение избирательных прав, установленных правил и процедур избирательного процесса является то[2], что:
- административная ответственность за нарушение избирательных прав предусматривает двойную противоправность, что предполагает нарушение двойного запрета - регулятивно-избирательного и охранительно-административного;
- правонарушение, посягающее на законодательство о выборах и референдуме;
- установление административной ответственности за нарушение избирательных прав как на федеральном, так и на региональном уровне;
- субъектами административной ответственности за нарушения избирательных правоотношений являются как физические лица, в т.ч. иностранные граждане, так и юридические лица;
- административная ответственность за нарушение норм избирательного законодательства наступает за виновное противоправное деяние;
- административная ответственность за нарушение избирательных прав менее строгая, не влекущая судимости, тяжелых правовых последствий, чем уголовная ответственность[3].
В свете сказанного представляется возможным дать определение административного правонарушения в сфере избирательных прав: это общественно вредное, противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица - участника избирательного процесса, нарушающее установленные избирательным законодательством требования и процедуры, посягающее на конституционно установленный правопорядок, основы народовластия, право гражданина избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, за которое законом установлена административная ответственность.
Проводя сравнительный анализ обозначенных особенностей российского законодательства и законодательства Армении следует отметить, что Кодекс Республики Армения об административных правонарушениях от 1 июня 1986 г. в отличие от КоАП РФ[4] содержит всего шесть статей, устанавливающих административную ответственность за нарушения избирательных правоотношений, что имеет очень незначительное практическое применение, теоретическую основу и не соответствует современным требованиям как административного, так и избирательного законодательства, более того, составы, которые устанавливают ответственность за избирательные правонарушения, находятся в Общей части Кодекса Республики Армения об административных правонарушениях.
В этой связи с учетом обширного опыта административно-правовой охраны избирательных правоотношений в Российской Федерации целесообразно воспринять его законодателем Республики Армения и, во-первых, структурировать имеющиеся составы административно наказуемых деяний и перенести составы, регламентирующие ответственность за избирательные правонарушения, в специальный раздел Особенной части Кодекса Республики Армения об административных правонарушениях; во-вторых, расширить круг избирательных норм и процедур, охраняемых нормами административного права Армении и существенно дополнить перечень административно наказуемых деяний и составов административных правонарушений за нарушение избирательных прав и установленных законодательством избирательных процедур и технологий.