Защита духовно–нравственного развития и воспитания гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации, направленной на модернизацию страны. В современной педагогической литературе нравственное воспитание рассматривается, как процесс, направленный на развитие у обучающихся системы нравственных знаний, чувств и стремлений.
Актуальность темы вытекает из гуманистической парадигмы современной педагогики, нацеленной на формирование личности, способной выжить в сложных социальных условиях и найти свое место в жизни, не потеряв человеческого достоинства, не нарушая прав и свобод человека. Проблема духовно – нравственного развития и воспитания детей была актуальна всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Бороться с этим воздействием необходимо всем, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение - учителям, психологам, воспитателям. Нравственные нормы общественной жизни должны найти свое воплощение в опыте растущего человека уже с ранних лет.
Актуальность нашего исследования проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в контексте имеющихся противоречий обусловлена:
– на социально-педагогическом уровне: необходимостью преодоления духовного кризиса в российском обществе; социальным заказом, который отражен в последних государственных документах об образовании, где в качестве основной задачи принимается воспитание духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, уважающей традиции и культуру своего народа и других народов, в условиях существования различных систем ценностей, противоречивости и агрессивности информационного пространства, разнотипности мировоззрения и т. п.;
– на научно-педагогическом уровне: появлением в последние годы научных исследований в области воспитания подрастающего поколения в современных условиях, содержащих альтернативные позиции ученых в решении исследуемой проблемы и необходимостью разработки и реализации модели духовно-нравственного воспитания младших школьников; отсутствием общетеоретической модели духовно-нравственного воспитаниямладших школьников в изменившихся социально-экономических условиях;
– на научно-методическом уровне: необходимостью научно-методического обеспечения учителей в сфере духовно-нравственного воспитания младших школьников; потребностью в анализе существующего, разработке и реализации нового учебнометодического обеспечения в духовно-нравственном воспитании младших школьников в постоянно меняющихся условиях духовной жизни российского общества и т. п.
Проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников является частью общей проблемы духовно-нравственного воспитания школьников. Эта проблема нашла свое отражение в работах известных отечественных ученых.
Обращение к теоретическим источникам в области духовно-нравственного развития личности показывает, что в этом направлении накоплены определённые идеи, разработан и проверен на практике ряд теоретических положений, то есть существует определенная теоретическая база. Её составляют:
- труды, в которых разработаны общие проблемы духовно-нравственного воспитания на стыках отечественной истории, философии, литературы и педагогики (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, В.С. Соловьёв, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др.);
- результаты психолого-педагогических исследований отдельных задач, методов и направлений духовно-нравственного воспитания школьников (С.П. Акутина, С.В. Алабжин, А.В. Глумной, Д.В. Григорьев, Г.В. Гусев, Л.М. Донченко, Т.В. Емельянова, А.Г. Ибатуллин, А.П. Колпакова, В.В. Копусова, В.В. Кузнецов, В.В. Кухтин, С.В. Пашков, Т.И. Петракова, В.В. Скляднева, Е.В. Цыганова, Л.Л. Шевченко, О.Л. Янушкявичене и др.);
- обоснованные с позиций гуманистической педагогики принципы духовно-нравственного воспитания (В.Г. Александрова, Ш.А. Амонашвили, М.В. Аникеев, Н.Ю. Ермолаева, В.В. Зеньковский, Н.Л. Зиганшина, Т.И. Петракова и др.);
- исследования, посвященные вопросам подготовки учителей к преподаванию духовно-нравственной культуры, разработке учебно-методических комплектов для обучения и воспитания школьников (Л.П. Гладких, В.В. Перевертайло, Д.Е. Самогаев, Л.Л. Шевченко, Н.П. Шитякова и др.).
Вместе с тем анализ выполненных исследований в области духовно-нравственного развития школьников показывает, что в них рассматриваются лишь его отдельные направления и понятия. В них не исследуется роль и методические особенности организации внеурочной деятельности по направлению духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Вышеизложенное доказывает, что проблема духовно–нравственного развития и воспитания младших школьников требует тщательного рассмотрения и исследования для выявления особенностей духовно –нравственного развития и воспитания детей во внеурочной деятельности. Это и обуславливает необходимость и актуальность данного исследования.
Цель работы: изучить теоретические аспекты и провести эмпирическое исследование духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи работы:
рассмотреть понятие и структура духовно-нравственного воспитания личности;
выявить методические особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности;
провести эмпирическое исследование духовно-нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности;
разработать рекомендации по организации внеурочной деятельности во втором классе по направлению «духовно-нравственное воспитание личности учащихся».
Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания личности.
Предмет исследования: духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности.
Глава 1. Духовно нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
1.1. Сущность и природа нравственности
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [16, 192].
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека»[9,345]. Он считал: «Нравственный противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»[9, 558].
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»[23, 414].
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека»[2, 360].
В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства. Мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека»[26, 120].
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [6, 170].
О нравственности человека можно говорить только тогда, когда он нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение – понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения может служить поступок.
Под поступком понимают какое-либо действие или состояние человека, но всякое действие или состояние становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности. При этом нравственными должны быть как сами по себе действия или состояния, так и порождающие их мотивы и цели. Таким образом, под поведением понимают совокупность поступков человека, выделяя при этом внешние действия и внутреннюю обусловленность поступков, то есть их мотивацию, переживание.
Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в ее общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
Проанализировав этот вопрос, можно прийти к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Отсюда следует, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения (мотивы), как привычные формы поведения.
Привычное поведение формируют многократно повторенные действия. Оно стабильно позволяет человеку в одинаковых, похожих условиях действовать всегда так, как нужно.