Введение
1. Теоретические, правовые и методические основы кадастровой оценки земель
1.1. Государственная кадастровая оценка земель: понятие, особенности и цель проведения
1.2. Правовые основы кадастровой оценки земли в РФ
1.3 Методология проведения государственной кадастровой оценки земель
2. Практический пример определения кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения
2.1 Общая характеристика объекта оценки
2.2 Определение кадастровой стоимости земельного участка
2.3 Расчет земельного налога
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность исследования обусловлена значимостью проблемы реформирования государственной кадастровой оценки земель.
В современном российском законодательстве дискуссия о государственной кадастровой оценке ведется с двух полярных точек зрения.
Первая – частные оценщики смогут определить корректно кадастровую стоимость, но для этого необходимо внести в Единый государственный реестр недвижимости (далее также – ЕГРН) полные данные об объектах и повысить ответственность за их достоверность.
Вторая – состояние рынка не позволяет использовать рыночную информацию для создания стабильной налоговой базы, поэтому необходимо перейти к ее нормативному определению путем экономически обоснованных цен.
Однако всем специалистам в этой сфере, очевидно, что правовая база, сформулированная в Законе об оценочной деятельности, не способна содержательно не только синхронизировать государственную кадастровую оценку с общим развитием рынка недвижимости, но и устранить уже очевидные противоречия системы оценочной деятельности. Проблема полностью запутывается, так как практика исправления ошибок, возникающих в процессе проведения кадастровой оценки путем подготовки индивидуальных отчетов о рыночной стоимости, лишает государственную кадастровую оценку социальной легитимности.
После проведения исследований, несмотря на серьезные изменения системы ГКО, во многих субъектах Российской Федерации кадастровая стоимость по результатам оценки оказалась сильно завышенной. В подтверждении этого появилась закрепленная на законодательном уровне Комиссия по оспариванию кадастровой стоимости, изначально созданная на кратковременной основе.
Завышенная кадастровая стоимость затрудняет выполнение нужной задачи земельной реформы - привлечение неиспользуемых муниципальных и государственных земель в хозяйственный оборот, установление договорных отношений по использованию земель, так как в зависимости от размера кадастровой стоимости определяются не только земельный налог, но и арендная плата, выкупная стоимость и т.д.
На данный момент ясно, что проблема существует, ее нужно решать быстро и результативно, поскольку умалчивание и непринятие кардинальных решений по ее изменению может стать серьезной проблемой.
Вышесказанное свидетельствует об актуальности исследования.
Целью курсовой работы является определение кадастровой стоимости
объекта недвижимости (налоговой базы) для расчета налога.
Объектом недвижимости в данной работе является земельный участок с целевым назначением – земли населенных пунктов.
Задачи курсовой работы:
– изучить теоретические и правовые основы кадастровой оценки земель;
– проанализировать методическую основу проведения Государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов;
– раскрыть особенности определения кадастровой стоимости земельного участка для определенного вида разрешенного использования (в соответствии с вариантом – предназначенного для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания);
– дать характеристику оцениваемого земельного участка;
– определить кадастровую стоимость земельного участка определенного вида разрешенного использования (в соответствии с вариантом);
– рассчитать земельный налог для земельного участка на основании кадастровой стоимости.
1. Теоретические, правовые и методические основы кадастровой
оценки земель
1.1. Государственная кадастровая оценка земель: понятие, особенности и цель проведения
С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон) , за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и госрегистрация прав на нее объединены в единую систему учета и регистрации. Ниже рассмотрены в таблице 1 основные изменения рассматриваемого Закона в сравнении с ранее действующим законодательством.
Таблица 1
Сравнительная таблица
Хотелось бы отметить, что Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных законов или внесении в них изменений. Полагаем, что этот вопрос будет решен дополнительно.
Также с 01 января 2017 г. за исключением отдельных положений вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Закон о ГКО).
Согласно п.1 ст.3 Закона №237-ФЗ, государственная «кадастровая оценка – совокупность установленных ч.3 ст.6 рассматриваемого Федерального закона процедур, направленных на определение кадастровой стоимости и осуществляемых в порядке, установленном также указанным Федеральным законом»
В ст.6 перечислены данные процедуры:
«1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
2) определение кадастровой стоимости и составление отчета об итогах государственной кадастровой оценки (далее - отчет);
3) утверждение результатов определения кадастровой стоимости».
Для сравнения, в ранее действовавшей редакции Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под государственной кадастровой оценкой понимался перечень последовательных действий, включающих следующие этапы:
1) принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки, которые принимаются органом власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления. Оценка должна проводиться не реже чем один раз в пять лет;
2) создание перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр);
3) отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки, осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем проведения торгов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.07.2015 (// Российская газета. – №156. – 17.07.2015).
2. Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. – №145. – 30.07.1997.
3. Федеральный закон от 22.07.2010 № 167-ФЗ (ред. от 04.10.2014) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. – №163. – 26.07.2010.
4. Федеральный закон от 29.11. 2004 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2004. – № 49. – Ст. 4840.
5. Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственном кадастре недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Собрание законодательства РФ. – 30.07.2007. – №31. – Ст.4017.
6. Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. – №148-149. – 06.08.1998.
7. Постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (ред. от 29.12.2015) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (вместе с «Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии») // Собрание законодательства РФ. – 22.06.2009. – №25. – Ст.3052.
8. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 437 (ред. от 06.02.2016) «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 16.06.2008. – №24. – Ст.2867.
9. Постановление Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» // Собрание законодательства РФ. – 30.08.1999. – №35. – Ст.4326.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 478 «О внесении изменения в Правила проведения государственной кадастровой оценки земель» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 (ред. от 20.01.2016) «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.03.2010 № 16771) // Российская газета. – №75. – 09.04.2010.
12. Приказ Минэкономразвития РФ от 14.05.2005 № 99 «Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель водного фонда» // СПС «КонсультантПлюс».
13. Приказ Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 №39 (ред. от 11.01.2011) «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.05.2007 № 9370) // Российская газета. – №100. – 15.05.2007.
14. Приказ Минэкономразвития РФ от 20.09.2010 № 445 «Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения» // СПС «КонсультантПлюс».
15. Приказ Минэкономразвития России от 21.02.2011 № 53 (ред. от 22.04.2013) «Об утверждении порядка ведения фонда данных государственной кадастровой оценки и предоставления сведений из этого фонда» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2011 № 20934) // Российская газета. – №129. – 17.06.2011.
16. Приказ Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 № 138 «Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов» // СПС «КонсультантПлюс»
17. Приказ Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 № 215 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель» // СПС «КонсультантПлюс».
18. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 297 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)» // СПС «КонсультантПлюс».
19. Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 26августа 2002 года № П/307 «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений»// СПС «КонсультантПлюс».
20. Приказ Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 18 апреля 2008 года № П/0114 «О типовой форме отчета об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений»// СПС «КонсультантПлюс».
21. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 298 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО № 2)» // СПС «КонсультантПлюс».
22. Приказ Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)»
23. Приказ Минэкономразвития России от 22.10.2010 № 508 (ред. от 22.06.2015) «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4)» // СПС «КонсультантПлюс»
24. Приказ Минэкономразвития РФ от 04.07.2011 №328 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО № 5)» // Вестник Росреестра. – №3. – 2011.
25. Приказ Минэкономразвития РФ от 07.11.2011 № 628 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО № 6)» // СПС «КонсультантПлюс».
26. Приказ Минэкономразвития России от 25.09.2014 № 611 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО № 7)» // СПС «КонсультантПлюс».
27. Приказ Росземкадастра от 20.03.2003 № П/49 «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения» (вместе с «Методикой государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения») // СПС «КонсультантПлюс».
28. Приказ Росземкадастра от 26.08.2002 № П/307 «Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений»// СПС «КонсультантПлюс».
29. Приказ Росреестра от 01.08.2014 № П/369 «О реализации информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости в электронном виде» // СПС «КонсультантПлюс»
30. Приказ Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.04.2010 № 16909) // Российская газета. - №82. - 19.04.2010.
31. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru. – Загл. с экрана.
32. Технические указания по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений: утверждены руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 5 июня 2002 года// СПС «КонсультантПлюс».
Материалы судебной практики
33. Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11 по делу № А27-4849/2010. Законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенного в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости; причем достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются // Вестник ВАС РФ. – №11. – 2011.
34. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2014 г. № 09АП-41147/14 // СПС «КонсультантПлюс».
Учебно-научная литература
35. Майборода В. Обратная сторона схемы «государственная кадастровая оценка земель» // Власть. – 2014. – № 10. – С.140-144.
36. Носов С.И., Бондарев Б.Е. Кадастровая оценка земельных участков: методология расчетов и экспертиза результатов, // Имущественные отношения в Российской Федерации. – 2013. – № 7. С. 6-17.
37. Петров В.И. Оценка стоимости земельных участков: Учебное пособие. – М.: КНОПУС, 2010. – 264 с.
38. Цой Р.А. Экономическая оценка земельных участков [Текст]: учебное пособие/ Р.А. Цой; Ростовский ГЭУ (РИНХ). – Ростов н/Д, 2010. – 152с.
39. Оценка стоимости земли: учеб. пособие [Текст] / Усенко Л.Н., Джуха В.М. – Ростов н/Д; Наука-Пресс, 2006. –128 с.
40. Управление земельными ресурсами. Учебно-практическое пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.И. Кошкина. – М.: ВШПП, 2004. – 520с.
Электронные ресурсы
41. Официальный сайт Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области // Режим доступа: http://www.dizo.nso.ru/page/53