Преддипломная практика экономиста на предприятии строится на основе анализа бухгалтерской и финансовой отчетности и других документов, касающихся деятельности предприятия, а ее целью является изучение на практике таких вопросов как: анализ финансовой системы на предприятии, анализ системы товароснабжения и реализации продукции, оценка системы управления и маркетинга и многих других.
Задачами данной практики стали: закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении циклов общепрофессиональных и специальных дисциплин, приобретение первоначального практического опыта на основе изучения деятельности торгового предприятия.
Объектом исследования в рамках практики был выбран магазин торговой сети «Auchan» («Ашан»), расположенный по адресу г. Нижний Новгород, ул. Бетанкура, д.1, ТРЦ «Седьмое небо», основной деятельностью которого является розничная торговля товарами повседневного спроса.
Цель практики - закрепление полученных теоретических знаний в области коммерческой деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели в ходе прохождения практики мною были поставлены следующие задачи:
- привести общую характеристику торговой сети «Ашан»; охарактеризовать ее организационно-правовую форму, виды деятельности, состав учредительных документов;
- изучить систему управления в магазине: его организационную структуру, перечень должностных инструкций, штатное расписание и пр.;
- охарактеризовать материально-техническую базу магазина;
- провести анализ системы товароснабжения и складского хозяйства магазина;
- проанализировать деятельность служб закупки и маркетинга на предприятии.
В ходе прохождения практики мною были изучены некоторые внутренние документы магазина «Ашан»: Положение о компании, должностные инструкции, штатное расписание, бухгалтерская и финансовая отчетность и другие.
При прохождении мною практики в ООО «Ашан» теоретический материал, полученный во время учебы, был закреплен на примере реально действующего торгового предприятия.
1 Общая характеристика и организация системы управления ООО «Groupe Aushan SA»
Торговая сеть «Ашан» (ТС «Ашан») - это французская корпорация, магазины которой представлены во множестве стран мира. На сегодняшний день «Ашан» - один из крупнейших в мире операторов розничных сетей.
Штаб-квартира компании расположена во Франции в городе Круа. Компания основана в 1961 году в Рубе.
16 ноября 2015 года структура Группы АШАН была трансформирована в Holding Auchan, который включает в себя три крупных автономных организации: Auchan Retail, Immochan и Oney Banque Accord.
Основными направлениями деятельности компании являются:
- розничная торговля;
- торговля посредством сети Интернет;
- управление недвижимостью;
- предоставление банковских услуг.
В России развитием и деятельностью сети занимается «АШАН Ритейл Россия».
Первый гипермаркет «АШАН» в России был открыт 28 августа 2002 года в городе Мытищи Московской области. По состоянию на март 2016 года в стране действуют 269 магазинов: 92 гипермаркета, 58 классических гипермаркетов, 27 магазинов «Ашан-Сити», 7 магазинов «Наша Радуга», 169 супермаркетов «АТАК» и 8 магазинов формата «у дома» - «Каждый день» и «В шаге от вас» [17].
Юридический адрес ООО «Ашан»: Россия, Московская область, Мытищинский район, г. Мытищи, Осташковское шоссе, д.1.
ООО «Ашан» представляет собой сеть магазинов низких цен, отвечающую всем предпочтениям российских потребителей. Залогом успеха предприятия стали следующие принципы: максимальное удовлетворение потребностей клиентов, учет человеческого фактора и постоянное развитие.
Основными принципами работы компании являются:
- продавать максимально быстро максимально большое количество качественных товаров по максимально низким ценам максимально большому числу покупателей;
- увеличивать покупательскую способность все большего количества клиентов, предлагая широкий ассортимент качественных товаров по ценам на 10 - 20% ниже, чем у конкурентов.
Постоянное развитие компании и открытие новых магазинов способствует притоку дополнительных денежных средств в виде налоговых поступлений в бюджет регионов, позволяет создавать новые рабочие места, а также помогает развитию местных производителей и поставщиков товаров. Свыше 70% товаров, которые реализуются в магазинах «Ашан» производятся на территории Российской Федерации.
В основе конкурентной стратегии магазина «Ашан» лежит установление минимальных цен на товары ежедневного спроса, т.к. именно они являются для покупателей индикаторами при определении общего уровня цен в магазине. Достижение данного конкурентного преимущества осуществляется посредством постоянного мониторинга рыночных цен на определенные группы товаров.
По официальным данным в 2014-2015 гг. ООО «Ашан» занимал порядка 20% рынка розничной торговли товарами повседневного спроса в России (табл.1) [14].
Таблица 1
Доля ООО «Ашан» на российском рынке розничной торговли
Наименование торговой сети
|
Доля рынка, %, 2014 г.
|
Доля рынка, %, 2015 г.
|
1
|
2
|
3
|
Ашан
|
20,4
|
19,5
|
Метро
|
11,9
|
15,2
|
Седьмой континент
|
9,8
|
10,9
|
Перекресток
|
11,7
|
9,3
|
Магнит
|
11,7
|
9,1
|
Лента
|
4,5
|
4,5
|
Таким образом, основными конкурентами магазинов «Ашан» являются: «Метро», «Седьмой континент», «Перекресток», «Магнит» и «Лента».
Для большинства местных поставщиков магазины «Ашан» являются крупнейшими и приоритетными покупателями вследствие их высокого товарооборота и своевременности платежей. Основными критериями выбора поставщиков являются: качество товара, цена, стабильность поставок, отсрочка платежа. База поставщиков компании широко диверсифицирована.
Кадровая политика «Ашан» в России дает возможность сотрудникам компании приобрести уникальный опыт работы по европейским стандартам организации розничной торговли и открывает широкую перспективу для карьерного роста.
Важным аспектом деятельности магазинов «Ашан» является обеспечение безопасности и высокого уровня качества как собственной продукции, так и продукции сторонних поставщиков. В ООО «Ашан» действует двухуровневая система контроля безопасности и качества продукции - Отдел качества Центрального офиса закупок (ЦОЗ) и Служба санитарно-ветеринарной безопасности в Дирекции Маркетинга и гипермаркетах.
Эффективность работы магазинов «Ашан» достигается посредством распределения всего объема работы на небольшие отдельные задания и их дальнейшему распределению между отдельными работниками, что позволяет увеличить скорость их выполнения.
Совершенствование процесса организации труда в магазине напрямую связано с улучшением условий труда сотрудников, которые в значительной мере определяют их работоспособность и утомляемость. Руководство ООО «Ашан» достигает этого посредством механизации и автоматизации тяжелой и повторяющейся работы, повышением бытовых и санитарно-гигиенических условий труда, строгим соблюдением техники безопасности.
Организационная структура магазина «Ашан» представлена в приложении 1.
На небольшом предприятии, которым по сути является отдельный магазин «Ашан», как правило, слабо прослеживается горизонтальное разделение труда. Однако при рассмотрении организационной структуры магазина четко видно, что сотрудники магазина имеют четкое подчинение по вертикали, однако при этом, основная часть персонала выполняет не одну функцию.
Соответственно можно сделать вывод о том, что организационная структура магазина «Ашан» является линейно-функциональной, в которую входит административно-управленческий персонал; специалисты и служащие; торгово-оперативный персонал и вспомогательный персонал. Обязанности, задачи, права и ответственность каждого работника прописаны в положениях о структурных подразделениях компании.
Состав и структура персонала магазина «Ашан» в 2014-2015 гг. представлены в приложении 2. Согласно данным таблицы 1 в 2015 году произошло увеличение численности персонала магазина на 7,41 %, при этом:
- численность административного персонала увеличилась на 15,38 %;
- численность торгового персонала увеличилась на 9,68 %;
- численность производственного персонала увеличилась на 8,33 %;
- численность вспомогательного персонала уменьшилась на 16,67 %.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что увеличение численности произошло по всем группам персонала, кроме вспомогательного.
Магазин возглавляет директор, в подчинении которого являются: ассистент директора, директора по продажам продовольственных и непродовольственных товаров, контролер управления, руководитель отдела персонала; руководитель сектора касс и руководитель отдела ПВС.