Курсовая работа|Культурология

Индо-иранские мотивы в культуре Древней Руси

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 27

Введение

1.Появление праславянских племён и связующего их языка

2. Материальная культура праславян и её сходство с индо-иранской

Заключение

Список используемой литературы

Принято считать, что славянские народы относятся к древнему индоевропейскому единству, которое объединяет германские, балтские, романские, греческие, иранские, индийские или арийские народ. Ныне занимавшие бескрайнюю территорию  начиная от Индийского океана до Атлантического с востока на запад и от Ледовитого океана до Средиземного моря с севера на юг. Центром этого пространства некогда была территория современной Малой Азии. Примерно 3500-4000 лет назад началось отделение праславянских племён от родственных им индоевропейских (арийских), и постепенная миграция на север. Праславянские заселили огромные территории севернее Чёрного моря. С запада на восток территория праславян простиралась от Одера до низовий Дона.

Актуальность настоящей работы обусловлена всё возрастающим интересом к корням, к происхождению языка, существующей исторической культуры и соответственно исторических связей современных русских.

Объектом настоящего исследования является происхождение славянских племён.

Предметом исследования индо-иранские мотивы в культуре Древней Руси.

Целью настоящей работы являются индо-иранские мотивы в культуре Древней Руси.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить пути миграции славянских племён в древности;
  • изучить материальные следы, составляющие культурное наследие;
  • проследить связи индо-иранской культуры и культуры Древней Руси;
  • проследить особенности формирования славянских языков и влияния на них древнейших языков пришедших из Индии и Ирана.

Хронологические рамки исследования: хронологически исследуемый период охватывает  от начала I века вплоть до X века нашей эры.

Географические рамки определяются границами расселения славянских племён, то есть с востока регион ограничен Днепром с запада Эльбой и с юга  равнинами Паннонии, с севера побережьем Балтийского и Северного морей.

Источниковую базу главным образом составляют труды Рыбакова Б.А. такие как «Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи» (1963) «Первые века русской истории» (1964) «Русские датированные надписи XI—XIV веков» (1964) «Русское прикладное искусство X—XIII веков» (1971). А так же статья Соколовского А. Я. Индийские мотивы в русской культуре, А.А. Зализняк. Проблемы славяно-иранских языковых отношений древнейшего периода. В.Н. Топоров. Об иранском элементе в русской духовной культуре.

Структура настоящей работы: Введение, две главы и заключение.

 

1.Появление праславянских племён и связующего их языка

Как уже говорилось, праславянские племена около четырёх тысяч лет назад выделились из группы арийских племён населявших северную Индию и начали миграцию на северо-запад. Что послужило причиной к подобному переселению народом сказать сегодня сложно, но смещаясь севернее территории расселения скифов и постепенно вошли в контакт с древне-германскими, готскими племенами. Основы славянского языка начали закладываться, по мнению В.В Деружинского, на севере при слиянии западно-балтского диалекта послужившего основой будущего славянского языка и его диалектов и пришедших на север носителей индо-иранского языка[1].

Распространение славянских языков происходило как по побережью Балтийского и Северного морей к чему серьёзно приложили руку полабские славяне, в особенности лужичане, в результате своего продвижения, закрепившиеся даже на острове  Руяне, (нынешний Рюген) и побережье реки Лабы, сегодня это Эльба. Именно славянам Европа обязана наличию таких городов как Лейпциг (Липск), Брандербург (Бранибор) Магдебург (Джевин), Дрезден (Джердзани)и многие другие.

Несколько иную форму обрели южнославянские языки, распространившиеся западнее Паннонии. Хотя единая корневая основа позволяет и сегодня славянам свободно общаться без перевода между собой. Так можно смело утверждать, что современный польский, белорусский украинский, словенский, чешский, сербский и остальные славянские языки сохранили единую основу. Сегодня достаточно сложно установить каким образом влияние западно-балтского диалекта сказалось на формировании того же сербского языка, но тем не менее факт остаётся фактом.

Одновременно с этим  следует заметить, что древнеславянском языке, содержалось значительно число индо-иранских форм. В словаре, изначально связанном с богослужением, в особенности сформировавшем в дальнейшем церковно-славянский, то есть язык русской православной церкви, славяне и частично западно-балтские народы, их ближайшие языковые соседи, представляют поразительное сходство с индо-иранской, а также с фракско-фригийской языковой основой. Этот языковой пласт, что связывает первобытных славян с иранцами, крайне интересен. Особенно интересно то обстоятельство, что эта близость просматривается именно в религиозной терминологии,  что и отчётливо просматривается в совместно сохраненных в индо-европейском наследии или измененных одинаковым образом. Причём иногда можно вполне предположить непосредственное прямое заимствование, в то время как его направление однозначно, с иранского в славянский. Эта славяно-иранская близость удивительно уже по той причине, что буквально все языки индо-европейской группы несут главные различия именно в своих религиозных словарях.

Славяне как и иранцы практически полностью упразднили индо-европейское название обожествляемого неба (*dieus). И те и другие:

вдруг стали называть небо именем облака (слав. «небо»),

аналогично трансформировалось слово «небесный» (*deiwos), которое индо-европейцы использовали для  обозначения богов, в языке славян и иранцев превратилось в обозначение «враждебных демонических существ» (ср. слово «див», которое встречается в демонологии практически всех славянских народов, так же как и его женские соответствия «дива», «дивожена»),

точно так же и славяне и иранцы придали единое значение бога термину, который изначально обозначал благо или его подателя («бог»).

Получается, что славяне каким-то образом приняли активное  участие в развитии непосредственно иранцами ярко выраженного дуализма и, согласно точному свидетельству Гельмольда, у них выработалось потребность поклоняться отдельно божествам добра и зла, так как «они уверены, что счастье приходит от доброго бога, а несчастье – от злого».

Славянское слово «вера» полностью совпадает с иранским термином, означающим религиозный выбор между добром и злом. Славяне так же как и балты имеют единый с иранцами термин означающий святость. Даже славянский термин означающий всеобщее согласие («мир») напрямую связан с иранским Митрой. В славянском и иранском языках до сих пор сохранились схожие глаголы выражающие некоторые процессы, изначально напрямую связанные с религией. К примеру жертвоприношение («жрети»), плач («вопити»), призывание («звати»), гадание («гадати»), провозглашение («вещати»), рисование («писати»), покаяние («каяти»), страх («бояти ся»), защиту («хранити») и т.д. На фоне выше сказанного такие духовные термины, как «слово» и «дело», являются общими в славянском и иранском, так же как и обозначение важнейших ритуальных предметов, как «ватра» (огонь [ср. рус. ватрушка – первоначально ритуальный хлеб, выпеченный на священном огне]), «чаша» и «могила» (буквально – погребение мага), и такими медицинскими терминами, как «гоити», «здоровый» и «хворый». Существует сразу целая группа единых выражений для определения отрицательных понятий – «зло», «срам», «вина», «шуй» (левый, зловещий). В этом же ряду стоит и такое славянское слово как «костный» (буквально – костяной), которым обозначают нечто низкое и мирское, несложно представить откровенной калькой  с иранского. Общепринятое в славянских языках, слово «рай» является ничем иным как прямым заимствованием из иранского ray (небесное сияние, блаженство)[2].

  1. История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. М. О–во «Знание» РФ 1993г.
  2. Рыбаков Б.А. Мир Истории. Начальные века русской истории. –М. «Молодая гвардия». 1987г.
  3. Введение христианства на Руси.Ин-т философии Б24 СССР. –М. «Мысль». 1987г.
  4. Князь Евгений Трубецкой Три очерка о русской иконе. Новосибирск «Сибирь XXI век». 1991г.

Всего 15 источников литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Культурология
2015 год 26 стр.
Курсовая Национальный менталитет в экономических отношениях
diplomstud
Курсовая работа Культурология
2017 год 50 стр.
Курсовая Зарождение досуговых форм и их развитие (праздники и игрища)
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское