Введение
Глава 1 Жизнь и творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана
1.1 Биография Эрнста Теодора Амадея Гофмана
1.2 Гофман как представитель романтизма
Глава 2 Ирония в романтических новеллах Эрнста Теодора Амадея Гофмана
2.1. Понятие иронии в период романтизма
2.2 Романтическая ирония в сказке «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»
2.2.1 Ирония по поводу героев
2.2.2 Ирония по поводу ситуаций
2.3 Ирония в новелле «Песочный человек»
Заключение
Библиографический список
18 век в зарубежной литературе является эпохой просвещения. В это время в литературу приходит такое направление как романтизм, который получает свой развитие уже более полно в веке 19, сменив классицизм и сентиментализм.
Одним из наиболее ярких и интересных для исследования писателей 18- начала 19 веков является представитель немецкой литературы - Эрнст Теодор Амадей Гофман. Его сказки читают взрослые и дети и по сей день. Именно этим и обусловлены актуальность и значимость данной курсовой работы. Конечно, такой жанр как сказки никогда не перестанет пользоваться успехом у читателей, потому что всегда будут существовать дети и мамы, которые будут на ночь читать им сказки.
Названный автор хорошо изучен в теории литературы, на всех языках существует множество работ, в которых раскрываются темы его произведения, рассматриваются особенности. Однако литература, как и любая другая наука, движется вперёд и поэтому появляется всё новый и новый материал, требующий внимания и работы над ним.
Тема работы – ирония, свойственная романтическому течению, в произведениях Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
Объект работы – сказки и новеллы Эрнста Теодора Амадея Гофмана.
Предмет исследования – сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» и новелла «Песочный человек».
Цель – на примере двух произведений писателя рассмотреть, каким образом, какими способами через иронию он раскрывает смысл своих произведения; выяснить, какую роль играет ирония для его произведений.
Задачи:
Кратко ознакомиться с биографией писателя.
Проанализировать способы выражения романтической иронии в сказке «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».
Проанализировать способы выражения романтической иронии в новелле «Песочный человек».
Сделать выводы об использовании иронии в произведениях Эрнста Гофмана.
Метод исследования- аналитический и сравнительный.
Структура работы. Работа состоит из двух глав – теоретической и практической, оглавления, введения, заключения и списка библиографических источников.
Глава 1. Жизнь и творчество Эрнста Теодора Амадея Гофмана
1.1 Биография Эрнста Теодора Амадея Гофмана
Эрнст Гофман родился в 1776 году в прусском городе Кёнигсберге, который на сегодняшний день является территорией Российской Федерации, административным центром Калининградской области и носит название Калининград. Примечательно, что при рождении писатель получил другое имя – Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, однако в 1805 году изменил своё имя на Эрнст Теодор Амадей Гофман в честь своего кумира – Вольфганга Амадея Моцарта. И сам Эрнст Гофман тоже являлся композитором, и в этой области он имел свой псевдоним – Иоганн Крайслер.
Эрнст Гофман – литературный отец известного всему миру «Щелкунчика».
В 1800 году Эрнст Гофман с отличием закончил Кёнигсбергский университет по направлению «юриспруденция», который выбрал по настоянию своего дяди, однако всю свою жизнь писатель пытался порвать со своим образованием, работать в искусстве и только своим вдохновением зарабатывать себе на жизнь. Именно поэтому в этом же году он покидает свой родной город и до 1807 года работает в разных чинах и параллельно с этим занимается музыкой и рисованием, однако попытки жить только последним всегда приводят его к бедствиям и нищете. И лишь в 1813 году, когда писатель получает маленькое наследство, его дела улучшаются и он волен заниматься тем, к чему у него действительно лежит душа.
Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции; после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества.
Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.
Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым и насмешливым.
При жизни в своей стране Гофман не был особо популярен в силу особенностей немецкого романтизма. Читатели и критики предпочитала и считали это единственно верным, серьёзный романтизм, а лёгкий не принимали. Гофман с его лёгкой сатирой и обезоруживающим юмором пришёлся им совсем не по вкусу. Однако совсем иначе складывалась его судьба за рубежом – в остальных странах Европы, в России и США юмориста приняли очень хорошо и тепло. Известнейший русский критик Виссарион Белинский назвал Гофмана «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», Достоевский же с большим удовольствием перечитывал всего Гофмана не только на русском языке, но и на языке оригинала – немецком.
В 46 лет от роду Гофман был окончательно истощён своим образом жизни; но и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие. Умер 25 июня 1822 года в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг.