Курсовая работа|Литература

Искусство бытописания в творчестве Н.С.Лескова

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: gotovoe

Год: 2016 | Страниц: 25

Введение

Глава 1. Значение бытописания в литературе

Глава 2. Роль бытовой детали в произведении Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»

Глава 3. Значение бытописания в повести «Очарованный странник»

Заключение

Список литературы

 

Николай Семенович Лесков – самобытный русский писатель, автор удивительных по своей силе прозаических произведений, отразивших жизнь широких слоев русского общества конца XIX века. В его поэтике соединились реализм и лубок, индивидуальный взгляд на искусство и стремление следовать «правде жизни».

Произведения Н.С. Лескова были подробно изучены советскими и современными литературоведами в различных аспектах. Широко освещена тема праведничества, своеобразие характеров в произведениях Н.С. Лескова, особенности психологизма, языка и жанровые особенности его произведений.

Наиболее значительными работами, посвященными творческому наследию писателя, являются работы известных исследователей: В.Ю. Троицкого, И.В. Столяровой, Б.С. Дыхановой, А.А. Горелова, И.П. Видуэцкой.

Многие исследователи подчеркивают важность бытовых деталей и самобытность описания уклада русской жизни конца XIX века в прозе Лескова, однако самостоятельных исследований до сих пор не производилось.

Бытописание – это фиксация в повествовании быта, ежедневной жизни, ее подробное воссоздание, включающее описание дома героя, его одежды, рациона, окружения, занятий и др. Зачастую бытописание придает повествованию точность, конкретность и, устанавливая временное пространство, позволяет соотнести рассказ с определенным временным периодом.

Бытовые сцены, а иногда даже целые главы, полностью посвящённые быту, представляют собой значительную часть многих известных литературных произведений.

Мастером бытописания был и Н.С. Лесков. В его произведениях предстают реальные бытовые сцены из жизни русского купечества, духовенства, крестьянства.

Цель нашего исследования состоит в изучении и анализе особенностей описания быта в произведениях Н.С. Лескова.

Задача исследования:

- изучить своеобразие описания быта в прозе Н.С. Лескова;

- определить роль описания быта для характеристики героев лесковской прозы, для создания атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла;

- исследовать особенности и эстетическое своеобразие описания быта и бытовых деталей в творчестве Н.С. Лескова.

Научная новизна исследования определяется недостаточной изученностью искусства бытописания в прозе Лескова. Предлагаемая работа восполняет этот пробел, являясь одним из первых опытов подробного изучения роли описания быта и значения бытовой детали в творчестве Н.С. Лескова.

Объектом исследования являются наиболее известные произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и «Очарованный странник».

Предмет исследования – искусство бытописания в творчестве Н.С. Лескова.

Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрывается значение и роль бытописания в литературе, в частности, отмечается роль бытописания в произведениях Н.С.Лескова. Во второй главе анализируется своеобразие бытовых деталей в произведении Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Третья глава посвящена анализу искусства бытописания в повести «Очарованный странник».

В ходе нашего исследования мы также использовали для анализа бытовых деталей в творчестве Лескова «Словарь символов» Х. Керлота.

Практическая значимость работы. Результаты нашего исследования могут стать источником дополнительной информации для проведения лекций по истории русской литературы, могут быть использованы для более глубокого исследования прозы Н.С. Лескова.

Теоретическая значимость исследования. Результаты предпринятого нами анализа могут использоваться при дальнейшем развитии теоретических вопросов, связанных с исследованием творчества Н.С. Лескова.

 

Глава 1. Значение бытописания в литературе

Бытописание во многом характерно для русской литературы XIX века. Это важный инструмент познания и отображения жизни: быт семьи, усадьбы, поселения или городка, отраженный писателями, часто составляет цельный, своеобразный пласт жизни. Используя бытописание как литературный прием, писатели воссоздают атмосферу помещичьего, купеческого, крестьянского обихода, показывают реальную среду, в которую погружена духовная жизнь человека.

Действительно, вещи предметного мира в совокупности представляют собой облик той или иной эпохи. Они – знак определенного уклада жизни, культуры. Кроме того, быт отражает духовные устремления героя, раскрывает его жизненную позицию, служит фоном для раскрытия характера.

В произведениях русской литературы часто присутствует описание вещественного мира: еды, одежды, жилища, которые добавляют живописности и ощущений в восприятие передаваемых автором событий. Именно на бытовых деталях может быть сосредоточено внимание и писателя, и читателя. Их наличие в тексте позволяет читателю в деталях представить описываемую автором действительность. Во многом это утверждение справедливо и для произведений Н.С. Лескова, сумевшего передать нам точную и подробную картину жизни различных русских сословий. Для его произведений характерна насыщенность повествования массой конкретных, иногда документальных подробностей. Лесков в своих произведениях отражает неразрывную связь человека с бытом, укладом жизни.

Стоит отметить, что конец XIX века был связан с литературной эпохой, когда в литературной среде возникла потребность не «изобретать», а  точно воссоздавать реальность. Литераторы пытались изменить классическое построение произведения: для прозаиков того периода стало естественным преобразование системы традиционных жанров, в результате чего роман и повесть потеряли былую популярность, в то время как документальные свидетельства пользовались большим успехом.

Лесков не был бытописателем, но именно с помощью описания быта он мог показать действительность, не отступая от правды. Действительно, очень часто в произведениях Лескова встречается ситуация, когда через описание образа жизни автор раскрывает внутренний мир героя произведения, его характер.

Иногда описание бытовых сцен у Лескова может выполнять и более сложную, символическую, многозначную функцию, становясь отправной точкой авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека.

Горелов А.А. утверждает, что «этнографическое внимание к жизни было постоянным состоянием писателя, оно отвечало потребности Лескова в соприкосновении с возможно большим числом лиц, событий, явлений – потребности познания России».

Реальные истории, рассказанные автору кем-то из знакомых или пережитые им, явились сюжетной основой для многих рассказов, в числе которых «Привидение в Инженерном замке», «Путешествие с нигилистом», «Белый орел», «Справедливый человек» и другие.

Произведения Лескова часто задуманы писателем и воспринимаются читателем как отражение абсолютно реальных историй, свидетелем которых стал автор. Сила слова Лескова такова, что мы, не задумываясь, верим его вымыслу, принимаем его за реальность. Это справедливо и для рассматриваемых нами произведений «Леди Макбет Мценского уезда» и «Очарованный странник».

  1. Андреева, Г.Т. Творчество Н.С. Лескова : Пособие по спецкурсу. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1992. - 127 с.
  2. Аннинский, Л.А Блажные и блаженные Николая Лескова // Вопр. лит. - М., 1988. - N 7. - С. 189-198
  3. Аннинский, Л.А. «Русский космос» Николая Лескова // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 6 т . - М., 1993. - Т. 4. - С. 5-74
  4. Аннинский, Л.А. Лесковское ожерелье. М., 1986
  5. Аннинский, Л.А. Николай Лесков // Лесков Н.С. Собр. соч.: В 6 т. - М., 1993. - Т. 1. - С. 5-13
  6. Бобровская, И.В. Трансформация агиографической традиции в творчестве писателей XIX в. : (Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова) // Текст: структура и функционирование. - Барнаул, 2001. - Вып. 5. - С. 115-119
  7. В мире Лескова: Сб. ст./Сост. В. Богданов.- М.:Сов. писатель,1983.- 367 с.: ил. Библиогр. в примеч. в конце ст.
  8. Видуэцкая И.П. Об атмосфере художественного мира Лескова // Русская словесность. 1995. - № 6. - С.25-28.
  9. Видуэцкая, И. П. Николай Семенович Лесков. М.: «Знание», 1979.
  10. Видуэцкая, И. П. Толстой и Лесков. Нравственно-философские искания (1880-1890-е годы).// Толстой и литература народов СССР. Ереван, 1978.
  11. Видуэцкая, И.П. Лесков и Салтыков-Щедрин : Некоторые общ. черты концепции рус. жизни // Творчество Н.С. Лескова. - Курск, 1988. - С. 115-123
  12. Видуэцкая, И.П. Николай Семенович Лесков. - М., 1979.
  13. Видуэцкая, И.П. Об атмосфере художественного мира Лескова // Рус. словесность. - М., 1995. - N 6. - С. 25-28
  14. Видуэцкая, И.П. Чернышевский и Лесков : (Из лит. полемики 60-х гг.) // Чернышевский и литература народов Советского Союза. - Ереван, 1988. - С. 120-146
  15. Горелов А.А. Лесков и народная культура. Л., 1988.
  16. Горелов, А.А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н. С. Лескова // Лесков и русская литература. М., 1988. С. 39-62.
  17. Горелов, А.А. Н.С. Лесков в оценках М.Е. Салтыкова-Щедрина и критики «Отечественных записок» (1868-1883) // Салтыков-Щедрин и русская литература. - Л., 1991. - С. 34-62
  18. Горелов, А.А. Н.С.Лесков // Русская литература и фольклор (конец XIX в.). - Л., 1987. - С. 57-168
  19. Горелов, А.А. Н.С.Лесков и народная культура / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом). - Л.: Наука. Ленингр.отд-ние, 1988. - 296 с.
  20. Горелов, А.А. Хождение за истиной // Н.С.Лесков. Повести и рассказы. Л: Худ.лит., 1972
  21. Дмитренко, С. Прозеванный гений // Лесков Н.С. Повести. Рассказы. - М., 1998. - С. 5-12
  22. Дмитренко, С.Ф. Факт и вымысел в художественном сознании Н.С. Лескова // Время и творческая индивидуальность писателя. - Ярославль, 1990. - С. 49-58
  23. Другов, Б. М. Н. С. Лесков. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.
  24. Дыханова, Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С.Лескова. М., 1980. С.23.; Краснов П.Н. Чуткий художник и стилист, // Труд, 1895. № 5, С.449.
  25. Дыханова, Б.С. В зеркалах устного слова : (Нар. самосознание и его стилевое воплощение в поэтике Н.С.Лескова). - Воронеж: Изд-во Воронеж. педуниверситета, 1994. - 191 с
  26. Евстигнеева, Л.А. Художественный опыт Лескова и идейно-эстетическая борьба в русской литературе начала XX века // Лесков и русская литература. - М., 1988 . - С. 201-218
  27. Затеева, Т.В. Религиозно-нравственный идеал личности русского человека в творчестве Н.С.Лескова // Россия - Азия: проблемы интерпретации текстов русской и восточных культур : Материалы междунар. науч. конф . - Улан-Удэ, 2002. - С. 69-71
  28. Зонова, Ю.В. К вопросу о композиционном своеобразии повестей Н.С. Лескова (традиции древнерусской агиографии) // Слово в контексте времени. - Курган, 2004. - С. 70-74
  29. Капитанова, Л. А. Н. С. Лесков в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев, колледжей. – М.: «ООО «Русское слово – учебная книга», 2002.
  30. Карпов, И.П. Автор и герой в онтологической ситуации: (Творчество Н.С. Лескова) // Природа и человек в художественной литературе. - Волгоград, 2001 . - C. 188-194
  31. Катаев, В.Б. Лесков в литературных полемиках // Рус. словесность. - М., 1995. - N 6. - С. 22-25
  32. Кедров, К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н. С. Лескова // В мире Лескова. М., 1983. С. 58-73.
  33. Клишина, О.С. Духовная культура российского общества XIX века в художественном мире писателя (по творчеству Н.С. Лескова) // Социальная философия и проблемы современного общества. - М., 2003. - Ч. 2. - С. 64-71
  34. Конышев, Е.М. Проблема положительного героя в русской литературе 40-х - 70-х годов XIX века : (Н.В.Гоголь и Н.С.Лесков) // Творчество Н.С.Лескова. - Курск, 1986. - С. 111-119
  35. Косых, Г.А. Праведность и праведники в творчестве Н. С. Лескова 1870-х годов : Автореф. дис. ... кандидата наук; Филологические науки: 10.01.01 / Волгогр. гос. пед. ун-т. - Волгоград, 1999. - 22 с.
  36. Косых, Г.А. Творчество Н.С. Лескова в оценке литературной критики 60-90 годов XIX века // Проблемы современного филологического образования. - М.; Ярославль, 2002. - Вып. 2. - С. 110-118
  37. Курляндская, Г.Б. Лесков и Толстой // Творчество Н.С.Лескова. - Курск, 1986. - С. 86-111
  38. Леонова, О.Г. Стереотипы национального сознания в творчестве Н.С. Лескова // Проблемы современного филологического образования. - М., 2001. - С. 70-77
  39. Лесков и русская литература / Отв.ред.: Ломунов К.Н., Троицкий В.Ю.; Редкол.: Лихачев Д.С. и др.; АН СССР.Ин-т мировой лит. им.А.М.Горького . - М.: Наука, 1988. - 251 с., портр.
  40. Лесков, Н.С. Повести и рассказы. В 2-х т. Т.1. Л., 1977.
  41. Маслова, М.И. Любовь созидающая и любовь разрушающая в ранних произведениях Н.С. Лескова // Рус. лит. - СПб., 2002. - N 4. - С. 148-157
  42. Мосалева, Г.В. Поэтика Н.С.Лескова : Учеб. пособие / Удм. гос. ун-т. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993. - 108 с.
  43. Осягина, Е.В. Лесковские праведники // Дергачевские чтения. 2000 : Рус. лит.: нац. развитие и регион. особенности. - Екатеринбург, 2001. - Ч. 1. - С. 154-157
  44. Прокофьев, Н.И. Традиции древнерусской литературы в творчестве Лескова // Лесков и русская литература. Сб. под. ред. Ломунова и Троицкого. М., 1988.
  45. Расторгуева, В.С. Народное сознание в художественном мире Н.С. Лескова // Русская литература и философия: постижение человека. - Липецк, 2002. - С. 94-102
  46. Столярова, И. В. В поисках идеала (Творчество Н. С. Лескова). – Л.: Издательство ленинградского университета, 1978.
  47. Столярова, И. В. Русские донкихоты в творчестве Н. С. Лескова. // Русская литература XIX-XX вв. Уч. Зап. ЛГУ. Сер. Филологич. Наук. Вып. 76. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. - С.77-95.
  48. Сухачев, Н.П., Туниманов, В.А. Развитие легенды у Лескова // Миф-фольклор-литература. Л., 1978. С. 114-136.
  49. Тамахин, В.М. Н.С.Лесков и идейная борьба 60-х годов ХIХ века // Русская классическая литература и идеологическая борьба. - Ставрополь, 1985 . - С. 78-94
  50. Творчество Н.С.Лескова : Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: ... Курляндская Г.Б. (отв. ред.) и др.; Кур. гос. пед. ин-т. - Курск, 1988 . - 154 с.
  51. Творчество Н.С.Лескова : Межвуз. сб.науч.тр. / Редкол.: ... Курляндская Г.Б.(отв.ред.) и др.; Кур. гос.пед. ин-т. - Курск, 1986 . - 120 с.
  52. Телегин, С.М. Как умирают герои Лескова?// Литература, 1994, №41.
  53. Тихова, Е.В. О психологизме Н. С. Лескова. – Саратов, 1993.
  54. Троицкий, В.Ю. Лесков - художник. - М.: Наука, 1974.
  55. Троицкий, В.Ю. Художник непостыдной совести // Лесков Н.С. Избранное. - М., 2000 . - Т. 1. - С. 5-42
  56. Туниманов, В.А. Лесков и Л.Толстой // Лесков и русская литература. - М., 1988. - С. 181-201
  57. Тюхова, Е.В. О психологизме Н.С. Лескова. Саратов, 1993.
  58. Тюхова, Е.В. Отечественная наука о Лескове на рубеже веков // Литературоведение на пороге XXI века: Материалы международ, науч. конф. М., 1998. - С.435-440.
  59. Тюхова, Е.В. Проблемы изучения творчества Н.С. Лескова // Новое о Лескове. М.; Йошкар-Ола, 1998. - С. 91-103.
  60. Федь, Н.М. Художественные открытия Лескова // Лесков и русская литература. Сб.под.ред. Ломунова и Троицкого. М.,1988. С.25.
  61. Хализев, В.Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX века // Русская литература и христианство. М., 1996. - С. 111-119.
  62. Хализев, В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (на материале произведений Н.С. Лескова) // Контекст. М., 1982. - С.110-145.
  63. Хомич, Э. П., Шелковникова Л. Ф. Николай Лесков – мыслитель и художник. Учебное пособие. Барнаул: издательство АКИПКРО, 2002.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское