Введение
Глава 1. Значение бытописания в литературе
Глава 2. Роль бытовой детали в произведении Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Глава 3. Значение бытописания в повести «Очарованный странник»
Заключение
Список литературы
Курсовая работа|Литература
Авторство: gotovoe
Год: 2016 | Страниц: 25
Введение
Глава 1. Значение бытописания в литературе
Глава 2. Роль бытовой детали в произведении Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»
Глава 3. Значение бытописания в повести «Очарованный странник»
Заключение
Список литературы
Николай Семенович Лесков – самобытный русский писатель, автор удивительных по своей силе прозаических произведений, отразивших жизнь широких слоев русского общества конца XIX века. В его поэтике соединились реализм и лубок, индивидуальный взгляд на искусство и стремление следовать «правде жизни».
Произведения Н.С. Лескова были подробно изучены советскими и современными литературоведами в различных аспектах. Широко освещена тема праведничества, своеобразие характеров в произведениях Н.С. Лескова, особенности психологизма, языка и жанровые особенности его произведений.
Наиболее значительными работами, посвященными творческому наследию писателя, являются работы известных исследователей: В.Ю. Троицкого, И.В. Столяровой, Б.С. Дыхановой, А.А. Горелова, И.П. Видуэцкой.
Многие исследователи подчеркивают важность бытовых деталей и самобытность описания уклада русской жизни конца XIX века в прозе Лескова, однако самостоятельных исследований до сих пор не производилось.
Бытописание – это фиксация в повествовании быта, ежедневной жизни, ее подробное воссоздание, включающее описание дома героя, его одежды, рациона, окружения, занятий и др. Зачастую бытописание придает повествованию точность, конкретность и, устанавливая временное пространство, позволяет соотнести рассказ с определенным временным периодом.
Бытовые сцены, а иногда даже целые главы, полностью посвящённые быту, представляют собой значительную часть многих известных литературных произведений.
Мастером бытописания был и Н.С. Лесков. В его произведениях предстают реальные бытовые сцены из жизни русского купечества, духовенства, крестьянства.
Цель нашего исследования состоит в изучении и анализе особенностей описания быта в произведениях Н.С. Лескова.
Задача исследования:
- изучить своеобразие описания быта в прозе Н.С. Лескова;
- определить роль описания быта для характеристики героев лесковской прозы, для создания атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла;
- исследовать особенности и эстетическое своеобразие описания быта и бытовых деталей в творчестве Н.С. Лескова.
Научная новизна исследования определяется недостаточной изученностью искусства бытописания в прозе Лескова. Предлагаемая работа восполняет этот пробел, являясь одним из первых опытов подробного изучения роли описания быта и значения бытовой детали в творчестве Н.С. Лескова.
Объектом исследования являются наиболее известные произведения Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» и «Очарованный странник».
Предмет исследования – искусство бытописания в творчестве Н.С. Лескова.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрывается значение и роль бытописания в литературе, в частности, отмечается роль бытописания в произведениях Н.С.Лескова. Во второй главе анализируется своеобразие бытовых деталей в произведении Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Третья глава посвящена анализу искусства бытописания в повести «Очарованный странник».
В ходе нашего исследования мы также использовали для анализа бытовых деталей в творчестве Лескова «Словарь символов» Х. Керлота.
Практическая значимость работы. Результаты нашего исследования могут стать источником дополнительной информации для проведения лекций по истории русской литературы, могут быть использованы для более глубокого исследования прозы Н.С. Лескова.
Теоретическая значимость исследования. Результаты предпринятого нами анализа могут использоваться при дальнейшем развитии теоретических вопросов, связанных с исследованием творчества Н.С. Лескова.
Глава 1. Значение бытописания в литературе
Бытописание во многом характерно для русской литературы XIX века. Это важный инструмент познания и отображения жизни: быт семьи, усадьбы, поселения или городка, отраженный писателями, часто составляет цельный, своеобразный пласт жизни. Используя бытописание как литературный прием, писатели воссоздают атмосферу помещичьего, купеческого, крестьянского обихода, показывают реальную среду, в которую погружена духовная жизнь человека.
Действительно, вещи предметного мира в совокупности представляют собой облик той или иной эпохи. Они – знак определенного уклада жизни, культуры. Кроме того, быт отражает духовные устремления героя, раскрывает его жизненную позицию, служит фоном для раскрытия характера.
В произведениях русской литературы часто присутствует описание вещественного мира: еды, одежды, жилища, которые добавляют живописности и ощущений в восприятие передаваемых автором событий. Именно на бытовых деталях может быть сосредоточено внимание и писателя, и читателя. Их наличие в тексте позволяет читателю в деталях представить описываемую автором действительность. Во многом это утверждение справедливо и для произведений Н.С. Лескова, сумевшего передать нам точную и подробную картину жизни различных русских сословий. Для его произведений характерна насыщенность повествования массой конкретных, иногда документальных подробностей. Лесков в своих произведениях отражает неразрывную связь человека с бытом, укладом жизни.
Стоит отметить, что конец XIX века был связан с литературной эпохой, когда в литературной среде возникла потребность не «изобретать», а точно воссоздавать реальность. Литераторы пытались изменить классическое построение произведения: для прозаиков того периода стало естественным преобразование системы традиционных жанров, в результате чего роман и повесть потеряли былую популярность, в то время как документальные свидетельства пользовались большим успехом.
Лесков не был бытописателем, но именно с помощью описания быта он мог показать действительность, не отступая от правды. Действительно, очень часто в произведениях Лескова встречается ситуация, когда через описание образа жизни автор раскрывает внутренний мир героя произведения, его характер.
Иногда описание бытовых сцен у Лескова может выполнять и более сложную, символическую, многозначную функцию, становясь отправной точкой авторских идей, воплощая философские взгляды автора на мир и человека.
Горелов А.А. утверждает, что «этнографическое внимание к жизни было постоянным состоянием писателя, оно отвечало потребности Лескова в соприкосновении с возможно большим числом лиц, событий, явлений – потребности познания России».
Реальные истории, рассказанные автору кем-то из знакомых или пережитые им, явились сюжетной основой для многих рассказов, в числе которых «Привидение в Инженерном замке», «Путешествие с нигилистом», «Белый орел», «Справедливый человек» и другие.
Произведения Лескова часто задуманы писателем и воспринимаются читателем как отражение абсолютно реальных историй, свидетелем которых стал автор. Сила слова Лескова такова, что мы, не задумываясь, верим его вымыслу, принимаем его за реальность. Это справедливо и для рассматриваемых нами произведений «Леди Макбет Мценского уезда» и «Очарованный странник».
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!