ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Жанровые традиции литературы ужасов в зарубежной и русской литературе
Готический роман как родоначальник жанра ужасов
Оригинальность творческой манеры Ч. Метьюрина:
Роман Ч. Метьюрина «Мельмот Скиталец» в контексте английской готической прозы
художественное своеобразие романа Ч.Метьюрина
ВЫВОДЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Важное место среди актуальных проблем современного литературоведения отводится изучению литературно-художественных явлений, которые проходят через все культурные эпохи. К числу таких феноменов относится жанр литературы ужасов.
Предысторию обозначенного жанра составляют английский готический роман (не столько ранний, Горация Уолпола и Анны Радклиф, сколько поздний, эпохи романтизма, в первую очередь «Франкенштейн» Мэри Шелли, а также «Монах» М. Г. Льюиса и «Мельмот-скиталец» Чарльза Мэтьюрина), сказка немецких романтиков (Э. Т. А. Гофман, Вильгельм Гауф, Ахим фон Арним, Шамиссо), психологические новеллы Эдгара По и Амброза Бирса. Еще один не так часто называемый источник — «кошмары визионеров» («Признания английского опиомана» Томаса Де Квинси, «Искусственный рай» Шарля Бодлера). Большое влияние на формирование жанра оказал английский сенсационный роман середины 19-го века: Уилки Коллинз, Эдвард Бульвер Литтон.
В 1860-е годы в Англии формируется то, что уже можно назвать непосредственно литературой ужасов (от Шеридана Ле Фаню до Брама Стокера). Классический рассказ этого же периода — «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона.
На протяжении не одного столетия проблема мистики и ужаса постоянно привлекает внимание поколений, что и обуславливает актуальность данной работы.
Готический жанр исследователи традиционно расценивают как разновидность жанра ужасов. Готический» роман, зародившись «на сломе двух эпох, на скрещении разноречивых, порой взаимоисключающих тенденций», развивался «в русле различных эстетических систем» [7, с. 8]. В английской эстетике XVIII века термин «готика» служил напоминанием о германских племенах - готах, которые в период III - V вв. разрушили античную культуру на территории Западной Европы, первоначально термин «готический» был синонимом средневекового варварства. В более широком смысле слово «готический» обозначает все, что обусловлено «варварским веком» и его «предрассудками». Как указывает просветитель Э.Шефтсбери - все чудовищное, ложное, готическое, совершенно невозможное в природе и возникшее из убогого наследия рыцарства». Как результат - для обозначения одного из стилей средневековой архитектуры употребляется слово «готический», стиль характеризуется как искусство «варварское», противоположное классическому» [6].
Чарлз Роберт Метьюрин – один из ярких представителей заключительного этапа развития классической британской готической традиции. Роман Ч. Метьюрина «Мельмот Скиталец» относят к выдающимся произведениям мировой литературы. Однако оценки произведения в разное время отличаются противоречивостью и неоднозначность: от популярности у первых читателей-современников и до критического, даже враждебного отношения английских рецензентов; от восторженного восприятия романа за рубежом (прежде всего в России и Франции) до забвения и обращение к изучению романа лишь в 1920-е годы.
Многие вопросы, прослеживающие жанр готического романа, как в зарубежном, так и в отечественном литературоведении частично уже нашли отражение Научная литература о "готической" прозе представлена значительным количеством исследований, на сегодня она обобщена в различных обзорах и библиографиях