Во всем мире детство признано важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств. Каждое государство заботится о благосостоянии детей, старается максимально защитить права ребенка, воспитать в нем чувство патриотизма и гражданственности.
Вопросы социально - педагогической поддержки личности ребёнка и подростка в каникулярный период занимают особое место в работе различных государственных и общественных учреждений и организаций. В течении последних десяти лет, в сложном времени социально - экономических и политических реформ, в деятельности большинства воспитательных учреждений и организации произошли серьёзные изменения. Затронули эти изменения и загородные летние лагеря.
Противоречия современного мира диктуют необходимость поиска новых путей развития систем образования, воспитания, оздоровления, досуговой деятельности и т. д. В этом ряду достаточно рельефно просматривается неизбежность принципиально нового подхода к системе организации свободного времени детей в период школьных каникул.
В этих противоречивых условиях культурное воспитание становится востребованным на всех уровнях общественной жизни. Именно культурное воспитание может и должно оказывать сегодня свое эффективное влияние на формирование у молодого поколения духовных ценностей и идеалов, индивидуального и общественного мировоззрения, поведенческих стереотипов и конкретных поступков, чему способствует коллективная творческая работа в детском оздоровительном лагере.
Та как коллективная творческая работа в детском оздоровительном лагере оказывает огромное воздействие на все сферы жизнедеятельности человека и содержит в себе значительный воспитательный потенциал, значит, проблема эффективного использования творческого потенциала коллективной творческой работы в детском оздоровительном лагере приобрела особую актуальность, что обусловило выбор темы.
Объектом данного исследования является организация коллективной творческой деятельности детей в детских оздоровительных лагерях.
Предмет работы – методика организации коллективной творческой деятельности детей в летнем оздоровительном лагере.
Целью данной работы является изучение сущности методики организации коллективной творческой деятельности детей в летнем оздоровительном лагере.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
- изучение понятия, общих целей и задач коллективной творческой деятельности,
- изучение видов, форм, структуры коллективных творческих дел,
- изучение организации каникулярного отдыха, оздоровления, занятости детей, приоритетных направлений в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической, культурологической, социологической литературы.
Структура работы представлена введением, двумя главами, четырьмя параграфами, заключением и списком использованной литературы.
Первая глава содержит информацию о коллективной творческой деятельности детей, раскрывает понятие, общие цели и задачи коллективной творческой деятельности, видов, форм и структуры коллективных творческих дел.
Во второй главе представлена информация об организации каникулярного отдыха, оздоровления, занятости детей, приоритетных направлениях в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей, организации мероприятий коллективной творческой деятельности детей в оздоровительном лагере.
Заключение содержит выводы по исследуемой теме.
1.Коллективная творческая деятельность детей
1.1.Понятие, общие цели и задачи коллективной творческой деятельности
Современная коллективная творческая деятельность переживает второе рождение. Разнообразные варианты, возможность выбора периода позволяет детям реализовывать собственные интересы и потребности, дает возможность развития интеллектуальных и творческих способностей. Система коллективной творческой деятельности обуславливает неограниченные возможности участия при выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.
Понятие «Коллективное творческое дело» стало известным примерно в шестидесятые годы прошлого столетия благодаря творческому использованию и пропаганде педагогического наследия А.С. Макаренко. [1] Коллективное творческое дело было основным звеном современной методики воспитания, которая создавалась посредством использования трудов всех поколений передовых педагогов, назвали коллективные творческие дела.
Коллективную творческую деятельность можно ассоциировать с полнокровной жизнью старших и младших, воспитателей и воспитанников. При этом такой вид творческой деятельности предполагает, что педагогами будет исполнена роль старших товарищей детей, которые действуют совместно, помогая и давая советы.
Методику проведения коллективных творческих дел стоит рассматривать в качестве деятельного, творческого и организационного механизма педагогики, которую можно рассматривать в качестве базовой основы деятельности в системе педагог-воспитанник: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела- это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.
Раскрытию важнейших особенностей коллективных творческих дел способствуют воспитательные мероприятия с различными формами открытой передачи готового общественного ценного опыта, которые в данной методике являются главными вспомогательными средствами воспитательной работы.[2]
Коллективную творческую деятельность стоит рассматривать в качестве проявления жизненно-практической гражданской заботы об улучшении общей жизни. Более того, коллективная творческая деятельность является совокупностью определенных действий на общую пользу и радость.
Процесс коллективной творческой деятельности демонстрирует наглядное осуществление нравственного, умственного, физического, трудового и эстетического воспитания, происходящего при взаимодействии всех сторон личности: познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, действенной.
Отсюда следует, что коллективная творческая деятельность – планируемое, подготавливаемое дело, совершаемое и обсуждаемое воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической гражданской заботе.[3] Более того, следует акцентировать творческий момент коллективного дела – каждая стадия его осуществления позволяет и воспитателям, и воспитанникам вести поиск лучших путей, способов, средств решения общей жизненно-важной практической задачи. Более того, данное дело не может быть превращено в догму, совершаться согласно установленных шаблонов, так как всегда выступает в разных вариантах, всегда обнародует новые свои возможности.
Преследуя цель удовлетворения душевных нужд воспитанников, педагог всегда должен определять свои действия, знать, чем можно помочь воспитаннику в реализации данного дела, привлекая его к себе в союзники, своевременно и надежно помогать в преодолении препятствий, воспитывая духовные и нравственные начала.
В качестве постулатов коллективной творческой деятельности можно назвать следующие моменты:
- принадлежность к коллективному творчеству,
- единство целей для реализации задуманного, добровольность участия в мероприятии,
- наличие свободы при выборе формы деятельности;
- наличие тесного взаимосотрудничества взрослых и детей;
- возможность творческого развития определенного коллектива под влиянием творчески одаренных лидеров в данном коллективе.[4]
Таким образом, делая вывод вышесказанному, стоит отметить, что технология коллективно-творческой деятельности оперирует такими понятиями, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и «огоньки», коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного. Все вышеназванные мероприятия выступают в роли основных слагаемых, которые определяют последовательность совместных действий педагогов и воспитанников, при которых успешность конечного результата может быть гарантирована совместным взаимодействием при прохождении тесно взаимосвязанных стадий.
[1] Грачикова С.А. Психологическое обеспечение временного коллектива в условиях загородного лагеря. Оренбург. 2015. -59с.
[2] Грачикова С.А. Психологическое обеспечение временного коллектива в условиях загородного лагеря. Оренбург. 2015. -59с.
[3] Буркина Е. Памятка педагогу. 2014. - 20 с.
[4] Буркина Е. Памятка педагогу. 2014. - 20 с.