Введение
Глава 1. Понятие самостоятельной работы и теоретические основы ее организации в начальной школе
1.1. Сущность самостоятельной работы в обучении младших школьников
1.2. Виды самостоятельной работы в начальной школе
1.3. Особенности самостоятельной работы в начальной школе
Глава 2. Организация самостоятельной работы в начальной школе
2.1. Самостоятельные работы по определенным темам в начальной школе
2.2. Самостоятельные работы творческого характера младших школьников
Заключение
Список использованных источников
Проблема активизации познавательной активности учащихся является одной из самых актуальных для современного педагогического сообщества. Скорые преобразования, происходящие в современном обществе, и стремительный ритм жизни требуют от современного человека проявления самостоятельности и активности, которые, несомненно, формируются, начиная со школьной скамьи. В связи с этим главной задачей современной школы становится не дать ребенку определенный багаж знаний, умений и навыков, а научить его эти знания приобретать самостоятельно. Иными словами, научить учиться – главная задача современной школы. И решаться эта задача должна, несомненно, уже с младшей школы.
Актуальной на сегодняшний день выступает проблема разработки теории и действующей методики организации самостоятельной работы на уроках в начальной школе.
Как вид деятельности учащихся самостоятельная работа, конечно, не новшество, она была неотъемлемой частью процесса обучения на протяжении всего исторического развития школы. Однако ее формы, способы организации и место в учебном процессе весьма различны. Так, например, в дореволюционной школе самостоятельная работа зачастую сводилась к выполнению домашнего задания, либо к заучиванию рассмотренных на уроках правил.
Совсем иная картина представляется на современном этапе развития школьного обучения: самостоятельная работа не сводится к простой зубрежке, а опирается на четкое понимание школьниками задач, поставленных учителем. Самостоятельная работа призвана возбуждать внимание, интерес и творчество детей, она должна учить детей учиться.
На сегодняшний день в работах целого ряда исследователей- педагогов, таких как А.Б. Баранов, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер и др. рассматривается с различных аспектов проблема активности и самостоятельности учащихся на уроках в школе. И несомненно достигнуты определенные успехи в разработке теории обучения, использования самостоятельных работ в системе уроков и домашних заданий (Е.Я. Голант, Н.Г. Дайри, Б.П. Есипов, Р.М. Микельсон). Зачастую процесс развития самостоятельности школьников рассматривается в динамике – от репродуктивной деятельности к творческой (исследования Н.Д. Левитова, И.Я. Лернера, Л.М. Пименовой и других). Однако, несмотря на большое количество исследований по проблеме, большая их часть таких исследований носит описательный характер.
Итак, первостепенной становится проблема самостоятельной деятельности учащегося, теоретическое ее обоснование и разработка практической методической базы, основанной на экспериментальных исследованиях оценки эффективности путей сочетания воспроизводящей и творческой деятельности в процессе усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Это работы таких психологов и педагогов как А.Б. Баранов, Л.И. Божович, А.Д. Ботвинников, М.Ю. Зайчик, Т.В. Кудрявцев, И.И. Сулкевич, В.Д. Фатеев и многих других.
Решение этой острой проблемы позволит педагогике привести всю систему образования в соответствие с потребностями развития современного мира.
Цель исследования: определить возможности использования самостоятельной работы как метода познавательной и творческой деятельности младших школьников на каждом из этапов урока.
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс в начальных классах общеобразовательной школы.
Предмет исследования: возможности организации самостоятельной работы младших школьников в целях активизации учебного процесса.
Гипотеза исследования: возможно существуют различные виды и особенности самостоятельной работы младших школьников в теории и практике обучения.
Задачи исследования:
-рассмотреть теоретическую базу проблемы организации самостоятельной работы на уроке;
-выявить сущность, значение и роль самостоятельной работы для активизации познания учащихся;
-определить структуру самостоятельной работы, как вида ученической деятельности, ее уровни и виды.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
-изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
-анализ учебно-методической литературы: программ, учебников, дидактических материалов;
-изучение школьного опыта организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся начальных классов.