Введение...................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ТОПОНИМОВ
1.1 Понятие и способы образования топонимов
1.2 Классификация топонимов
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТОПОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ
2.1 Анализ функционирования топонимов в тексте
2.2 Особенности употребления топонимов в художественной фантастике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Каждый человек постоянно встречается с географическими названиями. «Невозможно представить себе жизнь современного общества без географических названий, - пишет известный специалист в области топонимики Э. М. Мурзаев. — Они повсеместно и всегда сопровождают наше мышление с раннего детства. Всё на земле имеет свой адрес, и этот адрес начинается с места рождения человека. Родное село, улица, на которой он живёт, город, страна — всё имеет свои имена».[9,3].
Топонимика сравнительно молодая наука, изучающая географические названия. Слово «топонимика» образовано от двух греческих слов: topos-место, местность и onoma— имя. Взгляните на географическую карту, она вся испещрена названиями: стран, морей, островов, рек, озёр, городов, сёл. И это только малая часть существующих топонимов. Свои имена имеют и очень мелкие объекты: леса, луга, поля, болота, изгибы и затоны рек, отвершки оврагов, холмы и ямы, балки, части сёл и деревень. Такие названия, как правило, не зафиксированы в географических справочниках и редко встречаются в письменных документах, их хорошо знают лишь местные жители. В каждом селе можно записать, обычно, десятки таких названий
Топонимика как наука о географических названиях связана и с лингвистикой, и с историей, и с географией. Работая с топонимами на уроках русского языка и во внеклассной работе, учитель-словесник способствует повышению интереса у школьников к предмету русский язык, помогает учащимся овладеть умениями и навыками по русскому языку,
Актуальность работы заключается в том, что изучение географических названий важно как в познавательном, так и в практическом отношении - ведь без них невозможно представить современную жизнь. Знание их имеет и немалое воспитательное значение: хорошее знание малой родины говорит о любви к ней. Глубокое изучение географических названий отдельных регионов нашей страны - один из путей осознанного восприятия родной природы, культуры, традиций русского народа, поэтому является необходимым звеном в воспитательной работе школьного учителя, будь то филолог, историк или географ. Любовь к родным местам, трепетное, бережное к ним отношение, желание все о них знать вызывает у детей преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу - патриотизм.
Запас географических названий у детей, конечно, постепенно увеличивается - с расширением культурного кругозора, накоплением жизненного опыта и развитием речи. Но нередко бывает и так, что ученик, узнавая из учебников о великих реках, озерах, горных массивах, огромных городах, о знаменитых, прославившихся чем-то местах, что, разумеется, очень похвально, в то же время ничего не знает о родном селе, городе улице, по которой он ежедневно ходит, о той речке, в которой он летом купается. Это происходит по разным причинам, в частности, по невежеству в этом отношении окружающих, в том числе и учителей. Хуже всего, если это происходит от равнодушия, безразличия к окружающему миру и к истории народа, к которому сам он принадлежит, а это может привести к бездуховности, к пустоте души.
Содержание и методика нового курса направлено на решение следующих задач:
- развить все виды речевой деятельности школьников: умения писать и
читать, слушать и говорить, а также умение детей свободно пользоваться
родным языком в различных ситуациях общения;
- обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и познания окружающего мира на основе использования простейших структурно-семантических моделей, коммуникативно-значимых ситуаций и текстов различной стилистической направленности;
- сформировать общеучебные умения и навыки, необходимые для работы с текстом и книгой;
- обеспечить взаимосвязь новой системы обучению русскому языку с развитием коммуникативно-речевых умений и литературно-творческих способностей учащихся, с воспитанием у них духовно-нравственных ценностей;
- развить художественно-образное и логическое мышление учащихся,
привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей
культуры человека;
- приобщить детей к чтению художественной литературы и формирования интереса к ней.
На основании вышеизложенного можно определить объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: изучение топонимов.
Предмет исследования: изучение топонимов на внеклассных занятиях
русского языка.
Цель работы: рассмотреть особенности изучения топонимов на
внеклассных занятиях русского языка.
Задачи:
- Раскрыть понятие топонимы в современном русском языке.
- Разработать и описать методику развития речи при изучении топонимов.
- Провести экспериментальную работу по изучению влияния изучения топонимов на уроках русского языка на развитие.
- Подвести итоги проделанной работы.
Методы исследования:
- Анализ психолого-педагогической, методической, другой научной
литературы.
- Организация целенаправленной опытной работы.
- Изучение, анализ, обобщение массового опыта в школе по выявлению реального состояния проблемы в практике.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что если при работе с детьми на занятиях русского языка вести работы по
изучению топонимов, то развитие речи учащихся будет идти успешнее.