Введение
Глава I. Теоретические аспекты цветообозначений как
грамматическая природа цветовых обозначений
Колоративы в пространстве художественного произведении
Особенности цветообозначения в удмуртском языке
Глава II. Колористика С.П. Широбокова как элемент художественности его поэтических произведений
2.1. Творческое наследие С.П. Широбокова
2.2. Особенности цветовой палитры в поэзии удмуртского поэта С.П. Широбокова
Заключение
Список использованной литературы
Ведущей особенностью произведения выступает его художественность, которая заключается в гармоничном сочетании важного содержания и соответствующей ему совершенной формы. Только то произведение, в котором существует полное соответствие между всеми его составляющими, существует гармония, организованная идейным содержанием, можно назвать высокохудожественным. Художественность как сердцевина литературного произведения непосредственно предопределяет и путь его изучения, то есть анализ. Анализ художественного произведения - это его осмысление, рассмотрение его составляющих компонентов, определение тем, идей, мотивов, способа их образного воплощения, а также исследования средств создания образов.
Моделируя действительность, художник использует всю совокупность языковых факторов для отображения картин человеческой жизни так, чтобы читатель увлекся изображенным, чтобы художественные образы предстали перед ним ярче. Умелое сочетание литературоведческого и лингвистического анализов художественных произведений помогает почувствовать слово и понять его значение [13, с. 76]. Умело подобранное художником художественное слово раскрывает потенциальные возможности языка, передает традиционные и новые семантические, стилистические, функционально-экспрессивные оттенки, отражает авторское видение мира, активно участвует в создании определенного колорита. Сосредоточение внимания языковых особенностях произведения значительно углубляет как осознание его проблематики, так и восприятия художественного мастерства автора.
Одним из элементов индивидуального стиля и мировоззрения любого писателя выступает колористика. Названия цветов в художественном произведении - часть эстетики художественного целого, они имеют большую смысловую значимость, вызывают широкий круг ассоциаций. Названия цветов связываются с художественной структурой произведения, с индивидуальным стилем писателя, а также с культурно-историческими традициями.
Каждый из индивидуальных стилей характеризуется определенным кругом синонимов, антонимов для обозначения этих ощущений. Метафорическое употребление слов с цветовым содержанием выявляет закономерности развития соответствующих лексико-семантических групп. Перенос признаков цвета на предметы, вещи, явления, которые обычно не воспринимаются через названные конкретные ощущения, свидетельствует о метафоризации как общей тенденции развития лексической семантики [13, с. 112].
Язык художественной литературы с ее стремлением к обновленному слова, к добыче с лексической семантики новых смысловых нюансов, оттенков дает благодарный материал для изучения системно-семантических отношений в лексических группах с общей семантикой "цвет" [6, c. 20]. При этом выявляются не только особенности словоупотребления, расширение поэтического словаря словосочетаний, но и общие тенденции изменения синонимических и антонимических отношений в названных лексико-семантических группах, закономерности развития семантики слов, которые означают конкретные чувства человека.
Творческая личность С.П. Широбокова среди современников выделяется прежде всего своеобразием стиля. Творческой манере поэта присущи лиризм, философская направленность произведений, глубокое исследование внутреннего мира героев и окружающей среды.
Актуальность выбранной темы обусловлена природой оригинального творчества народного поэта Удмуртии С.П. Широбокова, органически связанного с особенностями его художественного мышления, что находит воплощение в различных по семантике образах: посредством использования различных языковых приемов и средств, в том числе и цветовых образов, поэт выражает свое авторское кредо, создает индивидуально-авторскую языковую картину мира.
Названия цветов были предметом разносторонних исследований, и не только лингвистического плана. В славянском языкознании различные аспекты изучения цветовой лексики представлены этимологическими, структурно-семантическими, стилистическими студиями, исследованиями истории колористических номинаций, их функционирование в древних и современных языках, сравнительный анализ отдельных лексем и всей системы языка. В удмуртской лингвистике существует ряд работ, посвященных изучению функциональных особенностей лексики на обозначение цвета. Так, например, Так, А.А. Арзамазов в диссертационной работе представил лексику цветообозначения в южно-удмуртском фольклоре и поэтической картине мира П. Захарова, рассмотрел функциональность цветовых имен в этимологическом, ритуально-мифологическом, эстетическом контекстах, соотнеся семантические варианты колоризмов в фольклоре и современной поэзии [2]. Акулина Л.В. рассматривает использование цветообозначений в качестве художественно-изобразительных средств в языке татарской и удмуртской художественной литературы на материале поэтических текстов Шауката Галиева и Владимира Романова - поэтов татарской и удмуртской литературы XX в. [1] В исследовании выявлены универсальные и идиоэтнические свойства цветообозначений в разноструктурных языках в их функциональном использовании. Особенности цветовой гаммы удмуртов прослеживает В.М. Ванюшев, И.В. Тараканов, Рылова М., Л.Р. Шайхутдинова и др. Цветовую символику умело использовали удмуртские поэты-классики: К. Герд, К. Митрей, Ашальчи Оки, Ф. Васильев, а также русские поэты Удмуртии: В. Семакин, О. Поскрёбышев, А. Демьянов, С.П. Широбоков, О. Хлебников и другие.
В поэтических текстах С.П. Широбокова цветовые эпитеты выполняют разнообразные стилистические функции, широко употребляются и в пейзажных описаниях, и для воспроизведения внешних и внутренних характеристик персонажей.
Своеобразие поэтического стиля С.П. Широбокова, значение его влияния на национальную поэтическую традицию, включенность наследия художника в поэтическую "парадигму" современности обуславливают важность изучения его творчества в лингвистическом аспекте. Вместе с тем необходимо констатировать, что недостаточно изученной остается лексико-семантическая, стилистическая характеристика языкового мира поэта, а соответственно и исследования цветовых характеристик в творчестве С.П. Широбокова отсутствует. Соответственно, в русле современных функционально-стилистических и направлений лингвистики тема исследования является актуальной.
Объектом исследования выступает творческое наследие удмуртского поэта С.П. Широбокова.
Предметом – особенности цветовой символики в поэтических произведениях С.П. Широбокова.
Цель работы заключается в исследовании функционирования лексем для обозначения цветовых характеристик в поэтических произведениях С.П. Широбокова.
Для достижения указанной цели предполагается решить следующие задачи:
- проанализировать состав, структуру и функционирование лексико-семантического поля цвета;
- представить тематическое направление творческого наследия С.П. Широбокова;
- исследовать использование удмурдским поэтом цветовых характеристик в произведениях, определить стилистическую функцию использованных цветов, семантическое значение.
Материалом исследования стали тексты поэтических произведений С.П. Широбокова, в которых цвета характеризуются активностью употребления и стилистической значимостью.
В ходе работы использованы такие методы и премы, как: структурный, сравнительно-сопоставительный методы, приемы интерпретации поэтических текстов С.П. Широбокова в контексте особенностей творческой манеры поэта.
Теоретическое значение исследования заключается в том, что систематизированы материалы, прослеживающие особенности функционирования цветообозначений в теоретическом аспекте и в практическом; предложен анализ использования цветов в поэтическом творчестве С.П. Широбокова. Как результат - появилась возможность для расширения и уточнения существующих в современном литературоведении сведений об особенностях цветовой символики на примере творческого наследия С.П. Широбокова.
Практическое значение работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы педагогами-практиками, филологами при проведении лекций, семинаров, занятий литературоведческой и культурологической направленности, а также в исследованиях творчества удмуртського поэта С.П. Широбокова.
Структура работы обусловлена спецификой исследовательской концепции: она состоит из введения, двух глав с подразделами, заключения и списка использованной литературы (19 источников). Общий объем работы составляет 27 страниц.