Введение.
1. Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
1.1.Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.2. Роль органов опеки в защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Основные направления деятельности по обеспечению социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на примере Центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей
2.1. Современное состояние форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей
2.2. Сопоставление результатов исследования основных направлений социально-правовой защиты детей-сирот в Центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Заключение.
Список литературы.
Как представляется, в современных условиях в России существует проблема о необходимости разработки новых форм содержания и воспитания детей, находящихся в особо сложных и дискомфортных условиях. Прежде всего, это касается детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Ребенок в государственных учреждениях получает комплекс образовательных, медицинских, социальных услуг, но встречаются проблемы в процессе его социализации, которые проявляются в отсутствии навыков самостоятельной жизни, сложности в самостоятельном построении отношений в семье, коллективе.
Как альтернатива государственным интернатным учреждениям все большую значимость приобретают формы устройства детей в семьи. Семья представляет собой незаменимый институт социализации ребенка, позволяющий ему овладеть базовыми социальными ролями.
Актуальность темы работы обусловлена необходимостью рассмотрения жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственных интернатных учреждениях с учетом Постановления Правительства № 481 от 24.05.2014г.
Цель исследования - рассмотрение особенностей форм жизнеустройства детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в государственных учреждениях.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- выделить принципы государственной социальной политики в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в создании благоприятных условий пребывания, приближенные к семейным, способствующие интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию ребенка;
- рассмотреть деятельность органов социальной защиты, связанные с обеспечением жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- проанализировать нормативно-правовую базу социально-правовой защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Объект исследования - деятельность государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования - современные методы, регулирующие деятельность государственных интернатных учреждений (на основании Постановления Правительства № 481 от 24.04. 2014г).
Характер задач исследования определил отбор используемых в работе методов. Были использованы следующие методы: изучение и анализ научной литературы; описание, сравнение, обобщение, систематизация, интервью.
1. Особенности организации социальной поддержки детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
1.1. Формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
В данный период времени Россия проходит через сложный экономический кризис, который негативным образом влияет на нормальное функционирование значительному количеству российских семей. Именно в этот период возрастает число семей, которые живут на различные социальные пособия, пенсии, или же вовсе не имеют средств к существованию. Такая достаточно новая для многих семей ситуация влияет, как на ухудшения экономической ситуации, так и приводит к сильному эмоциональному переживанию у членов его семьи, нередко вызывая напряжения и стрессов.
Безденежье, стресс, ассоциативное поведение, все это может привести к дисфункции семьи, что в последующем негативно отразиться на детях и приведет к социальному сиротству.
Согласно автору Абельбейсову В.А.: «Социальное сиротство - социальное явление, наличием в детей, родители умерли, детей, без попечения вследствие лишения прав, признания недееспособными, безвестно пропавшими». Сиротство в стране приобретает современных условиях иное содержание. все чаще становится ребенок живых родителях - дети, от отказываются сразу их рождения, дети из неблагополучных семей. таких детей- ежегодно возрастает.
В настоящее время обыденной речи в теоретических широко используются понятия: социальное сиротство и сирота. Сироты - это в возрасте 18 лет, у умерли оба единственный родитель.
Забота о социальных сиротах, и о сиротах в целом целиком и полностью ложится на государство. На государство возлагаются следующие обязанности:
· обеспечить достойный уровень жизни каждому ребенку;
· защита прав и интересов ребенка, находящегося под опекой у государства;
· поиск и подбор достойных опекунов или родителей для детей;
· дальнейший контроль и проверка семей, которые усыновили или взяли под опеку детей.
Конечно же, приоритетной задачей государства является поиск кандидатов на роль будущих родителей, так, как только в семье ребенок может нормально социализироваться и получить необходимое воспитание. Для данной задачи государство использует различные методы и технологии, позволяющие вести всесторонний поиск опекунов.
В первую очередь необходимо рассказать о Банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Существуют различные воспитательные организации, в которых временно или до достижения совершеннолетия помещают детей, которые остались без попечения родителей. Одним из таких учреждений, являются детские дома семейного типа.
Детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей и с учетом мнения всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных (удочеренных) детей (а с 10-летнего возраста только с их согласия).
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных (удочеренных) детей, находящихся в зарегистрированном браке супругов, не должно превышать 12 человек.
Организатором детского дома семейного типа не могут быть лица:
· находящиеся в кровном родстве с принимаемыми на воспитание детьми;
· лишенные родительских прав;
· не дееспособные или ограниченно дееспособные и др.
Рассмотрев данную форму, можно прийти к выводу, что детские дома семейного типа имеют преимущество над такими учреждениями, как детские дома и интернаты, так как воспитатели в этих учреждениях физически не могут уделить достаточную заботу и внимание каждому ребенку.
1. Конституция РФ Правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] // httр://www.соnsultаnt.ru /dосumеnt/соns_dос_LАW_28399/ (дата доступа 06.04.2017)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1 от 30.11.1994 №51, часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ, часть 3 от 26.11.2001 № 146-ФЗ, часть 4 от 18.12.2006 № 230-ФЗ).
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №188-ФЗ.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция от 20.04.2017).
5. Трудовой кодекс РФ [Электронный ресурс] //: httр://bаsе.gаrаnt.ru/12125268/ (дата доступа 06.04.2017).
6. Абанкина И.В. Дискуссионные вопросы экономики в проекте Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Народное образование. - 2018. - №8. - С. 94-98
7. Беженцев А. Культурно-досуговая деятельность несовершеннолетних в летний период как фактор формирования правопослушной личности подростков // Беспризорник. - 2017. - №1 - С. 59-63
8. Бердышев И.С. Проблемы здорового развития ребенка и детская психотравма. Материалы Интернет-семинара для специалистов в области социальной работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних / И.С. Бердышев М.Б Казакова., А.Г Малышев., Г.В Соловьева. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургское бюджетное учреждение социальной помощи семье и детям «Региональный центр «Семья», 2017. - 96 с.
9. Гордиевская Д. Площадка профилактики... // Беспризорник. - 2018. - №5 - С. 54-61
10. Гордиевский А. Профилактика правонарушений: история и современность // Беспризорник. - 2017. - №1 - С. 21-24.
11. Гришаев С. Опека и попечительство // Беспризорник. - 2017. - №5 - С. 49-53
12. Гришаев С. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Беспризорник. - 2017. - №3 - С. 65-72
13. Дети в трудной жизненной ситуации: новые подходы к решению проблемы. - М.: 2017. - 91 с.
14. Егорова М. О. Решение проблемы социального сиротства в условияхэкономического кризиса: антикризисные меры / М. О. Егорова // Социальноеобслуживание. - 2017. - № 7. - С. 62-66.
15. Жукова М. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Беспризорник. - 2014. - №3 - С. 2-14.
16. Зайцев Д. В. Сиротство в России: причины, отношение в обществе, социальная профилактика (по результатам обзора исследований и анализа мнений) / Д. В. Зайцев // Отечественный журнал социальной работы. - 2018. -№ 1. - С. 106-117.
17. Крисань Т.В. Технологии работы психолога с семьями, находящимися в социально опасном положении.// Работник социальной службы. - 2017. - № 10. - С. 59-62.
18. Мардашова Р. Опыт ликвидации детской беспризорности и безнадзорности в России // Беспризорник. - 2017. - №2 - С. 69-72
19. Методическое пособие по практическому использованию модели механизма «субъектной» социализации в целом и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении/ Под ред. академика РАН М.К. Горшкова. - М.: Институт социологии РАН, 2016. - 215 с.
20. Мусина В.П. Социальное сопровождение детей из неблагополучных семей на примере подросткового центра//Ученые записки, СПбГИПСР Выпуск 2. Том 22, 2014. - С. 87-90.
21. Наилова, М.Л. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми [Текст] / М.Л. Наилова. - Волгоград: Учитель, 2017. - 232 с.
22. Обеспечение социально-правовых и психолого-педагогических условий социализации детей: состояние, проблемы, современные подходы: Материалы научно-практической конференции 6-7 декабря 2017 г. - 2 ч. - Салехард. - 92 с.
23. Осипова И. И. Система предотвращения социального сиротства: дис.Д-ра социологических наук: код специальности ВАК: 22.00.04 / И. И. Осипова. - Нижний Новгород, 2009. - 329 с.