Введение
Глава 1. Творчество Ф.М. Достоевского и место в нем романа «Подросток»
1.1. Философские взгляды на судьбу человека Ф.М. Достоевского
1.2. История создания романа «Подросток»
Глава 2. Роман «Подросток» в литературоведении
2.1. Идейно-тематические и художественные особенности романа
2.2. Критика романа «Подросток»
Заключение
Библиографический список
Жизнь и творчество Федора Михайловича Достоевского неотделимы друг от друга. Он жил своим делом, и привносил в свои произведения часть своей жизни, словно исповедуясь перед читателем, открывая свои мысли, мировоззрение, взгляды.
Одиночество гениального писателя русской литературы при жизни было безгранично. Главные проблемы произведений не открылись современникам, они лишь видели его как проповедника гуманности, защитника бедных людей, «униженных и оскорбленных». В то время как Тургенев, толстой, Гончаров представляли читателям окружающий мир, как незыблемую твердыню, Достоевский пытался донести, что мир этот непрочен, и впереди ждут страшные перемены. Лишь в начале XX века, перед революцией, символисты «открыли» творчество автора. В этот период мировоззрение людей меняется и то, о чем Достоевский писал два десятка лет назад, становится как никогда актуальным. писатель становится духовным наставником, учителем людей, охваченных пророческой тревогой.
В книгах и статьях Н. Бердяева, Д. Мережковского, С. Булгакова, А. Волынского, В. Иванова и В. Розанова впервые раскрылась философская диалектика Достоевского, впервые была оценена произведенная им духовная революция.
Роман «Подросток» поднимает вневременные вопросы взаимоотношений отцов и детей. Сквозь все пороки и препятствия формируется личность главного героя, оттачивается характер. Роман характерен тем, что многие исследователи признают, что он стоит в стороне от остальных его произведений, выделяется.
Актуальность работы определяется идейно-тематической наполненностью: вечные проблемы взаимоотношения, человеческой личности не перестают быть актуальными сегодня.
Цель нашей работы – рассмотреть место романа Ф.М. Достоевского «Подросток» в литературоведении.
Для достижения цели мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть жизнь и творческую деятельность Ф.М. Достоевского,
- изучить историю создания романа «Подросток»,
- рассмотреть идейно-тематические и художественные особенности романа,
- проанализировать критику романа,
- сделать выводы по проделанной работе.
Объект исследования – исследовательские работы критиков, посвященные роману.
Предмет исследования – роман «Подросток» в литературоведении.
Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и библиографического списка.