Введение
Основная часть
1.Изложение как традиционная форма обучения основам развития связной речи
2. Виды изложений и их классификация
3. Лаконичность и точность как основа сжатого изложения
4. Сжатое изложение
5. Методические приемы подготовительной
6. Методические подходы к работе с текстом при написании сжатых изложений в 9 классе
Заключение
Список литературы
Обучение русскому языку и литературе проходит в сложных условиях, когда снижается общая культура, речь засорена неоправданными заимствованиями, арготизмами. В современной реальности, при переходе к информационной цивилизации книга, к сожалению, отступает на второй план. В таких условиях возрастает роль уроков литературы и русского языка.
Актуальность. Проблема совершенствования речевого развития учащихся на современном этапе является чрезвычайно актуальной. Стремление получить признание в обществе, состояться в будущей профессии, когнитивная потребность в информации и знаниях – всё это можно реализовать лишь через речевую деятельность. При этом многое зависит от умений и навыков, связанных с владением устной и письменной речью в различных речевых ситуациях, требующих конкретного стиля общения, соблюдения определённых культурноречевых и этических норм. Социальное самоопределение, самореализация и познание возможны при высоком уровне развития коммуникативных умений обучающихся.
Острота проблемы развития речи школьников на современном этапе обусловлена прежде всего тем, что дети не только крайне мало читают, но и часто испытывают затруднения в понимании прочитанного ввиду недостаточного словарного запаса. Конечная цель работы по развитию речи – формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения [3, с. 11]. Эта задача решается на всех уроках русского языка и литературы, но особая роль в этом принадлежит специальным урокам развития речи, которые обучают написанию изложений. Изложение — традиционная форма обучения основам развития связной речи. В основе изложения лежит метод близкого к оригиналу пересказа авторского текста, передача его по памяти [4, с. 67]. Объем часов, отводимых на проведение таких уроков, определен программой по русскому языку.
В трудах отечественных и зарубежных исследователей разрабатывались различные аспекты проблемы формирования связного монологического высказывания. Изучение различных аспектов формирования связной речи у детей позволило авторам выявить ряд закономерностей ее становления, что представлено в разработках А.Н.Гвоздева, Н.И.Жинкина, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, Е.И.Исениной, Н.И.Лепской, В.Н.Овчинникова, К.Ф.Седова, Л.Г.Шадриной и др. Также в обозначенном контексте значимы положения методики преподавания родного языка на современном этапе, разрабатываемые Г.Г.Граником, В.И.Капиносом, Т.А.Ладыженской, М.Р. Львовым и др.
Систематическое обращение к тексту, особое внимание к вопросам лексической, грамматической и стилистической сочетаемости слов, формирование представлений о способах связи предложений в тексте и т.п. создаёт предпосылки для осмысления и преобразования речевого опыта школьника. Работа над сжатым изложением позволяет говорить о развитии коммуникативных умений и навыков современных школьников, необходимых им в дальнейшей жизни. Комплекс умений, необходимых для написания сжатого изложения, обеспечивается всей проводимой в курсе русского языка работой по развитию речи. Нельзя забывать и о том, что многие из этих умений формируются как общеучебные при изучении других предметов школьного курса.